Разработка открытого вводного занятия для обучающихся и родителей «Открывая мир чудес» (1–3 класс)

0
0
Материал опубликован 20 March 2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

отдел «Пластические искусства»

Разработка открытого вводного занятия для обучающихся и родителей

 «Открывая мир чудес».

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Цветная карусель»,1 год обучения.

Вид деятельности: аппликация

Возраст обучающихся: 6 – 10лет

Автор: Соломина Юлия Николаевна

педагог высшей квалификационной категории

 

Оренбург, 2019

Цель: ознакомление обучающихся с деятельностью творческой мастерской «Цветная карусель».

Задачи:

В области обучения:

- познакомить с историей возникновения аппликации как искусства;

- познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации.

В области развития:

- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;

- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;

- расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);

- развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;

- развивать интерес к искусству аппликации.

В области воспитания:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

- воспитывать умение работать в коллективе;

 

Материалы, инструменты и оборудование:

наглядный материал (образцы открыток)

карандаши цветные

карандаш простой

цветная бумага

ножницы

линейка

зубочистка

клей

музыкальное сопровождение (музыка народов мира)

Методы и приемы:

словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;

наглядные – показ образцов открыток, рассматривание иллюстраций;

практические - аппликация по собственному замыслу из бумаги.


 

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся и родителей

Время

1

Организационный этап

- Здравствуйте, уважаемые ребята и родители!

Присаживайтесь за столы, давайте познакомимся.

Дети, родители отвечают на приветствие педагога, знакомятся, называя себя.

2мин.

2

Основной этап:

Теоретический этап

Ребята! Вы пришли заниматься в творческое объединение «Цветная карусель». Меня зовут Соломина Юлия Николаевна. Мы занимаемся во «Дворце творчества детей и молодёжи» по переулку Хлебный,2. Обратите внимание, в нашем кабинете оформлен стенд с детскими работами, выполненными в техники аппликации. Добро пожаловать в мир искусства аппликации!

Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Об этом мы поговорим на следующем занятии.

Итак, мы с вами узнали, что аппликация появилась очень давно. В современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы - всё это вы можете сами сделать. (Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций и образцов изделий). См. Приложение №1.

Рассматривание образцов открыток, просмотр иллюстраций.

15мин.

3

А теперь, ребята и родители давайте немного поиграем.

Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем». См. Приложение №2.

Дети и родители выполняют упражнения.

2 мин.

4

Проходите на свои места.

Самые главные инструменты для аппликации – это ваши руки и пальцы. Чтобы создать поделку или панно, мы будем использовать разные материалы: бумагу, картон, природный и бросовый материалы. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные. А сейчас запомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. Тест «Инструменты и приспособления для занятий по аппликации». См. Приложение №3.

Дети и родители слушают, повторяют за педагогом правила при работе с колющимися и режущими предметами.

3мин.

5

Практический этап.

Ребята и уважаемые родители, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию по собственному замыслу из бумаги. Бумагу надо использовать рационально и экономно. Мы с вами смотрели презентацию по украшению одежды, обуви, предметов быта и жилища разных народов мира, поэтому я приготовила разные шаблоны и трафареты их бумаги предметов одежды, обуви, предметов быта (фартук, сапоги, рукавицы, платки, платья, дорожки, тарелки). Выбирайте для себя понравившийся шаблон или трафарет, переводите на цветную бумагу с помощью простого карандаша. Затем аккуратно по линии надо вырезать предмет и составить интересный орнамент из цветной бумаги. Это могут быть геометрические фигуры, цветы и т.п.). проявите фантазию по собственному замыслу.

Дети и родители последовательно выполняют работу.

20 мин.

6

Итоговый этап.

Ребята и родители, давайте на доске расположим выставку наших работ. Посмотрите, какие получились у всех разные и интересные работы. Сегодня вы познакомились с историей возникновения аппликации как искусства. Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы нам в работе? Какие надо соблюдать правила при работе с колющимися и режущими предметами?

Занятие окончено. Всем спасибо. До новых встреч.

Дети и родители рассматриваю выставку своих работ, отвечают на вопросы педагога.

Уборка рабочего места.

3 мин.

Приложения

Приложение №1.

Об истории возникновения аппликации.

Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов. Самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов поражают высоким художественным мастерством. Например, кочевники аппликацией из войлока украшали дорожные сумки и сбрую для лошадей. Посмотрите на аппликацию из бересты, которую выполняли на юртах жители Севера. Татары, киргизы, калмыки и монголы украшали сапоги аппликацией из цветной кожи. А чувашские национальные костюмы украшали аппликацией из ткани.

Аппликация была широко распространена не только в Азии, но и в Европе. Во времена рыцарства аппликация достигла огромной популярности. Войны и турниры способствовали появлению гербов. Они должны быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию аппликации. Рыцари были в латах, лица их полностью закрыты. И поэтому рыцарей можно было отличить только по гербам. Король Сицилии Роджер Второй вывез из Византии ткачей и вышивальщиков. Сицилийские вышивки отличаются своеобразным использованием аппликации. Особенно славились испанские аппликации – узоры из бархата на фоне атласа.

Высшего расцвета аппликационных работ достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Самым модным было сочетание красного, жёлтого и зелёного цвета. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги.

1.Аппликационные украшения бурятских изделий (рукавица, кисет, сапожок).

2.Мотивы украшения нанайских изделий.

3.Варианты декоративных аппликаций с роговидными узорами по мотивам тувинских орнаментированных изделий.

Рис.1,2 – «сыртык» (подушка)

Рис.3,4 – «барба» (перекидная сумка)

Рис.5,6 – «кисет»

4.Украинская вырезка из бумаги.

5.Аппликации по мотивам татарского орнамента на предметах быта:

1. - оформление колпаков; 2 – убранство башмачков;

3. – украшение круглой основы тюбетеек;

4. – орнамент на фартуки; 5. – башмаки; 6. – узоры на концах полотенец;

7. – украшение сапожков-ичегов.

6.Оформление казахских поясов.

Приложение №2.

Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем».

Текст

Движения

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулаки сжимаем.

1,2,3,4,5 – начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз.

 

Приложение №3.

Ножницы. Виды ножниц.

Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.

Ножницы садовника – секатор.

Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и зигзагообразным краем.

Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они лёгкие, с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закруглённые концы.

Правила работы с ножницами.

1.Ножницы хранить в определённом месте – в подставке или рабочей коробке.

2.Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3.Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4.Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5.Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6.Использовать ножницы только по назначению.

Так правильно работать ножницами.

Разрезать Отрезать Вырезать Надрезать

Тест «Инструменты и приспособления для занятий по аппликации»

Задание: отметьте знаком «+» инструменты и приспособления для занятий по аппликации.

Правила работы с клеем.

Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой или газетой.

Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.

Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.

После работы клей плотно закройте, уберите.

Обязательно вымойте руки и кисточку.

Список литературы

1.Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО и методы психолого-педагогические диагностики [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-44с.

2.Евладова Е.Б, Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 352 с.

3.Макеева, Т.Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т.Г.Макеева. - М., Академия развития, 2015. -146с.

4.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализа­ции / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 176 с.

5.Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта, 2016.

6.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам 1-4кл [Текст]. / Р.Г.Чуракова. -М.: Академкниг. Учебник, 2014.-145с.

Список рекомендуемой литературы для педагогов

Богатеева, З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента [Текст] / З.А.Богатеева.– М.: Академия развития, 2014.- 350с.

Бойко, Е.А. Квиллинг, или бумажная филигрань [Текст] / Е.А.Бойко.- М.,2015. - 44с.

Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г.Гагарин. - Издательство Ташкент, 1988.-54с.

4Геронимус, Т.М. Мастерская трудового обучения в младших классах [Текст] / Т.М.Геронимус.– М.: Новая школа, 2014. -112с.

Геронимус, Т.М. Правила безопасности труда и личной гигиены для учащихся 1 – 4 классов в процессе трудовой подготовки Текст] / Т.М.Геронимус. - М.: Новая школа, 2014. -116с.

Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-62с.

Изобразительное искусство. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург, ДТДИМ,2013.-42с.

Искусство – детям. Учебное пособие. - М.: Мозаика-синтез, №07, №8, №9, №10, №11-2013.

Макеева, Т.Г. Диагностика развития школьников: психологические тесты. / Т.Г.Макеева.- Ростов на Дону: Феникс,2014.-86с.

Макеева, Т.Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т.Г.Макеева. - М., Академия развития, 2014. -146с.

Новикова, И.В. Аппликация из природных материалов [Текст]./ И.В.Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2016.-69с.

Петрушина, С.В. Вырезаем силуэты [Текст]. / С.В.Петрушина.– М.: Ассоциация 21век, 2016. -48с.

Проснякова Т.Н., Е.А.Мухина. Методические рекомендации к учебнику "Технология". - М.,2015.-124с.

Романина, В.И. Дидактический материал по трудовому обучению [Текст]. / В.И.Романина.- М.: Мозаика-синтез,2015. -97с.

Ситникова,Т.Н. Интегрированные уроки в 3классе [Текст]./ Т.Н.Ситникова.- М.,2014.-134с.

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст].2-е изд., стереотип. / авт.- сост. [Н.А.Тараканова], - Волгоград: Учитель,2015.-144с.

Смакова, А.Г.Дополнительная образовательная программа "Радуга" [Текст]. / А.Г.Смакова. - Оренбург,2009. -46с.

Сорокоумова , Е.А. Возрастная психология [Текст]. / Е.А.Сорокоумова. - М., Ассоциация 21век, 2016.-165с.

Тестопластика. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2013.-26.

Феоктистова, В.Ф.К здоровью через движение [Текст]. / В.Ф.Феоктистова.- Волгоград, 2015.-77с.

Федотов, Г.Я. Поделки из природных материалов [Текст] / Г.Я.Федотов. – М.:АСТ-ПРЕСС,2015.-94с.

Черныш, И.В. Удивительная бумага [Текст] / И.В.Черныш. - М.:АСТ-ПРЕСС,2015.-69с.

Цирулик,Н.А., Проснякова,Т.Н. Умные руки [Текст]. / Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - М.,2015.-135с.

Цирулик,Н.А.,Проснякова,Т.Н. Уроки творчества [Текст]. / Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - М.,2014.-144с.

Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст]. / И.К.Щеблыкин. – М.: Ассоциация 21век, 2016.-133с.

Ячменева,В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет [Текст]. / В.В.Ячменева. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2016.-69с.

Список литературы для детей

1.Антонова, М.Р. Лепим, клеим, вырезаем… [Текст] / М.Р.Антонова. - М.: Издательство Эксмо,2016.-76с.

2. Грушина,Л.В. Азбука самоделок [Текст]./ Л.В.Грушина - М.: Издательский дом Карапуз,2016.-43с.

3.Детская коллекция идей. Журнал для детей. / – М., ЗАО ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА,2014.-87с.

4.Джексон, Д. Поделки из бумаги [Текст]. / Д.Джексон. - М.:Издательство Ниола-Пресс,2016.-95с.

5.Какулина, В.П.Чудесные превращения бумажного листа [Текст] / В.П.Какулина.– Пенза,2015. -90с.

6.Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги [Текст]. / Е.Г.Лебедева. - М.: Айрис – пресс,2016. -77с.

7.Люцкевич, Д.А. Открытки к любому празднику своими руками [Текст]. / Д.А.Люцкевич.- М.: Эксмо,2016. -127с.

8.Мастерилка. - М., Издательский дом, Карапуз-№3,№6,№8-2005; №4-2008; №2,№5-2009; №3-2014.

9.Мусиенко, С.И. Школа волшебников [Текст]. / С.И.Мусиенко.- М.: Школьная пресса, 2016.-67с.

10.Рахно, М.О.Открытки своими руками [Текст]. / М.О.Рахно.- Ярославль: Академия развития,2015.-80с.

11.Цветы из бумажных лент: Практическое руководство./ Сост. О.М.Климова. - М.: Издательство Ниола-Пресс,2014.

12.Цветы оригами для любимой мамы [Текст]./ Авт.-сост. Л.В. Иванова. - М.,2014.-69с.

13.Шинкарчук, С.А. Правила безопасности дома и на улице [Текст]. / С.А.Шинкарчук.- Санкт-Петербург,2016.-75с.

Список литературы для родителей

1. Битиносова, Б.П. Мой мир и я — путь любви: Руководство для родителей [Текст]. / Б.П.Битиносова. - М.,2015.-78с.

2.Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей [Текст]. / Михайлова М.А. - Ярославль, 2014. -116с.

3.Ёлкина, Н.В. 1000загадок. Популярное пособие для родителей [Текст]. / Н.В.Ёлкина. - Ярославль: Академия развития, 2013.-69с.

4.Михайлова, М.А. Пословицы и поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей [Текст]. / М.А.Михайлова. - Ярославль,2015.-146с.

5.Нагибина, М.И. Вместе учимся мастерить [Текст]. / М.И.Нагибина. - Ярославль, Академия развития, Холдинг,2014. -124с.

6.Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы [Текст]. / Р.В.Овчарова. – М.,2016.-85с.

Интернет-ресурсы

1.http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

2.http://bomoonlight.ru/azbuka/ - Азбука в картинках для учеников 1-го класса.

3.http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.

4.http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

5.http://akademius.narod.ru/index1.html - Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов.

6.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий.

7.http://www.lenagold.ru/ - Отличный сайт для творческих учителей. Содержит клипарты и фоны, которые помогут в создании презентационных материалов к уроку.

8.http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).

9.http://www.solnet.ee/school/index.html - Виртуальная школа официального детского портала «Солнышко». Содержит очень много детских материалов по всем областям знаний, предназначенных для дошкольника и младшего школьника.

10.http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - Сайт «Детский мир». Детские песни, сказки, мультфильмы, загадки и др.

11.http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов.

12.http://www.kostyor.ru/archives.html - Сайт школьного журнала «Костѐр». Официальный сайт – это усеченная версия журнала, в которой можно найти множество интересных материалов для детей.

13.http://playroom.com.ru — Детская игровая комната. Множество развивающих игр, песни, сказки, конкурсы детского рисунка, информация для родителей и множество других полезных материалов.

14.http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для школьников и их родителей.

15.http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.

16.http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.

17.http://www.apus.ru/site.xp/ - Сайт-энциклопедия о животных.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.