Разработка индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация звуков С – Ш»
Разработка индивидуального логопедического занятия
Тема: «Дифференциация звуков С – Ш»
(старший дошкольный возраст)
Автор: учитель-логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» Тульской области города Новомосковск Кондратьева О.В
Содержание
Разработка индивидуального логопедического занятия
Тема: «Дифференциация звуков С – Ш»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Коррекция нарушений речи осуществляется в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с протоколами психолого-медико-педагогической комиссии в старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети данной группы имеют сопутствующий диагноз: общее недоразвитие речи (III ̶ IV уровня).
В результате обследования и наблюдения за деятельностью детей в группе, было выявлено, что помимо речевых нарушений, слабо развита моторная сфера. Некоторые дети не предпринимали попыток к выполнению заданий, а у тех, кто выполнял тесты – движения были неточными, неуверенными, пальцы были малоподвижными, темп даже самых легких упражнений – замедлен. Многие дети неверно держат карандаш. Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. У большинства наблюдается неправильная хватка, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее. Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Пользование кистью неумелое – не могут рисовать концом, всей кистью, направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, тяготение к ритмическим, повторным движениям, не соблюдение равномерности узоров по величине форм, симметрическое расположение узора. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Исходя из целей обследования, наблюдений за деятельностью детей и изученной методической литературы, определилась задача – уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.
Работа над данной проблемой осуществляется в проекте «Использование нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений воспитанников, для которых проектируется занятие:
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития. Оно направлено на формирование умений дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, в предложении, в связной речи; формирование усвоения лексико-грамматических категорий.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.
Перспективы использования разработки:
Данное занятие составлено по ФГОС и соответствует ныне действующим образовательным программам, поэтому может использоваться учителем - логопедом дошкольного общеобразовательного учреждения на индивидуальных и подгрупповых занятиях по дифференциации звуков и развитию мелкой моторики рук.
Место разработки в системе логопедической работы:
1. Место данной темы в общей системе логопедической работы: совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря,
2. Разработка входит в блоки занятий «Дифференциация смешиваемых звуков в словах, словосочетаниях, предложениях» являясь занятием заключительного этапа автоматизации звукопроизношения.
3. В соответствии с проектом, данная разработка занятия входит блоки «Тестопластика» в раздел «В пластилиновой стране».
4. Подготовленность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим: перед данным занятием проводилась работа по автоматизации звука [Ш]. Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука, дифференцирование со свистящим звуком [С], а также увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Дидактическая структура разработки:
Занятие строится на дидактических принципах: научности, систематичности и последовательности, индивидуального подхода. Задания построены от простого к сложному. Предложены задания с простым выбором ответа, задания на установление соответствия, задания на сравнение.
Занятие направлено на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная деятельность построена на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на различные технологии, систем ярких опорных образов, наполненных информацией, позволяет повысить познавательную активность, интерес к материалу, эффективность его усвоения.
План занятия
I. Вводный этап.
1. Организационно-мотивационный этап. Процесс вовлечения в деятельность. (Привлечение внимания. Приходят персонажи. Установка педагога.)
1.1. Игровой момент. Создание проблемной ситуации. (Персонажи предлагают поиграть с ними, но каждый из них просит всё находить со своим любимым звуком).
2. Мотивационно-побудительный этап. Мотивация.
2.1. Упражнение «Послушный язычок». (биоэнергопластика – артикуляционные упражнения в сочетании с плавными движениями рук. Артикуляционные упражнения с бегемотом Жужей и обезьянкой).
2.2. Дидактическая игра «Весёлый ветерок». (Длительное произнесение звуков с персонажами на выдохе)
Динамическая пауза. (Пальчиковая гимнастика с персонажами с су-джок шариками)
II. Основной этап.
3. Этап применения знаний на практике. (Использование способа закрепления знаний путём применения нетрадиционных игр)
3.1. Упражнение «Ловкие пальчики». (Игра с персонажами и колечками су-джок. Закрепление звукопроизношения).
3.2. Дидактическая игра «Одень Звуковичка». (Закреплять умение пользоваться картинками – символами для обозначения характеристик звуков).
3.3. Упражнение «Осьминожек». (Закрепление звукопроизношения в слогах с персонажем).
Динамическая пауза. (Физминутка. Снятие эмоционального напряжения, развитие общей моторики).
3.4. Игра «Внимательные ушки». (Закрепление звукопроизношения в словах вместе с персонажами с использованием прищепок).
3.5. Игра «Подарки для Шипелкина и Свистелкина» (Закрепление звукопроизношения в предложениях. Совершенствование грамматического строя речи. Используется песочница и кинетический песок).
III. Заключительный этап.
3.2. Рефлексия. Подведение итогов с разных точек зрения. Формирование самооценки и эмоционального состояния.
ФИО учителя-логопеда | Кондратьева Оксана Викторовна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» | ||
Возраст ребёнка, логопед. заключение | Старший дошкольный возраст Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня | ||
Тема занятия | «Дифференциация звуков [С] - [Ш]» | ||
Тип занятия | Комбинированное. Решение дидактических и коррекционных задач | ||
Время реализации занятия | 20 минут | ||
Используемые технологии | 1. Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций 2. Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства 3. Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии и тестопластики, организация комфортной психологической среды 4. Игровая технология 5. Технология оценки учебных достижений. | ||
Цель занятия | Совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] - [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях | ||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
- упражнять в умении правильно произносить звуки С и Ш; - продолжать упражнять в умении различать звуки С и Ш на слух и определять их наличие в словах; - продолжать упражнять в умении образовывать формы существительных Р. падеже; - продолжать упражнять в умении согласовывать существительные с числительными. | - уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков С и Ш; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать зрительную, образную память, мышление, внимание; - продолжать формирование длительной направленной воздушной струи; - развивать фонематический слух, связную речь. | -воспитывать активность и самостоятельность на занятии; -воспитывать у ребёнка самоконтроль за речью; -формировать интерес к логопедическим занятиям. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия
с ребёнком старшего дошкольного возраста с ОНР
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -создать условия для воспитания положительного интереса к логопедическому занятию | -развивать умение высказываться, вести диалог -учить принимать и сохранять учебную задачу | -развивать умение слушать и понимать других -учить работать в паре - развивать умения строить и поддерживать диалог | -формировать умение на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам | |
Предметные: Ребёнок будет уметь различать звуки [С], [Ш] на слух. Дифференцировать звуки [С], [Ш] в произношении изолированно, в слогах, словах, в предложении, в связной речи. Будут развиты мышечные ощущения, сформирован контроль за тонусом мышц пальцев и кисти руки. Метапредметные: Ребёнок сможет правильно воспринимать и удерживать информацию на слух, выполнять действия по словесной инструкции; будет хорошая скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения. Личностные: Ребёнок будет иметь заинтересованность в занятиях по развитию речи и будет иметь уверенность в своих способностях. | ||||
Оборудование | Куклы-Звуковички, два гнома Шипелкин и Свистелкин, песочница, кинетический песок,самолётик, снежинка и солнышко, прищепки с картинками, формочки (самолёт, мишка, собака, машина), перчаточные куклы для арт.гимн, заводные Лягушонок и Гусь, верёвочка Червячок-Звукоешка, су-джок шары |
Организационная структура логопедического занятия
Виды работы на этапе | Используе-мый дидактичес-кий и наглядный материал | Содержание педагогического взаимодействия | ||||||||||||||
Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | |||||||||||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||||
I. Вводный этап 1.Организационно-мотивационный этап (2 мин.) (Формулировка темы, постановка цели и задач) | ||||||||||||||||
Активизация познавательной деятельности | Два гнома Шипелкин и Свистелкин | Организует деятельность, направленную на актуализацию имеющихся знаний. – К Звуковичкам сегодня в гости пришли два гномика: Шипелкин и Свистелкин. Эти гномики приготовили нам много интересных заданий. – С какого звука начинается имя у гнома - Шипелкин?. (со звука Ш) – С какого звука начинается имя гнома - Свистелкин? (со звука С) – Сегодня мы с тобой будем учиться различать эти два звука. | Активно вступает в диалог, высказывается | Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности | Отвечает на вопросы педагога | Умение слушать собеседника. Выражать свои мысли в соответствии с задачей | Контролирует правильность ответа | Осуществлять действие по образцу и заданному правилу | ||||||||
2.Мотивационно-побудительный (3мин.) | ||||||||||||||||
1. Упражнение «Послушный язычок» (биоэнергопластика - развитие артикуляционной моторики в сочетании с плавным движение рук) 2. Дидактическая игра «Весёлый ветерок» (развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной возд. струи) | Перчаточные игрушки обезьянка и бегемотик Жужа Заводные игрушки Гусь и Лягушонок; Верёвочка Червячок- Звукоешка | А чтобы правильно разговаривать, и все звуки выговаривать надо язычку потрудиться и сделать зарядку. – Будем выполнять с тобой артикуляционные упражнения. А поможет нам в этом маленький помощник бегемотик Жужа. (ребёнок выполняет артикуляционные упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Чашечка», «Горка») – Произнеси звук С для Свистелкина. (с-с-с-с) – Когда мы произносим звук С: куда упирается язычок (в нижние зубки), в каком положении губы (растянуты в улыбке), какой дует ветерок (холодный)? Когда мы произносим звук Ш: куда упирается язычок (в верхние зубки), в каком положении губы (губы трубочкой), какой дует ветерок (тёплый)? (ребенок произносит длительно звуки С и Ш) | Выполняет артикуляцион-ные и дыхательные упражнения следуя устным инструкциям и наглядному показу. | Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков. | Взаимодействует с педагогом во время выполнения артикуляционной гимнастики. | Умение слушать собеседника. Выражать свои мысли, действия в соответствии с задачей. | Контролирует правильность выполнения гимнастики. | Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. | ||||||||
Динамическая пауза (1 мин.) | ||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика (массаж су-джок) | Шарики су-ждок | Организует паль. гимнастику. – Выполняем действия с шариком в соответствии со словами в стихотворении: Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. | Выполняет определённые движения руками в соответствии с текстом | Умение применять правила и пользоваться инструкциями | Взаимодействует с педагогом во время выполнения пальчиковой гимнастики | Умение слушать собеседника. Выражать свои действия в соответствии с задачей. | Контролирует правильность выполнения движений | Умение координировать движения | ||||||||
II. Основной этап 3. Этап применения знаний на практике (5мин.) | ||||||||||||||||
3. Упражнение «Ловкие пальчики» (колечки су-джок) 4. Дидактическая игра «Одень Звуковичка» | Колечки су-джок Куклы Звуковички гласные и согласные | Контролирует выполнение, комментирует. – Надеваем колечко на пальчик - произносим звук С. Снимаем колечко - произносим звук Ш. Уточняет знания ребёнка о гласных и согласных звонких и глухих звуках. – Гласные Звуковички зовут к гномам их друзе Согласных звуковичков С и Ш – В каких рубашках будут согласные звуки С и Ш? Почему так думаешь? | Произносит звуки С и Ш. Слоги с этими звуками. | Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука. | Взаимодействует с педагогм во время выполнения упражнения | Ориентация на партнёра по общению. | Осуществляет самоконтроль выполнения задания. | Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания. | ||||||||
5. Упражнение «Осьминожек» | Осьминог с моделями гласных звуков на щупальцах | Контролирует выполнение, комментирует. – Звуковички предлагают поиграть с осьминогом. На щупальцах осьминога модели гласных звуков. Нужно прошагать, проговаривая слоги по моделям звуков. | | | | | | | ||||||||
Динамическая пауза (1 мин.) | ||||||||||||||||
Физминутка изоритмика «Солнышко» | | Организует динамическую паузу. – Давай немного отдохнём. Проговаривая стихотворение, выполняй всё сказанное. Круг рисуем, раз, два, три. Очень круглый, погляди. А от круга, а от круга Много линий проведёшь. Их лучами называют. Что получилось - узнаёшь? (солнышко) | Выполняет определённые движения в соответствии с текстом | | | | Осуществляет самоконтроль выполнения задания. | Умение координировать движения | ||||||||
4. Этап применения знаний на практике (5 мин.) | ||||||||||||||||
5. Игра «Внимательные ушки» 6. Игра «Подарки для Шипелкина и Свистелкина» | Модель солнышка и снежинки, прищепки с картинками в названии которых есть звук С или Ш Кинетический песок в песочнице, песочные формы | Переключает детей на другой вид деятельности, способствуя созданию благоприятного психологического климата. Контролирует выполнение, комментирует. – Давай для Свистелкина и Шипелкина соберём солнышко и снежинку с помощью лучиков-прищепок с разными картинками. В названии которых есть звук С, прикрепи к солнышку, а картинками, в названии которых есть звук Ш, к снежинке. Контролирует выполнение, комментирует – Шипелкин и Свистелкин очень любят играть с песком. Давай для них сделаем из песка фигурки. Для Шипелкина выбери и сделай фигурки, в названии которых есть звук Ш. А для Свистелкина фигурки, в названии которых есть звук С. – Придумай предложение со словом самолёт (собака, машина, мишка). – Давай с тобой посчитаем самолёты (собак, мишек, машины). Я начну, а ты продолжай. 1....,2...., 5.... Расскажи Шипелкину и Свистелкину каких игрушек у нас в саду много. | Работает по предложенному алгоритму Делает фигурки при помощи формочек: самолёт, собака, машина, мишка. Закрепляет правильное произношение звуков С и Ш в словах и предложениях. Считает, проговаривая существительные с числительным | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Взаимодействует с педагогом во время выполнения упражнения | Умение слушать, вступать в диалог, планировать сотрудничество с педагогом. Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации. | Осуществляет самоконтроль и самооценку своей деятельности | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. | ||||||||
III. Заключительный этап 6. Рефлексия (3 мин.) | ||||||||||||||||
| | Заключительная беседа. Подведение итогов. Педагогическая оценка – Чем мы сегодня занимались? Для чего это нужно? Чему ты ещё научился сегодня? Что хорошего получилось? Над чем ты ещё будешь работать? – А чтобы не забыть, как ты сегодня старался правильно произносить звуки С и Ш, гномы оставили тебе раскраски с ними. Ты можешь взять их и раскрасить в группе с ребятами. | Активно вступает в диалог, высказывается | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Отвечает на вопросы педагога | Умение оценивать правильность своих действий. | Осуществляет самоконтроль | Умение отвечать на вопросы полными предложениями, контролировать и оценивать результат |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14-16.
2. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М., 1993.
3. Филиппова С.о. подготовка дошкольника к обучению письму: методическое пособие, - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М., 2003.
5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М., 2008.
6. Гризик Т. Подготовка к обучению письму// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37
7. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» М. : «Просвещение», 2006.
8. Гризик Т. И. «В мире слов». М. : Просвещение, 2006.
9. Гризик Т. И. «Маленький помощник»: пособие для подготовки руки к письму. – М. : Просвещение, 2006.
10. Гризик Т. И ««Умелые пальчики» М. : Просвещение, 2006.
11. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
12. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова. — Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10336/
13. Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенка – https://shkola-i4.ru/teachers/Роль%20мелкой%20моторики%20пальцев%20рук%20в%20развитии%20речи%20ребенка.pdf
14. Развитие речи детей путем активизации мелкой и общей моторики. – https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-11102
15. Развитие речи детей 5-6 лет посредством развития мелкой моторики – https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-5-6-let-posredstvom-razvitiya-melkoy-motoriki