Разработка индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация звуков С – Ш»

1
0
Материал опубликован 21 November



Разработка индивидуального логопедического занятия

Тема: «Дифференциация звуков С – Ш»

(старший дошкольный возраст)



Автор: учитель-логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» Тульской области города Новомосковск Кондратьева О.В



Содержание


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Коррекция нарушений речи осуществляется в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с протоколами психолого-медико-педагогической комиссии в старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети данной группы имеют сопутствующий диагноз: общее недоразвитие речи (III ̶ IV уровня).

В результате обследования и наблюдения за деятельностью детей в группе, было выявлено, что помимо речевых нарушений, слабо развита моторная сфера. Некоторые дети не предпринимали попыток к выполнению заданий, а у тех, кто выполнял тесты – движения были неточными, неуверенными, пальцы были малоподвижными, темп даже самых легких упражнений – замедлен. Многие дети неверно держат карандаш. Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. У большинства наблюдается неправильная хватка, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее. Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Пользование кистью неумелое – не могут рисовать концом, всей кистью, направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, тяготение к ритмическим, повторным движениям, не соблюдение равномерности узоров по величине форм, симметрическое расположение узора. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Исходя из целей обследования, наблюдений за деятельностью детей и изученной методической литературы, определилась задачауже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Работа над данной проблемой осуществляется в проекте «Использование нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений воспитанников, для которых проектируется занятие:

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития. Оно направлено на формирование умений дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, в предложении, в связной речи; формирование усвоения лексико-грамматических категорий.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.

Перспективы использования разработки:

Данное занятие составлено по ФГОС и соответствует ныне действующим образовательным программам, поэтому может использо­ваться учителем - логопедом дошкольного общеобразовательного учреждения на индивидуальных и подгрупповых занятиях по дифференциации звуков и развитию мелкой моторики рук.

Место разработки в системе логопедической работы:

1. Место данной темы в общей системе логопедической работы: совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря,

2. Разработка входит в блоки занятий «Диф­ференциация смешиваемых звуков в словах, словосочетаниях, предложениях» являясь занятием заключительного этапа автоматизации звукопроизношения.

3. В соответствии с проектом, данная разработка занятия входит блоки «Тестопластика» в раздел «В пластилиновой стране».

4. Подготовленность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим: перед данным занятием проводилась работа по автоматизации звука [Ш]. Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука, дифференцирование со свистящим звуком [С], а также увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Дидактическая структура разработки:

Занятие строится на дидактических принципах: научности, систематичности и последовательности, индивидуального подхода. Задания построены от простого к сложному. Предложены задания с простым выбором ответа, задания на установление соответствия, задания на сравнение.

Занятие направлено на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная деятельность построена на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на различные технологии, систем ярких опорных образов, наполненных информацией, позволяет повысить познавательную активность, интерес к материалу, эффективность его усвоения.

План занятия

I. Вводный этап.

1. Организационно-мотивационный этап. Процесс вовлечения в деятельность. (Привлечение внимания. Приходят персонажи. Установка педагога.)

1.1. Игровой момент. Создание проблемной ситуации. (Персонажи предлагают поиграть с ними, но каждый из них просит всё находить со своим любимым звуком).

2. Мотивационно-побудительный этап. Мотивация.

2.1. Упражнение «Послушный язычок». (биоэнергопластика – артикуляционные упражнения в сочетании с плавными движениями рук. Артикуляционные упражнения с бегемотом Жужей и обезьянкой).

2.2. Дидактическая игра «Весёлый ветерок». (Длительное произнесение звуков с персонажами на выдохе)

Динамическая пауза. (Пальчиковая гимнастика с персонажами с су-джок шариками)

II. Основной этап.

3. Этап применения знаний на практике. (Использование способа закрепления знаний путём применения нетрадиционных игр)

3.1. Упражнение «Ловкие пальчики». (Игра с персонажами и колечками су-джок. Закрепление звукопроизношения).

3.2. Дидактическая игра «Одень Звуковичка». (Закреплять умение пользоваться картинками – символами для обозначения характеристик звуков).

3.3. Упражнение «Осьминожек». (Закрепление звукопроизношения в слогах с персонажем).

Динамическая пауза. (Физминутка. Снятие эмоционального напряжения, развитие общей моторики).

3.4. Игра «Внимательные ушки». (Закрепление звукопроизношения в словах вместе с персонажами с использованием прищепок).

3.5. Игра «Подарки для Шипелкина и Свистелкина» (Закрепление звукопроизношения в предложениях. Совершенствование грамматического строя речи. Используется песочница и кинетический песок).

III. Заключительный этап.

3.2. Рефлексия. Подведение итогов с разных точек зрения. Формирование самооценки и эмоционального состояния.

ФИО учителя-логопеда

Кондратьева Оксана Викторовна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»

Возраст ребёнка,

логопед. заключение

Старший дошкольный возраст

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня

Тема занятия

«Дифференциация звуков [С] - [Ш]»

Тип занятия

Комбинированное. Решение дидактических и коррекционных задач

Время реализации занятия

20 минут

Используемые технологии

1. Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций

2. Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства

3. Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии и тестопластики, организация комфортной психологической среды

4. Игровая технология

5. Технология оценки учебных достижений.

Цель занятия

Совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] - [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

- упражнять в умении правильно произносить звуки С и Ш;

- продолжать упражнять в умении различать звуки С и Ш на слух и определять их наличие в словах;

- продолжать упражнять в умении образовывать формы существительных Р. падеже;

- продолжать упражнять в умении согласовывать существительные с числительными.


- уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков С и Ш;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать зрительную, образную память, мышление, внимание;

- продолжать формирование длительной направленной воздушной струи;

- развивать фонематический слух, связную речь.

-воспитывать активность и само­стоятельность на заня­тии;

-воспитывать у ребёнка самоконтроль за речью;

-формировать интерес к логопеди­ческим занятиям.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

с ребёнком старшего дошкольного возраста с ОНР

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

-формировать мотивацию к обучению и целена­правленной познаватель­ной деятельности; -создать условия для воспитания положитель­ного интереса к логопе­дическому занятию

-развивать умение вы­сказываться, вести диалог

-учить принимать и сохранять учебную задачу

-развивать умение слушать и понимать других

-учить работать в паре

- развивать умения строить и поддерживать диалог

-формировать умение на основе анализа объ­ектов делать выводы, обобщать, классифици­ровать по признакам


Планируемые результаты занятия

Предметные: Ребёнок будет уметь различать звуки [С], [Ш] на слух. Дифференцировать звуки [С], [Ш] в произношении изолированно, в слогах, словах, в предложении, в связной речи. Будут развиты мышечные ощущения, сформирован контроль за тонусом мышц пальцев и кисти руки.

Метапредметные: Ребёнок сможет правильно воспринимать и удерживать информацию на слух, выполнять действия по словесной инструкции; будет хорошая скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения.

Личностные: Ребёнок будет иметь заинтересованность в занятиях по развитию речи и будет иметь уверенность в своих способностях.

Оборудование

Куклы-Звуковички, два гнома Шипелкин и Свистелкин, песочница, кинетический песок,самолётик, снежинка и солнышко, прищепки с картинками, формочки (самолёт, мишка, собака, машина), перчаточные куклы для арт.гимн, заводные Лягушонок и Гусь, верёвочка Червячок-Звукоешка, су-джок шары

Организационная структура логопедического занятия

Виды работы

на этапе

Используе-мый дидактичес-кий и наглядный

материал

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы   деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы   деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы   деятельности

I. Вводный этап

1.Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

(Формулировка темы, постановка цели и задач)

Активизация познавательной деятельности










Два гнома Шипелкин и Свистелкин







Организует деятельность,

направленную на актуализацию

имеющихся знаний.


К Звуковичкам сегодня в гости пришли два гномика: Шипелкин и Свистелкин. Эти гномики приготовили нам много интересных заданий.

С какого звука начинается имя у гнома - Шипелкин?. (со звука Ш)

С какого звука начинается имя гнома - Свистелкин? (со звука С)

Сегодня мы с тобой будем учиться различать эти два звука.




Активно вступает в диалог,

высказывается








Проявлять мотивацию учебно-познавательной

деятельности

Отвечает на вопросы педагога


Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли в соответствии с  

задачей


Контролирует правильность ответа










Осуществлять действие по образцу

и заданному правилу


2.Мотивационно-побудительный (3мин.)

1. Упражнение «Послушный язычок»

(биоэнергопластика - развитие артикуляционной моторики в сочетании с плавным движение рук)


2. Дидактическая игра «Весёлый ветерок»

(развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной возд. струи)

Перчаточные игрушки обезьянка и бегемотик Жужа










Заводные игрушки Гусь и Лягушонок;

Верёвочка Червячок- Звукоешка


А чтобы правильно разговаривать, и все звуки выговаривать надо язычку потрудиться и сделать зарядку.

Будем выполнять с тобой артикуляционные упражнения. А поможет нам в этом маленький помощник бегемотик Жужа.

(ребёнок выполняет артикуляционные упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Чашечка», «Горка»)


Произнеси звук С для Свистелкина. (с-с-с-с)

Когда мы произносим звук С: куда упирается язычок (в нижние зубки), в каком положении губы (растянуты в улыбке), какой дует ветерок (холодный)?

t1732195272aa.gifКогда мы произносим звук Ш: куда упирается язычок (в верхние зубки), в каком положении губы (губы трубочкой), какой дует ветерок (тёплый)?

(ребенок произносит длительно звуки С и Ш)


Выполняет артикуляцион-ные и дыхательные упражнения следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением.

Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков.


Взаимодействует  с  педагогом  во  время  выполнения артикуляционной гимнастики.

Умение  слушать  собеседника.

Выражать  свои  мысли, действия  в   соответствии  с  задачей.


Контролирует правильность выполнения гимнастики.




Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Динамическая пауза (1 мин.)

Пальчиковая гимнастика

(массаж су-джок)


Шарики су-ждок







Организует паль. гимнастику.


Выполняем действия с шариком в соответствии со словами в стихотворении:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Выполняет определённые движения руками в соответствии с текстом

Умение применять правила и пользоваться инструкциями


Взаимодействует с педагогом во  время  выполнения пальчиковой гимнастики

Умение слушать собеседника.

Выражать свои  действия в соответствии с задачей.

Контролирует правильность   выполнения движений


Умение координировать движения

II. Основной этап

3. Этап применения знаний на практике (5мин.)

3. Упражнение «Ловкие пальчики» (колечки су-джок)


4. Дидактическая игра «Одень Звуковичка»




Колечки

су-джок







Куклы Звуковички гласные и согласные





Контролирует выполнение, комментирует.


Надеваем колечко на пальчик - произносим звук С. Снимаем колечко - произносим звук Ш.


Уточняет знания ребёнка о гласных и согласных звонких и глухих звуках.


Гласные Звуковички зовут к гномам их друзе Согласных звуковичков С и Ш

В каких рубашках будут согласные звуки С и Ш? Почему так думаешь?


Произносит звуки С и Ш.

Слоги с этими звуками.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука.

Взаимодействует  с педагогм  во  время  выполнения упражнения

Ориентация на партнёра по общению.

Осуществляет самоконтроль выполнения задания.

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

5. Упражнение «Осьминожек»

Осьминог с моделями гласных звуков на щупальцах

Контролирует выполнение, комментирует.


Звуковички предлагают поиграть с осьминогом. На щупальцах осьминога модели гласных звуков. Нужно прошагать, проговаривая слоги по моделям звуков.







Динамическая пауза (1 мин.)

Физминутка изоритмика «Солнышко»



Организует динамическую паузу.


Давай немного отдохнём. Проговаривая стихотворение, выполняй всё сказанное.

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

Что получилось - узнаёшь?

(солнышко)

Выполняет определённые движения в соответствии с текстом




Осуществляет самоконтроль выполнения задания.

Умение координировать движения

4. Этап применения знаний на практике (5 мин.)

5. Игра «Внимательные ушки»















6. Игра «Подарки для Шипелкина и Свистелкина»



Модель солнышка и снежинки, прищепки с картинками в названии которых есть звук С или Ш










Кинетический песок в песочнице, песочные формы

Переключает детей на другой вид деятельности, способствуя созданию благоприятного психологического климата. Контролирует выполнение, комментирует.


Давай для Свистелкина и Шипелкина соберём солнышко и снежинку с помощью лучиков-прищепок с разными картинками. В названии которых есть звук С, прикрепи к солнышку, а картинками, в названии которых есть звук Ш, к снежинке.


Контролирует выполнение, комментирует


Шипелкин и Свистелкин очень любят играть с песком. Давай для них сделаем из песка фигурки. Для Шипелкина выбери и сделай фигурки, в названии которых есть звук Ш. А для Свистелкина фигурки, в названии которых есть звук С.

Придумай предложение со словом самолёт (собака, машина, мишка).

Давай с тобой посчитаем самолёты (собак, мишек, машины). Я начну, а ты продолжай. 1....,2...., 5....

Расскажи Шипелкину и Свистелкину каких игрушек

у нас в саду много.




Работает по предложенному алгоритму
















Делает фигурки при помощи формочек: самолёт, собака, машина, мишка.

Закрепляет правильное произношение звуков С и Ш в словах и предложениях. Считает, проговаривая существительные с числительным


Умение

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание

Взаимодействует  с педагогом  во  время  выполнения упражнения

Умение слушать, вступать в диалог,

планировать сотрудничество  с   педагогом.

Умение  выражать  свои   мысли  в   соответствии с  поставленными  задачами и  условиями  коммуникации.


Осуществляет самоконтроль и самооценку своей деятельности








Уметь  слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой.

Принимать  и сохранять учебную   цель и задачу.


III. Заключительный этап

6. Рефлексия (3 мин.)



Заключительная беседа. Подведение итогов. Педагогическая оценка

Чем мы сегодня занимались? Для чего это нужно? Чему ты ещё научился сегодня? Что хорошего получилось? Над чем ты ещё будешь работать?

А чтобы не забыть, как ты сегодня старался правильно произносить звуки С и Ш, гномы оставили тебе раскраски с ними.  Ты можешь взять их и раскрасить в группе с ребятами.

Активно вступает в диалог,

высказывается

Рефлексия

способов и

условий

действия,

контроль и

оценка процесса

и результатов

деятельности


Отвечает на вопросы педагога


Умение оценивать

правильность своих

действий.


Осуществляет самоконтроль

Умение

отвечать на

вопросы

полными

предложениями,

контролировать

и оценивать

результат


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наи­более эффективного пути обучения данной категории детей. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных мето­дов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повы­шает эффективность логопедической работы в целом.

​​​​​​​СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14-16.

2. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М., 1993.

3. Филиппова С.о. подготовка дошкольника к обучению письму: методическое пособие, - Спб.: Детство-Пресс, 2001.

4. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М., 2003.

5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М., 2008.

6. Гризик Т. Подготовка к обучению письму// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37

7. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» М. : «Просвещение», 2006.

8. Гризик Т. И. «В мире слов». М. : Просвещение, 2006.

9. Гризик Т. И. «Маленький помощник»: пособие для подготовки руки к письму. – М. : Просвещение, 2006.

10. Гризик Т. И ««Умелые пальчики» М. : Просвещение, 2006.

11. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.

12. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова. — Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10336/

13. Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенкаhttps://shkola-i4.ru/teachers/Роль%20мелкой%20моторики%20пальцев%20рук%20в%20развитии%20речи%20ребенка.pdf

14. Развитие речи детей путем активизации мелкой и общей моторики. – https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-11102

15. Развитие речи детей 5-6 лет посредством развития мелкой моторики – https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-5-6-let-posredstvom-razvitiya-melkoy-motoriki


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.