Урок физики «Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении» (9 класс)

14
0
Материал опубликован 15 August 2022 в группе

Цели урока: закрепление представления о прямолинейном равноускоренном движении, рассмотрение изменения скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении, графиков скорости от времени.

Задачи урока:

образовательная: научить определять скорость прямолинейного равноускоренного движения, читать графики скорости; научиться решать задачи с применением формулы для расчета скорости..

развивающая: развивать логическое мышление, правильную физическую речь, использовать соответствующую терминологию.

воспитательная: достигать высокой активности класса, внимания, сосредоточенности учащихся.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о скорости тела, графическом представлении механического движения при прямолинейном равномерном движении.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний о зависимости проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике, решать графические задачи на скорость.

Частные предметные: записывать формулу скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось, читать и строить графики скорости, решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул.

презентация к уроку

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Выполнение самостоятельной работы №4 "Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение" из сборника Громцевой О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс –М.: Издательство «Экзамен», 2017. 

3. Изучение нового теоретического материала.

Учитель. Начать тему нашего урока мне бы хотелось с загадки:

Быстрота перемещения

Созвучна слову «ускорение».

Ответьте, дети, мне сейчас,

Что значит 8 метров в час? (Скорость)

w1660566113.JPG

А как связана эта загадка с картинками на слайде и темой нашего урока? (Заслушиваются ответы учеников)


Тема нашего урока «Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении».

e1660566183.JPG

Вспомним формулу скорости при равноускоренном движении, зная формулу для ускорения

t1660566010aa.gift1660566010ab.gift1660566010ac.gif

Выполним задание: на рисунке показаны тела, их скорости и ускорения.


u1660566240.JPG

Запишите уравнения скорости для каждого тела и определите скорость через 5 с после начала движения.

Постройте график зависимости ʋх от t для пятого тела. Что будет графиком функции? (Прямая, параллельная оси t)

j1660566273.JPG

Учитель рассматривает возможные графики и комментирует их.


g1660566337.JPG

По графику зависимости скорости от времени можно найти ускорение.

Запишите уравнения скорости от времени для каждого участка графика.

Участок ОА: ʋ0 =0, ʋ =60 м/с, a =20 м/с2 Уравнение ʋ =20t

Участок АB: ʋ =60 м/с, a =0 Уравнение ʋ =60

Участок ВС (BD): ʋ0 =60 м/с, ʋ =-60 м/с , a =-60 м/с2

Уравнение ʋ =60 - 60t

Участок DF: ʋ0 =ʋ =-60 м/с , a =0 м/с2

Уравнение ʋ = - 60

j1660566361.JPG
y1660566373.JPG

Перемещение при равноускоренном движении

Пусть некоторое тело движется по направлению оси Х, имея начальную скорость ʋ0, увеличивая ее до ʋ. Построим график зависимости скорости от времени. См. рисунок.

Как найти перемещение тела?

Вспомним, что площадь, ограниченная графиком скорости, при равномерном движении и осью t, равна пути, пройденному телом.

И так, найдем плошадь трапеции.


Площадь трапеции t1660566010ag.gif , где a, b – основания трапеции,

h- высота трапеции.

В нашем случае а= ʋ0, b= ʋ, h=t t1660566010ah.gif

Проекция перемещения находится по формуле:

t1660566010ai.gif

Формула для координаты:

t1660566010aj.gif

w1660566402.JPG

Решение задач на запись уравнения по графику.

4. Закрепление материала

Решение упражнения 6 (4,5)

5. Рефлексия

Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, подчеркнув фразы в анкете.

Урок

Я на уроке

Усвоение материала

Мое настроение

Интересный

Скучный

Полезный

Бесполезный


Активно работал

Помогал другим

Мне помогали

Ничего не делал

Хорошо понял тему

Узнал больше, чем знал

Не понял

Нужна помощь

Я устал

Я доволен

Я расстроен

Я спокоен


Домашнее задание

§6, упражнение 6 (1-3)


Список использованной литературы:

  1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. –М.: ВАКО, 2012
  2. Громовцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс:к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012
  3. Гутник Е.М. Физика. 9 кл. Методическое пособие/Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2016
  4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник. –М.: Дрофа, 2018



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации