Разработка открытого вводного занятия для обучающихся и родителей «Открывая мир чудес» (1–3 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
отдел «Пластические искусства»
Разработка открытого вводного занятия для обучающихся и родителей
«Открывая мир чудес».
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Цветная карусель»,1 год обучения.
Вид деятельности: аппликация
Возраст обучающихся: 6 – 10лет
Автор: Соломина Юлия Николаевна
педагог высшей квалификационной категории
Оренбург, 2019
Цель: ознакомление обучающихся с деятельностью творческой мастерской «Цветная карусель».
Задачи:
В области обучения:
- познакомить с историей возникновения аппликации как искусства;
- познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации.
В области развития:
- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
- расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
- развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
- развивать интерес к искусству аппликации.
В области воспитания:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- воспитывать умение работать в коллективе;
Материалы, инструменты и оборудование:
наглядный материал (образцы открыток)
карандаши цветные
карандаш простой
цветная бумага
ножницы
линейка
зубочистка
клей
музыкальное сопровождение (музыка народов мира)
Методы и приемы:
словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;
наглядные – показ образцов открыток, рассматривание иллюстраций;
практические - аппликация по собственному замыслу из бумаги.
Ход занятия:
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся и родителей |
Время |
1 |
Организационный этап - Здравствуйте, уважаемые ребята и родители! Присаживайтесь за столы, давайте познакомимся. |
Дети, родители отвечают на приветствие педагога, знакомятся, называя себя. |
2мин. |
2 |
Основной этап: Теоретический этап Ребята! Вы пришли заниматься в творческое объединение «Цветная карусель». Меня зовут Соломина Юлия Николаевна. Мы занимаемся во «Дворце творчества детей и молодёжи» по переулку Хлебный,2. Обратите внимание, в нашем кабинете оформлен стенд с детскими работами, выполненными в техники аппликации. Добро пожаловать в мир искусства аппликации! Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Об этом мы поговорим на следующем занятии. Итак, мы с вами узнали, что аппликация появилась очень давно. В современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы - всё это вы можете сами сделать. (Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций и образцов изделий). См. Приложение №1. |
Рассматривание образцов открыток, просмотр иллюстраций. |
15мин. |
3 |
А теперь, ребята и родители давайте немного поиграем. Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем». См. Приложение №2. |
Дети и родители выполняют упражнения. |
2 мин. |
4 |
Проходите на свои места. Самые главные инструменты для аппликации – это ваши руки и пальцы. Чтобы создать поделку или панно, мы будем использовать разные материалы: бумагу, картон, природный и бросовый материалы. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные. А сейчас запомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. Тест «Инструменты и приспособления для занятий по аппликации». См. Приложение №3. |
Дети и родители слушают, повторяют за педагогом правила при работе с колющимися и режущими предметами. |
3мин. |
5 |
Практический этап. Ребята и уважаемые родители, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию по собственному замыслу из бумаги. Бумагу надо использовать рационально и экономно. Мы с вами смотрели презентацию по украшению одежды, обуви, предметов быта и жилища разных народов мира, поэтому я приготовила разные шаблоны и трафареты их бумаги предметов одежды, обуви, предметов быта (фартук, сапоги, рукавицы, платки, платья, дорожки, тарелки). Выбирайте для себя понравившийся шаблон или трафарет, переводите на цветную бумагу с помощью простого карандаша. Затем аккуратно по линии надо вырезать предмет и составить интересный орнамент из цветной бумаги. Это могут быть геометрические фигуры, цветы и т.п.). проявите фантазию по собственному замыслу. |
Дети и родители последовательно выполняют работу. |
20 мин. |
6 |
Итоговый этап. Ребята и родители, давайте на доске расположим выставку наших работ. Посмотрите, какие получились у всех разные и интересные работы. Сегодня вы познакомились с историей возникновения аппликации как искусства. Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы нам в работе? Какие надо соблюдать правила при работе с колющимися и режущими предметами? Занятие окончено. Всем спасибо. До новых встреч. |
Дети и родители рассматриваю выставку своих работ, отвечают на вопросы педагога. Уборка рабочего места. |
3 мин. |
Приложения
Приложение №1.
Об истории возникновения аппликации.
Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов. Самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов поражают высоким художественным мастерством. Например, кочевники аппликацией из войлока украшали дорожные сумки и сбрую для лошадей. Посмотрите на аппликацию из бересты, которую выполняли на юртах жители Севера. Татары, киргизы, калмыки и монголы украшали сапоги аппликацией из цветной кожи. А чувашские национальные костюмы украшали аппликацией из ткани.
Аппликация была широко распространена не только в Азии, но и в Европе. Во времена рыцарства аппликация достигла огромной популярности. Войны и турниры способствовали появлению гербов. Они должны быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию аппликации. Рыцари были в латах, лица их полностью закрыты. И поэтому рыцарей можно было отличить только по гербам. Король Сицилии Роджер Второй вывез из Византии ткачей и вышивальщиков. Сицилийские вышивки отличаются своеобразным использованием аппликации. Особенно славились испанские аппликации – узоры из бархата на фоне атласа.
Высшего расцвета аппликационных работ достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Самым модным было сочетание красного, жёлтого и зелёного цвета. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги.
1.Аппликационные украшения бурятских изделий (рукавица, кисет, сапожок).
2.Мотивы украшения нанайских изделий.
3.Варианты декоративных аппликаций с роговидными узорами по мотивам тувинских орнаментированных изделий.
Рис.1,2 – «сыртык» (подушка)
Рис.3,4 – «барба» (перекидная сумка)
Рис.5,6 – «кисет»
4.Украинская вырезка из бумаги.
5.Аппликации по мотивам татарского орнамента на предметах быта:
1. - оформление колпаков; 2 – убранство башмачков;
3. – украшение круглой основы тюбетеек;
4. – орнамент на фартуки; 5. – башмаки; 6. – узоры на концах полотенец;
7. – украшение сапожков-ичегов.
6.Оформление казахских поясов.
Приложение №2.
Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем».
Текст |
Движения |
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулаки сжимаем. 1,2,3,4,5 – начинаем разгибать. |
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз. |
Приложение №3.
Ножницы. Виды ножниц.
Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.
Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.
Ножницы садовника – секатор.
Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и зигзагообразным краем.
Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они лёгкие, с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.
Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закруглённые концы.
Правила работы с ножницами.
1.Ножницы хранить в определённом месте – в подставке или рабочей коробке.
2.Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3.Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4.Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5.Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6.Использовать ножницы только по назначению.
Так правильно работать ножницами.
Разрезать Отрезать Вырезать Надрезать
Тест «Инструменты и приспособления для занятий по аппликации»
Задание: отметьте знаком «+» инструменты и приспособления для занятий по аппликации.
Правила работы с клеем.
Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой или газетой.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
После работы клей плотно закройте, уберите.
Обязательно вымойте руки и кисточку.
Список литературы
1.Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО и методы психолого-педагогические диагностики [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-44с.
2.Евладова Е.Б, Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 352 с.
3.Макеева, Т.Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т.Г.Макеева. - М., Академия развития, 2015. -146с.
4.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 176 с.
5.Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта, 2016.
6.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам 1-4кл [Текст]. / Р.Г.Чуракова. -М.: Академкниг. Учебник, 2014.-145с.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
Богатеева, З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента [Текст] / З.А.Богатеева.– М.: Академия развития, 2014.- 350с.
Бойко, Е.А. Квиллинг, или бумажная филигрань [Текст] / Е.А.Бойко.- М.,2015. - 44с.
Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г.Гагарин. - Издательство Ташкент, 1988.-54с.
4Геронимус, Т.М. Мастерская трудового обучения в младших классах [Текст] / Т.М.Геронимус.– М.: Новая школа, 2014. -112с.
Геронимус, Т.М. Правила безопасности труда и личной гигиены для учащихся 1 – 4 классов в процессе трудовой подготовки Текст] / Т.М.Геронимус. - М.: Новая школа, 2014. -116с.
Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-62с.
Изобразительное искусство. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург, ДТДИМ,2013.-42с.
Искусство – детям. Учебное пособие. - М.: Мозаика-синтез, №07, №8, №9, №10, №11-2013.
Макеева, Т.Г. Диагностика развития школьников: психологические тесты. / Т.Г.Макеева.- Ростов на Дону: Феникс,2014.-86с.
Макеева, Т.Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т.Г.Макеева. - М., Академия развития, 2014. -146с.
Новикова, И.В. Аппликация из природных материалов [Текст]./ И.В.Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2016.-69с.
Петрушина, С.В. Вырезаем силуэты [Текст]. / С.В.Петрушина.– М.: Ассоциация 21век, 2016. -48с.
Проснякова Т.Н., Е.А.Мухина. Методические рекомендации к учебнику "Технология". - М.,2015.-124с.
Романина, В.И. Дидактический материал по трудовому обучению [Текст]. / В.И.Романина.- М.: Мозаика-синтез,2015. -97с.
Ситникова,Т.Н. Интегрированные уроки в 3классе [Текст]./ Т.Н.Ситникова.- М.,2014.-134с.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст].2-е изд., стереотип. / авт.- сост. [Н.А.Тараканова], - Волгоград: Учитель,2015.-144с.
Смакова, А.Г.Дополнительная образовательная программа "Радуга" [Текст]. / А.Г.Смакова. - Оренбург,2009. -46с.
Сорокоумова , Е.А. Возрастная психология [Текст]. / Е.А.Сорокоумова. - М., Ассоциация 21век, 2016.-165с.
Тестопластика. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2013.-26.
Феоктистова, В.Ф.К здоровью через движение [Текст]. / В.Ф.Феоктистова.- Волгоград, 2015.-77с.
Федотов, Г.Я. Поделки из природных материалов [Текст] / Г.Я.Федотов. – М.:АСТ-ПРЕСС,2015.-94с.
Черныш, И.В. Удивительная бумага [Текст] / И.В.Черныш. - М.:АСТ-ПРЕСС,2015.-69с.
Цирулик,Н.А., Проснякова,Т.Н. Умные руки [Текст]. / Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - М.,2015.-135с.
Цирулик,Н.А.,Проснякова,Т.Н. Уроки творчества [Текст]. / Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. - М.,2014.-144с.
Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст]. / И.К.Щеблыкин. – М.: Ассоциация 21век, 2016.-133с.
Ячменева,В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет [Текст]. / В.В.Ячменева. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2016.-69с.
Список литературы для детей
1.Антонова, М.Р. Лепим, клеим, вырезаем… [Текст] / М.Р.Антонова. - М.: Издательство Эксмо,2016.-76с.
2. Грушина,Л.В. Азбука самоделок [Текст]./ Л.В.Грушина - М.: Издательский дом Карапуз,2016.-43с.
3.Детская коллекция идей. Журнал для детей. / – М., ЗАО ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА,2014.-87с.
4.Джексон, Д. Поделки из бумаги [Текст]. / Д.Джексон. - М.:Издательство Ниола-Пресс,2016.-95с.
5.Какулина, В.П.Чудесные превращения бумажного листа [Текст] / В.П.Какулина.– Пенза,2015. -90с.
6.Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги [Текст]. / Е.Г.Лебедева. - М.: Айрис – пресс,2016. -77с.
7.Люцкевич, Д.А. Открытки к любому празднику своими руками [Текст]. / Д.А.Люцкевич.- М.: Эксмо,2016. -127с.
8.Мастерилка. - М., Издательский дом, Карапуз-№3,№6,№8-2005; №4-2008; №2,№5-2009; №3-2014.
9.Мусиенко, С.И. Школа волшебников [Текст]. / С.И.Мусиенко.- М.: Школьная пресса, 2016.-67с.
10.Рахно, М.О.Открытки своими руками [Текст]. / М.О.Рахно.- Ярославль: Академия развития,2015.-80с.
11.Цветы из бумажных лент: Практическое руководство./ Сост. О.М.Климова. - М.: Издательство Ниола-Пресс,2014.
12.Цветы оригами для любимой мамы [Текст]./ Авт.-сост. Л.В. Иванова. - М.,2014.-69с.
13.Шинкарчук, С.А. Правила безопасности дома и на улице [Текст]. / С.А.Шинкарчук.- Санкт-Петербург,2016.-75с.
Список литературы для родителей
1. Битиносова, Б.П. Мой мир и я — путь любви: Руководство для родителей [Текст]. / Б.П.Битиносова. - М.,2015.-78с.
2.Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей [Текст]. / Михайлова М.А. - Ярославль, 2014. -116с.
3.Ёлкина, Н.В. 1000загадок. Популярное пособие для родителей [Текст]. / Н.В.Ёлкина. - Ярославль: Академия развития, 2013.-69с.
4.Михайлова, М.А. Пословицы и поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей [Текст]. / М.А.Михайлова. - Ярославль,2015.-146с.
5.Нагибина, М.И. Вместе учимся мастерить [Текст]. / М.И.Нагибина. - Ярославль, Академия развития, Холдинг,2014. -124с.
6.Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы [Текст]. / Р.В.Овчарова. – М.,2016.-85с.
Интернет-ресурсы
1.http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.
2.http://bomoonlight.ru/azbuka/ - Азбука в картинках для учеников 1-го класса.
3.http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.
4.http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.
5.http://akademius.narod.ru/index1.html - Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов.
6.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий.
7.http://www.lenagold.ru/ - Отличный сайт для творческих учителей. Содержит клипарты и фоны, которые помогут в создании презентационных материалов к уроку.
8.http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).
9.http://www.solnet.ee/school/index.html - Виртуальная школа официального детского портала «Солнышко». Содержит очень много детских материалов по всем областям знаний, предназначенных для дошкольника и младшего школьника.
10.http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - Сайт «Детский мир». Детские песни, сказки, мультфильмы, загадки и др.
11.http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов.
12.http://www.kostyor.ru/archives.html - Сайт школьного журнала «Костѐр». Официальный сайт – это усеченная версия журнала, в которой можно найти множество интересных материалов для детей.
13.http://playroom.com.ru — Детская игровая комната. Множество развивающих игр, песни, сказки, конкурсы детского рисунка, информация для родителей и множество других полезных материалов.
14.http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для школьников и их родителей.
15.http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
16.http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.
17.http://www.apus.ru/site.xp/ - Сайт-энциклопедия о животных.