Разработка урока математики "Сложение и вычитание натуральных чисел", 5 класс
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока,
посвященного 80-летию разгрома немецко-фашистких войск
в Заполярье.
/data/files/w1729802532.pptx (Презентация к уроку)
Автор: Никитина Евгения Владимировна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа г.Мурманска»
Предмет: математика.
Тема: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Продолжительность: 1 урок - 45 минут.
Целевая аудитория: 5 класс
Оборудование: печатный раздаточный материал, презентация к уроку
в программе POWER POINT, видеоролик.
Пояснительная записка
Данный урок в курсе математики 5 класса входит в раздел «Натуральные числа». На данном этапе у учащихся создается первичное представление о числах, формирование умений и навыков действий
с натуральными числами.
На уроке приоритетными видами деятельности выступают формирование навыков смыслового чтения и работа в парах и группах.
Формирование математической грамотности обучающихся современные исследователи напрямую связывают с формированием навыка функционального чтения, а также смыслового чтения.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что в рамках каждого предмета должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения и математика, как точная наука, не исключение. Результат решения любой задачи напрямую зависит от правильности ее понимания и осмысления. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Работая над методической темой «Смысловое чтение на уроках математики и во внеурочной деятельности», я решила обобщить свой опыт, разработав конспект данного урока.
В преддверии празднования 80-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье для проведения урока мною был выбран представленный в разработке текст.
Метапредметные связи с историей на данном уроке позволяют развивать у учащихся способность применять свои знания на практике, умения извлекать информацию из текста, отбирать материал по заданной теме, составлять таблицы, развивать умения анализировать и делать выводы, развивать творческую активность учащихся.
Основной формой работы на данном уроке является работа в парах и группах, которая позволяет формировать у учащихся навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению.
Цели урока:
1. Образовательные:
- формировать умения по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
2. Развивающие:
- развивать умения смыслового чтения: извлекать информацию; определять основную и второстепенную информацию; строить речевые высказывания, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос; выполнять логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.
- развивать математическую речь
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение работать в группах;
- формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей.
Данный урок способствует развитию таких компетенций как учебно-познавательных, коммуникативных, социальных, самосовершенствования и саморазвития.
Организация учебного процесса логически выстроена, включает в себя ряд последовательных этапов: от вводно-мотивационного до этапов закрепления знаний и рефлексии.
Использование презентации на каждом этапе урока и видеоролик в конце урока позволяют «оживить» материал, повысить мотивацию обучающихся, в целом повысить эффективность урока.
Проведение физкультминутки направлено на снятие отрицательного воздействия от длительной статистической нагрузки, активизацию внимания обучающихся и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.
В конце урока предполагается проведение рефлексии, в которой учащиеся могут проявить свои творческие способности в качестве составления задач по теме.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Ход урока.
Организационный момент (Слайд 1)
Стоят обелиски на Кольской земле
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят. Память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.
Ребята, как вы думаете, почему я выбрала такое четверостишие к нашему уроку? Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Ответы учащихся)
23 октября 2024 года отмечается 80-летие разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Битва за Кольский Север стала одним из важнейших этапов Великой Отечественной войны. Немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере — Мурманск и Кировскую железную дорогу, разгромить базы Северного флота СССР и завладеть Кольским заливом. Сегодня наш урок математики будет посвящен этой теме.
Работа с текстом (Слайд 2)
Прочитайте предложенный текст.
Для покорения Кольского Севера немцами была сконцентрирована армия «Норвегия», которую возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В ней было девяносто семь тысяч человек, одна тысяча тридцать семь орудий и миномётов и сто шесть танков. Кроме того, «Норвегию» поддерживала часть сил воздушного флота и Военно-морских сил Германии. Со стороны военно-морского флота в сражении участвовали пятьдесят пять военных судов, потом к ним присоединились еще двадцать семь.
С советской стороны выступала армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. В армии было пятьдесят три тысячи человек личного состава, одна тысяча сто пятьдесят орудий и миномётов, триста девяносто два танка. С моря ее прикрывали корабли и авиация Северного флота под командованием Арсения Головко – сто шестнадцать самолётов, шестьдесят военных судов. Помощь советским войскам оказывали и сами жители Мурманской области. Добровольцами на фронт ушли более пятидесяти тысяч человек.
В течение трех лет в Кольском Заполярье на суше, в воздухе и на море непрестанно шли бои. Благодаря мужеству советских воинов, героизму трудящихся тыла, враг так и не смог дотянуться до Мурманска. В октябре 1944 года советские войска перешли в наступление и выбили захватчиков с нашей территории.
Задания к тексту с поэтапной проверкой:
Записать числа, выделенные в тексте жирным курсивом, с помощью цифр (слайд 3).
Ответ: 97000; 1037; 106; 55; 27; 53000; 1150; 392; 116; 60; 50000
Расположить эти числа в порядке возрастания (слайд 4).
Ответ: 27; 55; 60; 106; 116; 392; 1037; 1150; 50000; 53000; 97000
Численность какой армии была больше и на сколько? (слайд 5).
Ответ: на 44000 человек немецкая армия превосходила советскую армию.
Работа в парах.
(Слайд 6) Каждой паре необходимо заполнить таблицу о соотношении сил и средств сторон. Сравнить числовые данные, сделать вывод.
|
Личный состав |
Количество единиц орудия |
Количество единиц боевой техники |
Немецкая армия |
|
|
|
Советская армия |
|
|
|
Ответ:
|
Личный состав |
Количество единиц орудия |
Количество единиц боевой техники |
Немецкая армия |
97000 человек |
1037 единиц |
106 + 55 + 27= 288 единиц |
Наша армия |
53000 человек |
1150 единиц |
116 + 60 + 392 = 568 единиц |
По результатам заполненной нами таблицы можно ли сделать выводы о том, какая армия одержит победу? Что еще позволило победить советской армии? Найдите в тексте, какие качества личности помогли советским воинам разгромить немецко-фашистских захватчиков в Заполярье (мужество, героизм, боевой дух). Какие качества личности вы бы добавили еще?
Физкультминутка (Слайд 7)
Проведение физминутки, в которой слова сопровождаются действиями.
Мир, Мир, Мир везде,
Мир в тебе, Мир во мне.
Свет, Свет, Свет везде,
Свет в тебе, Свет во мне.
Любовь, Любовь, Любовь везде,
Любовь в тебе, Любовь во мне.
Работа в группах (Слайд 8)
У каждого поколения есть часть жизни, ставшая историей. Историей, которую никому не дано переписать. Памятники – это вехи на пути к истории. Монументы воздвигают не потому, что так захотел очередной градостроитель, и не потому, что это красиво. Памятники – это выражение и материализация памяти народа.
Класс делится на две группы, каждая группа получает математическое лото. Выполняя предложенные арифметические действия, необходимо правильно собрать картинку, на которой будет изображен памятник.
Первая группа должна собрать картинку, изображающую памятник «Алеша» в городе Мурманске, вторая – скульптуру памятника «Алеша» в городе Пловдив.
4) Математическое лото (Слайд 8)
1 группа
78639 + 85089 |
48495 + 51505 |
81064 - 7569 |
50002 - 6783 |
(357 + 289) - 157 |
(863 + 471) - 371 |
2 группа
69928 + 48096 |
59738 + 40262 |
701960 - 85971 |
61000 - 9121 |
(432 + 156) - 132 |
(748 + 254) - 154 |
Ответы:
1 группа
163728 |
100000 |
73495 |
43219 |
489 |
963 |
2 группа
118024 |
100000 |
615989 |
51879 |
456 |
848 |
Рефлексия.
Историческая справка (Слайд 9)
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Памятник относится к одним из высочайших памятников России. Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стелла из полированного гранита с надписью: «Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!»
В болгарском городе Пловдив тоже возведен памятник «Алеша» - памятник советскому солдату-освободителю. Он представляет собой 11 метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его руке — автомат, направленный к земле. Масса памятника — около одной тысячи тонн.
На основе данных в исторической справке придумать задачи, связанные с действиями с натуральными числами. Ответы учащихся.
Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами выяснили, что не всегда побеждают числа. Не количественный состав армии, а боевой дух, энтузиазм, мужество и героизм советских воинов, трудящихся тыла, враг так и не смог дотянуться до Мурманска. В октябре 1944 года советские войска перешли в наступление и разгромили немецко-фашистских захватчиков в Заполярье.
Каждый год мы празднуем годовщину разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Давайте посмотрим, как это происходило два года назад.
Просмотр видеоролика (Слайд 10)
Видеоролик к уроку.mp4
https://disk.yandex.ru/i/fJppDrWc1kFCyA