Разработка серии внеклассных занятий по привлечению подростков к философии здорового образа жизни, формированию естественной физической культуры личности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Гимназия № 1 имени А. С. Пушкина»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС
НА ЛУЧШУЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
НОМИНАЦИЯ « Лучшая учебно-методическая разработка в системе основного общего и среднего общего образования»
Разработка серии внеклассных занятий по привлечению подростков
(название разработки)
к философии здорового образа жизни, формированию естественной физической культуры личности
Методическая рекомендация (для педагогических работников,
(вид разработки)
родителей и других участников образовательных отношений).
Автор: Романова Инна Валентиновна,
учитель физической культуры
Севастополь
2021
Разработка серии внеклассных занятий по привлечению подростков к философии здорового образа жизни, формированию естественной физической
культуры личности
Вступление
С учетом резкого падения уровня здоровья и здорового образа жизни подростков – людей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, категорически необходимо в социальных масштабах оживить классические и разработать новые методы воздействия на подрастающее поколение в указанной сфере. Конечно, данная сфера не существует отдельно от жизни вообще, и если «просто в жизни» люди (в том числе родители) не обращают внимания на действительно здоровый образ жизни и правильную жизненную философию, которая так или иначе обязательно включает в себя компонент подходящей человеку физической культуры, то сложно разрабатывать «отдельные» методы именно для области физической культуры, именно для подростков… Тем не менее, «локальные» подходы все равно будут себя проявлять, они более понятны людям, поэтому следует осуществлять те или иные разработки, стараясь в эпоху глобализации обращать внимание именно на контекст жизненной философии. Отрадно, что бренд здорового образа жизни в России не только завоевывает постоянно своих поклонников (рис. 1), но и приводит к реальным результатам улучшения самочувствия людей. Если учесть достижения медицины, фармации, базирующиеся в том числе на развитии технологий, то понятно достижение на современном этапе исторического максимума в плане продолжительности жизни в нашей стране1 (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
Несмотря ни на что, подростки остаются весьма проблемными субъектами в плане здорового образа жизни (рис. 3), соответствующих жизненных целей, ориентиров, которые, как мы сказали, следует в данном случае понимать широко. Большую роль здесь, к сожалению, играет увлечение гаджетами и другими явлениями массовой культуры, которая по-прежнему отвращает людей от здоровых ценностей2. Современные технологии должны помогать формированию позитивной современной культуры3, но пока, к сожалению, более заметен обратный процесс. Тем не менее в «локальных» и более масштабных разработках, направленных, например, на формирование здорового образа жизни, следует учитывать влияние гаджетов, Интернета на людей, тем более молодых, иные тенденции времени. В гуманитарном плане следует уяснить, вспомнить, что физическая культура должна быть именно естественной культурой для данного субъекта и общества в целом, это не отдельные и отделенные от жизненной философии, целей явления, но глубоко прочувствованная, понятая позиция, заключающаяся в простой истине, формулируемой фразой «В здоровом теле – здоровый дух!» Физическая культура должна быть, по большому счету, индивидуальной, адаптированной для каждого человека (что не исключает, конечно, групповых, массовых форм работы). Думается, для подростков это играет роль, вкупе с «естественными», при этом яркими, соответствующими времени формами воспитания стремления к здоровому образу жизни.
Рис. 3
Итак, цель нашей работы – разработать ряд внеклассных занятий по привлечению к здоровому образу жизни, формированию настоящей физической культуры личности, рекомендуемых в частности классным руководителям общеобразовательной школы; разработка ориентируется на детей возрастной категории 6-7-8 классов, как категории, уже достаточно подросшей, но еще не сориентировавшейся четко в стиле подросткового образа жизни, не почувствовавшей себя в частности выпускниками школы. Задачи работы: 1) определить конкретные ключевые темы серии указанных занятий; 2) подобрать адекватные современные методы работы с подростками в формате внеклассных часов и ином; 3) разработать развернутые планы указанных занятий. Актуальность нашей работы определяется низким уровнем здоровья и здорового образа жизни подростков в современных условиях жестко-отрицательного воздействия массовой культуры. Новизна работы определяется философским, общегуманитарным подходом к проблеме, а также сочетанием классических и ярко-современных способов работы с детьми, в чем нуждается современная система образования в нашей стране.
Ключевые темы серии внеклассных занятий по привлечению подростков к философии здорового образа жизни, формированию естественной физической культуры личности
Зачем нужна физическая культура
Какое я имею к ней отношение?
Какие формы физической культуры существуют
Практика: коллективное посещение бассейна
Практика: велопрогулка-поход.
Планы серии указанных внеклассных занятий
(кроме последнего, все занятия рассчитаны на 1-2 академических часа, в зависимости от степени восприятия детей)
Серию данных занятий в более южных, мягких по климату регионах нашей страны можно начать в сентябре, с тем, чтобы примерно к середине осени начать своеобразные практические занятия и чтобы этому не помешало холодное время года. В условиях более сурового климата лучше проводить указанные занятия весной. В любом случае через определенное время (порядка нескольких месяцев) лучше проводить подобные занятия, на наш взгляд, это может сыграть роль своеобразного тренинга здорового образа жизни. (В представленных ниже планах занятий опущена «шапка» в виде ссылки на оргмомент и т. п.)
Занятие 1. Зачем нужна физическая культура
1. Учитель говорит о роли физической культуры как элемента культуры человека, естественно вписанной в его образ жизни. Демонстрируется видео на YouTube, связанное с движением, которое есть жизнь. Учитель обращает внимание, что мир, живые существа по сути – в постоянном движении и у человека должно быть здесь свое красивое, почетное место. Помимо «просто движений», просто различных человеческих дел, которые обязательно должны включать в себя образование (иначе как научиться человеку жить в этом сложном мире?), труд (иначе кто организует, создаст полезные вещи вокруг?), человек может специально заниматься физическими упражнениями, которые можно и нужно подбирать, даже если у человека есть какие-то недуги, которые, к сожалению, многим из нас свойственны в условиях плохой экологии, стрессов (от которых тоже можно себя уберечь, более правильно понимая жизнь), отсутствия нормальной физической активности! «Избавь врача от работы – приобщись к физической культуре!» – вот что должно стать лозунгом наших современников.
2. Для просмотра можно предложить, например, видео «Здоровый образ жизни. Как влияют физические упражнения на здоровый образ жизни»4. Для лучшего восприятия видео из Интернета следует разобрать с детьми термины из материала видео: тканевый обмен, эндокринная система; иммунитет; активность ферментов. Можно разбить учащихся на несколько групп, каждая из которых поищет в Интернете со своих телефонов удобные определения данных понятий (какое-то определение педагог может презентовать сам). После зачитывания определений учитель должен спросить, как их поняли дети, и дать окончательные пояснения (необходимо напомнить, что такие понятия изучаются на уроках биологии и что школьное образование дает знания из различных сфер жизни!).
В видео звучит мысль о повышении настроения как результате физических упражнений. Можно спросить у подростков, занимается ли кто-то из них регулярно спортом или просто физическими упражнениями, что это за спорт/упражнения и повышается ли после этого настроение; педагог может поделиться своим опытом или опытом своих знакомых. В любом случае следует напомнить о необходимости соблюдения элементарных гигиенических норм как компоненте здорового образа жизни; о вреде алкоголя и тому подобных явлений; о плюсах прогулок (также повышающих настроение), физических упражнений, самые простые из которых можно подобрать самим (или с родителями) с помощью Интернета (в случае противопоказаний проконсультировавшись с врачом).
3. В конце занятия можно провести краткий опрос-голосование: кто за «спокойный» образ жизни, а кто за активный и почему (подробнее спросить, например, по два человека с каждого ряда).
Занятие 2. Какое я имею отношение к физической культуре?
1. Учитель говорит о результатах опроса, проведенного заранее в соответствующей группе ВКонтакте (которую можно специально создать в связи с проведением данных занятий; потом эта группа будет поддерживать интерес детей к поднятой теме; там можно размещать самый разный видео, аудио и текстовый материал, связанный с ЗОЖ, чьим-то опытом в этом плане, в том числе опытом участников занятий; там можно проводить периодические опросы в связи с динамикой ЗОЖ). Опрос может включать примерно следующие вопросы:
а) занимаешься ли ты спортом?
б) занимаешься ли ты регулярно физическими упражнениями?
в) хочешь ли ты заняться спортом или подобрать себе комплекс физических упражнений?
На основании автоматически обработанной информации учитель делает выводы о необходимости улучшить отношение к физической культуре участников занятий, о необходимости сформировать именно приятную привычку, чем обещает попытаться заняться.
2. Два заранее подготовившихся ученика делают небольшие доклады-рассказы о своей включенности/невключенности в русло физической культуры. (Лучше, чтобы один из докладчиков был хоть сколько-то продвинут в этом плане, а другой – нет.) Доклады должны охватывать следующие параметры:
образ жизни в целом;
режим дня;
краткая информация о спорте/ упражнениях, соблюдении гигиенических норм;
выводы.
Учитель должен постараться подвести класс к положительным выводам.
3. Учащимся предлагается эссе об их включенности в русло физической культуры, о планах в этом направлении. Педагог говорит о том, что материалы эссе будут им использоваться для формирования своеобразного тренинга – приучения к основам ЗОЖ. Самые интересные эссе размещаются в соответствующей группе Вконтакте.
Занятие 3. Какие формы физической культуры существуют
1. Учитель говорит о том, что физические упражнения – самый простой способ активного приобщения к физической культуре. При этом можно еще, действительно, заниматься спортом (или танцами, или просто любить и уметь танцевать!), йогой, много ходить, работать на огороде (без вреда для здоровья) и т. д. После прослушивания песни В. Леонтьева «Гиподинамия» (учитель разъясняет этимологию данного термина) учитель делает совместно с одним из учеников презентацию на тему «Зачем нужно плавание», сообщая о плавании как об особом и очень приятном источнике гармоничного развития и здоровья5, не забывая напомнить, что вода поспособствовала в глобальном смысле жизни на Земле и что человеческий организм примерно на 80% состоит из воды!
2. Учащиеся разбиваются на группы, например по рядам, и готовят информацию, пользуясь мобильными телефонами, о ходьбе, йоге и легкой атлетике, как о весьма распространенных формах физической культуры (допустим, в формате «10 плюсов [ходьбы; йоги; легкой атлетики]». В каждой группе назначается ответственный.
3. Предлагается сочинить дома четверостишия о плюсах различных форм физической культуры (или иные стихотворения, которые можно положить на музыку и исполнить в любом стиле, разместив запись в соответствующей группе Вконтакте).
Занятие 4. Практика: коллективное посещение бассейна
Данное мероприятие направлено на формирование позитивного досуга, оно должно показать, что не только спорт, соревнования, специальные упражнения составляют суть физической культуры, но и включенные, так сказать, в быт естественные, приятные и очень полезные способы движения (рис. 4).
1. Назначаются 2-3 помощника из числа детей, связанные с мероприятием (о котором можно оповестить, на которое можно пригласить родителей). Помощники могут заняться напоминанием о мероприятии, «агитацией», выяснением, кто умеет плавать, а кто нет, кто хотел бы научиться.
2. До бассейна желательно хоть сколько-то пойти пешком, беседуя.
3. Само посещение может быть сопряжено с демонстрацией кем-то своих «водных» умений, рассказом о стилях плавания, известных пловцах.
4. Рекомендуется не забыть посетить сауну-сушилку со словами о пользе русской и иных видах бань для человеческого организма.
5. Фото и видео, связанные с мероприятием следует разместить в соответствующей группе ВКонтакте, кто-то может смонтировать небольшой фильм.
Походы в бассейн могут стать традицией данного класса.
Рис. 4
Занятие 5. Практика: велопрогулка-поход
Можно договориться о таком мероприятии, с учетом того, что у значительной группы учащихся в классе есть велосипеды или они могут их у кого-то попросить (арендовать). Те, кто не умеет ездить на велосипеде или не имеет его в доступе, может быть организованно доставлен к пункту назначения обычным транспортом. В рамках данного мероприятия также важно показать подросткам, что коллективные полезные физически и психологически мероприятия могут быть организованы легко, интересно, именно как часть быта (рис. 5). К мероприятию необходимо привлечь родителей/других взрослых.
1. Коллективно разрабатывается не очень далекий, приятный маршрут, о пункте которого учитель может дать краткую историко-культурную информацию в интересной форме (если это, например, деревня, мимо которой придется проезжать или в которую прибудут участники). Маршрут разрабатывается с учетом просмотра картинок и видео в Интернете, советов, рассказов участников будущего похода.
2. Назначаются ответственные из числа взрослых и детей за состояние велосипедов, пищу и питье (+иные полезные грузы в виде палаток, например), вспомогательный транспорт (который можно использовать для транспортировки, по крайней мере, части грузов), культурную программу.
3. По дороге следует делать остановки с обсуждением, каково самочувствие, настроение участников похода и от чего это зависит – от фона здоровья, привычки к физической активности, возникающей потребности в ней и т. д.
4. По прибытии следует расположиться лагерем (если поход предполагает ночевку, то палатки нужны обязательно), приготовиться к потреблению пищи, после чего (подготовившимся по желанию участникам) рассказать о знаменитых велогонщиках, велопробегах. Если есть доступ к Интернету, в мероприятие удачно впишется серия видеоматериалов о знаменитых традиционных соревнованиях Тур де Франс (допустим, на фоне французского шансона… видеоматериал кто-то может смонтировать с родителями).Например, по видеоматериалу «10 фактов о гонке Тур де Франс»6 можно устроить дискуссию по следующим вопросам:
плюсы и минусы большого спорта;
как вы думаете, почему Тур де Франс – третье по величине телевизионное событие мира спорта, после Чемпионата мира по футболу и Олимпиады? Какие факторы могли на это повлиять?
что так привлекает зрителей, которые стоят вдоль маршрута в количестве более 12 млн человек?
5. В мероприятие следует включить музыкальную составляющую: различные песни под гитару; другое исполнение; прослушивание любимых текстов участников по категориям рэп; рок; популярная эстрадная музыка; другое. Можно обсудить музыкальные направления и тексты прослушанных песен.
6. Аудио, видео и иные материалы (включая музыкальные треки, тексты песен) мероприятия обязательно следует выложить в соответствующей группе ВКонтакте; по возможности нужно смонтировать фильм, который можно показать на уровне школы, на иных уровнях.
7. Подобные походы могут стать традицией данного класса.
Рис. 5
Актуальный глоссарий
Осмысление актуальных для какой-то сферы, какой-то проблемы понятий – дело не такое простое, как кажется. Определение одного и того же понятия можно дать шире, уже, для представителей одно, другой, третьей профессии… Кроме того, понятия динамируют во времени, они могут быть более или менее теоретичными, более или менее отвечать практическим нуждам (мы в данном случае предпочли более практический подход). Приведем ниже наиболее актуальные, на наш взгляд, для данной работы понятия, сопроводив их некоторым дополнительным материалом.
- Гиподинамия– это (пониженная подвижность, от греч. ὑπό – «под» и δύνᾰμις – «сила») – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.
[Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда, ее еще иногда называют «болезнью цивилизации». Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему – ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и лениво течет по сосудам, – снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.]7
- Йога – понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Исходная цель йоги – изменение состояния человека в мире8!
- Легкая атлетика – это совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересеченной местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта9.
[Следует обратить внимание на «простоту» видов спорта данной сферы, их относительную близость к обычным движениям в жизни.]
- Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»)
[Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
уровень здоровья и физического развития людей;
степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту]10
- Ходьба человека может быть охарактеризована как наиболее естественная локомоция человека. Ее можно определить как:
автоматизированный двигательный акт, осуществляющийся в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц туловища и конечностей11;
самый доступный вид физической нагрузки12, разновидность аэробной нагрузки, форма оздоровительной тренировки13.
[Следует заметить, что прямохождение является одним из самых важных физических, биологических отличий человека от животного; оно связано с массой психологических свойств человеческого существа]
Литература
10 фактов о гонке Тур де Франс // https://www.youtube.com/watch?v=KQc21_ETSEo&ab_channel=GreenGreek
ВОЗ: россияне стали меньше пить и дольше жить // Вести.ru, 02.10.2019 // https://www.vesti.ru/article/1379341
Гиподинамия // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29902#sel=6:1,8:33
Дубровский В. И. Федорова В. Н. Биомеханика: учебник для вузов. М., 2003. С. 388
Йога // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/35416
Казакова Д. Россияне стали пить меньше алкоголя // Комсомольская правда, 10.09.2020 // https://www.kp.ru/online/news/4008688/
Касьянов В. В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014, т. 6, № 5 (27). С. 139–141
Красота и здоровье. Физические упражнения // https://www.youtube.com/watch?v=5IVWwTgx2aI&ab_channel=%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5
Легкая атлетика // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/32101
Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру. М., 1990
Редюкова Е. А. Плавание и его оздоровительное значение // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016, № 1. С. 114–118
Физическая культура // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/364236
Ходьба человека // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/375034
Швецова А. В., Норманская А. В. Массовая культура как проблема современного общества: общетеоретический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016, № 6 (74). С. 51–61
1 ВОЗ: россияне стали меньше пить и дольше жить // Вести.ru, 02.10.2019 // https://www.vesti.ru/article/1379341; Казакова Д. Россияне стали пить меньше алкоголя // Комсомольская правда, 10.09.2020 // https://www.kp.ru/online/news/4008688/
2Швецова А. В., Норманская А. В. Массовая культура как проблема современного общества: общетеоретический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016, № 6 (74). С. 51–61
3 Касьянов В. В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014, т. 6, № 5 (27). С. 139–141
4 Красота и здоровье. Физические упражнения // https://www.youtube.com/watch?v=5IVWwTgx2aI&ab_channel=%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5
5Редюкова Е. А.Плавание и его оздоровительное значение // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016, № 1. С.114–118
6 10 фактов о гонке Тур де Франс // https://www.youtube.com/watch?v=KQc21_ETSEo&ab_channel=GreenGreek
7 Гиподинамия // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29902#sel=6:1,8:33
8 Йога // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/35416
9 Легкая атлетика // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/32101
10Физическая культура // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/364236
11 Дубровский В. И. Федорова В. Н. Биомеханика:учебник для вузов. М., 2003. С. 388
12 Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру. М., 1990
13 Ходьба человека // Словари и энциклопедии на Академике // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/375034