12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хадижат Ибрагимовна Сайкумова49
Россия, Дагестан респ.
1

Статья на тему «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды»

Аннотация: В статье раскрывается актуальность применения информационных образовательных технологий в практике использования в школе. На примере использования в области образования рассматриваются особенности использования информационных технологий для создания опережающей системы образования РФ.

Ключевые слова: информационные технологии ,электронно-цифровая среда, образование, инновации.

Изменения при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития затрагивает все сферы человеческой жизни, включая культурную, научную и образовательную.

В современном мире инноваций, актуальность применения информационных технологий в образовании растет с каждый днем. Это обусловлено высокими требованиями, которые предъявляются к качеству подготовки молодых специалистов, а также с усложнением технологических и иных процессов практической деятельности.

Информационные образовательные технологии – это организация процесса обучения, выстроенная на качественно иных принципах, средствах, методах и позволяющая достигать наивысших образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объема знаний, развитием творческой активности, приобретением практических навыков и умений .

На сегодняшний день цель информатизации общества – создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предъявить и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий .

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.

Филология –основа основ в обучении и воспитании высококвалифицированных специалистов во всех областях культуры,науки и образования.Здесь закладывается и формируется то,что делает человека духовно-культурным и образованным.

Как же развивается филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды в Дагестане.

В Республике Дагестан роль русского языка особенно велика: в условиях многоязычного Дагестана, успешно выполняя функцию языка межнационального общения, русский язык стал своеобразным мостом, соединяющим между собой национальные культуры и открывающим им выход на мировую арену. Важнейшей задачей изучения русского языка в условиях дагестанско-русского двуязычия является развитие связной речи учащихся, обусловленное принципом коммуникативной направленности обучения, а также необходимостью практического овладения языком как средством общения.

Проблемы изучения русскому языку как неродному связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся.

В Дагестане функционируют следующие литературные языки: русский, аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, ногайский, татский, чеченский, азербайджанский. Это ситуация определяет наличие в Республике нескольких типов двуязычия: национально-русского, русско-национального и национально-инонационального. По распространенности сегодня национально-русский тип двуязычия занимает ведущее место: им владеют 65% населения республики.

И, конечно, первое, чем руководствуется учитель при обучении русскому языку –это программа – основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих изучению учащимися. Совершенствование учебного процесса при обучении русскому языку в дагестанской национальной школе определяется прежде всего теми задачами, которые поставлены перед общеобразовательной школой Законом РФ «Об образовании». А одной из главных задач национальной общеобразовательной школы считают обеспечение сельской молодежи, оканчивающей среднюю школу, свободным владением русским языком. Овладение, наряду с языком своей национальности, русским языком открывает доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры, а главное, дает выпускникам возможность продолжить образование в едином образовательном пространстве России, в любом образовательном учреждении в соответствии с их интересами. То есть свободное владение языком стало для дагестанцев объективной необходимостью.

Естественно, что решающим фактором, способствующим овладению русским языком в сельской местности, где отсутствует какая- либо русская среда, где люди говорят и общаются между собой на улице, в семье, на работе только на родном языке, являются уроки и внеклассные мероприятия, проводимые на русском языке. Вот почему каждый учитель русского языка должен осознать, почувствовать эту высокую ответственность и сделать все от него зависящее, чтобы уроки русского языка проходили эффективно, с большей отдачей, на должном научно – методическом уровне.

Процессу обучения и воспитания детей по современными требованиям в нашем Буйнакском районе за последние два года уделяется огромное внимание.Все учителя-филологи нашего района в 2017 году прошли курсы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве».Курсы прошли в два этапа:дистанционно(заочно)и с выездом в ДИПКПК.Курсы были организованы Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Ростовской области ,которое реализовывало Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2016-2020 годы.Курсы были очень полезные и своевременные.

Очень заинтересовала проектно-исследовательская деятельность обучающихся в системе школьного филологического образования.Здесь формируются все виды УУД.Ученики 7 класса создали проект «Как появились фамилии в Дагестане».В ходе исследовательской деятельности ученики перерыли весь интернет и создали прекрасную проектную работу.

Учителями филологами были прослушаны курсы по методике подготовки к ОГЭ и ЕГЭ под руководством Нарушевича Андрея Григорьевича -кандидата филологических наук, доцента кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учителя русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея .Он показал занятие мастер-класс по подготовке к сочинению-рассуждению по ЕГЭ.

И уроки и внеклассные мероприятия у нас в школе проходят на высоком уровне.Учителя заранее готовят свои предметные «Дорожные карты» .

Это дает возможность до начала учебного года целенаправленно запланировать свою работу. Благодаря этой  работе, которая  проводится целенаправленно, и систематически развивается интерес к изучению русского языка. Классные часы, конференции, диспуты, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение, выпуск литературных газет, вечера художественной самодеятельности, лекции, олимпиады - всё это имеет большой воспитательный эффект, способствует решению задач по овладению учащимися русским языком.  Большую роль в приобщении учащихся всех возрастов к русскому языку играют Дни и Недели русского и родного  языка.Особое место в этом году занял конкурс «Живая классика».Ученики с интересом слушали участников конкурса прошлых лет,работали над своей артикуляцией,сами выбирали произведения для заучивания.

Все эти факты говорят об устойчивости инновационной деятельности.

Эффективность реализации современной электронной образовательной среды проявляется в повышении качества образования за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ, обеспечении доступа учителей и учащихся к информационным ресурсам, наличие информационной культуры педагогов и учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий, осознание педагогами своей новой роли в современной школе, постоянное повышение уровня компетентности в овладении и использовании новых технологий.

 

Литература

  • Нестерова Р.Г. Перспективы развития информационных образовательных технологий в аспекте международного сотрудничества вузов // Мир педагогики и психологии. 2016. № 3. С. 20-24. ИПОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДВУЯЗЫЧИЯ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языки мира»
  • Магомедова Т.И.С.28-30.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.