Разработка занятия по литературе «Разноцветные слова»
Хадиуллина Гульнара Акмалетдиновна
учитель начальных классов МБОУ «Сармановская гимназия» Республики Татарстан
Литературный кружок
Тема: Разноцветные слова
Цель : создание необходимых условий для художественно-эстетического развития обучающихся, для их творческой самореализации, развития креативности.
Задачи :
развивать познавательный интерес обучающихся к изучению литературы;
повышать интеллектуальный уровень обучающихся; способствовать творческой самореализации членов клуба;содействовать речевому общению учащихся.
Формирование УУД:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родной язык», «слово». Обогащение знаний,развитие речи, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Связь с другими предметами: данный вид творческой работы можно использовать на уроке литературного чтения .
Оборудование: проектор,текст рассказа М.Маликовой «Весенние венки», таблица «Черные слова»
Ход занятия
Добрый день, здравствуйте ребята! Cегодняшнее занятие хочу начать со стихотворения Елены Потехиной (Слайд 1)
И было слово изначально
И значит так тому и быть.
Учитесь словом восхищаться.
Умейте словом дорожить.
Ловите слово чистым сердцем
И в нём храните, как очаг.
Горите словом и дышите
Есть слово – друг и слово – враг.
Значит, о чем мы сегодня с Вами будем говорить ? Какая будет тема нашего разговора ? Да правильно. (Слайд 2)
Мы будем с Вами сегодня говорить о словах. Слово – это одно из самых важных понятий в нашей жизни. Изначально каждое слово имеет в себе определённую загадку, тайну, смысл. Главное его свойство – это многогранность!
Во многих семьях, есть хорошая семейная традиция – чтение книг, разгадывание загадок по вечерам.Семейный вечер за чтением – это прекрасная возможность наладить контакт между родителями и детьми.А что можно сделать, чтобы чтение книг для детей стало интересным и увлекательным занятием?
Как раз сегодня поговорим об одном из способов увлекательного чтения.
Все мы знаем, что слово обладает неописуемой силой. Особенно слово учителя. Слово учителя для ребёнка может быть как красивый букет цветов, как мягкая подушка ,чудодейственное лекарство или наоборот как острый нож. (Слайд 3)
Ученые с мировым именем выяснили, что слово действует и на молекулы воды.Один из таких-профессор, Константин Коротков. (Слайд 4)
(Слайд5) Слушая разные слова, молекулы воды могут иметь разную форму.Например ,когда говорим слова «спасибо», «пожалуйста», «красавица», они принимают изящную, правильную форму снежинок .А если малекулы воды услышат такие фразы, как «глупый», «ты меня достал», то они становятся некрасивыми.Это подтвержденные факты.Значит, сила слова огромна.
Наряду со значением, силой, слова могут иметь так же и цвет. Интересно же, да? (Слайд 6)Слова можно условно разделить на группы в зависимости от их цвета. Посмотрите на рисунки, чтобы найти слова первой группы.(Слайд 7)
О каких словах мы будем говорить, и какого цвета они будут?
Какие слова говорит мать, чтобы утешить плачущего ребенка?
Как стоматолог успокаивает больного?
(Слушаем мнения детей)
Как вы думаете какого цвета могут быть тёплые слова? (жёлтые)
Почему тёплые слова могут иметь жёлтый цвет?
Теплые слова – желтые слова
(Желтый - потому что можно сравнить с теплом солнечных лучей)
Раздам текст. Здесь отрывок из произведения нашей землячки Мадины Маликовой “Весенние венки”. Будем работать над этим текстом.(Слайд 8)
Для ознакомления с текстом даётся 3 минуты.
А теперь найдем в отрывке теплые,красивые (желтые по цвету) слова. (Работа в группах)
- Будь благодарна,
доченька,
тысячу раз спасибо скажи.
- Здравствуйте (Слайд 9)
Из этого можно сделать вывод, что писательница Мадина Маликова часто обращалась к тёплым словам. Действительно, не будем жалеть теплых слов.
Для определения второй группы слов по цвету снова обратимся на экран. (Слайд 10)
Посмотрите пожалуйста, о каких словах будем говорить? Какого цвета они будут?
(Слушаем мнения детей)
Да, мы поговорим о крылатых выражениях и пословицах, сказанных нашими предками. А какой цвет можем выбрать для этих слов?
Я бы назвала их красными словами.
А почему именно красный цвет?
Ведь это слова, сказанные через опыт, накопленный кровью! Прошли века, но достоверность этих слов вновь и вновь доказывается. В нашем языке очень много пословиц и поговорок о слове.Вспомним несколько.(Слайд 11)
Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.
Доброму слову – добрый ответ.
Слова хороши, если они коротки.
Слову верь, а дело проверь
А теперь вернёмся к творчеству Мадины Маликовой. Какие пословицы и поговорки она использовала в своем произведении? (Работа в группах)
Молитвы сирот, говорят, святы
Для людей делаешь, для себя умения набираешь
Давая еду котенку, щёлкни по носу
Вырастишь телёнка, рот и нос в масле будет, вырастишь сироту, рот и нос в крови будут
Коли в рот сироте хлеб попадает, из носа кровь пойдёт
Не ройся на дне мешка, обиду в душе не держи (Слайд 12)
Посмотрите сколько пословиц использовано в одном небольшом произведении. Поэтому, наверное, произведения Мадины Маликовой читаются с удовольствием. Они написаны народным,простым, понятным, близким всем языком.
А последнюю группу слов предлагаю назвать чёрными словами.(Слайд 13)
-Как вы думаете, какие слова на нашем языке будут черными? (Выслушиваются комментарии - некрасиво, плохо, ругательства и т. д.)
Работа в парах с заранее распределенными таблицами
Слайд 14
Чёрные слова | |
синонимы | антонимы |
Бранные слова Грубые слова Ругательственные Некрасивые Дурные Скверные | Доброе слово Ласковое слово Вежливое Красивое Чудное |
Конечно, в жизни бывают такие моменты, когда приходится использовать и вот такие чёрные слова. Пусть этих слов в нашем языке будет меньше!
Эти слова я бы сравнила с вирусом, который распространяет болезнь.
Подобно этому вирусу, черные слова оскверняют нашу речь.
Продолжаем работать с текстом. Использовал ли Автор чёрные слова в тексте?
(В группах работа заключается в том, чтобы найти в тексте слова.)
(Слайд 15)
Тупица
Глупая
-Почему автор использовал эти слова?
(Слушаем мнения) Раиса хочет показать себя выше, умнее.
Народ издавна не любил чёрные слова. Давайте вспомним пословицы и поговорки.(Слайд 16)
Слово ранит – слово лечит.
Лишнее слово досаду наводит, до стыда доводит.
Слово пуще стрелы ранит.
Злое словечко – колечит сердечко.
Дорогие ребята, не будем портить нашу речь чёрными словами! (Слайд 17)
Поосторожней со словами,
Они и ранят,и казнят,
Они порой в душе,как камень,
Никем не убранный,лежат.
Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить...
Прервав,как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
Поосторожней со словами:
Все то,что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
Поосторожней со словами:
В словах-завет,в словах-запрет,
В словах всегда живем мы сами,
А ЖИЗНЬ- ОДНА,
ДУБЛЕРА-НЕТ!!!
Спасибо за сотрудничество!
Использованная литература
1.М.Маликова «Весенние венки»
2. Стихотворение Небутовой А. В. «Поосторожней со словами» (Сайт https://www.liveinternet.ru/)
3.Стихотворение Е.Потехиной «Как наше слово отзовется?"Разноцветные слова
PPTX / 4.75 Мб
PPTX / 4.75 Мб