Разработка урока по географии в 7 классе «Рельеф Евразии»
Презентация к уроку "Рельеф Евразии"
PPT / 11.42 Мб
/data/files/n1671940336.ppt (Презентация к уроку "Рельеф Евразии")
Приложения к уроку Рельеф Евразии
RAR / 66.5 Кб
/data/files/b1671940370.rar (Приложения к уроку Рельеф Евразии)Урок по теме "Рельеф Евразии"
Цели:
образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами, компьютерами.
Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, делатьвыводы
Оборудование: мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры Тип урока: изучение нового материала
Ход урока (45 мин.)
Сегодня мы продолжаем изучение материка Евразия. Вспомним тему прошлого урока? скажите пожалуйста почему это особенный материк?
Ответ; самый большой по площади, на нем самые высокие горы, очень разнообразные ландшафты, самый большой по численности населения и т.д.
СЛАЙД 1 Посмотрите на экран и определите тему сегодняшнего урока !
Итак, тема урока Рельеф Евразии! Запишем в тетрадь
СЛАЙД 2 – Какая цель нашего урока? Познакомиться с особенностями рельефа и выяснить причины его разнообразия
Задачи:- изучить особенности строения зем. коры
- выявить взаимосвязь между строением земной коры , формами рельефа и полезными ископаемыми
--- продолжить работу с картами атласа и продолжить отрабатывать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
Актуализация Почему знания рельефа необходимы при изучении материка и почему мы изучаем рельеф сразу после ГП? ( влияет на другие компоненты природы)
СЛАЙД 3 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".
Сегодня необычный урок: урок-путешествие. Класс разделен на 4 группы
Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников, Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.
Задание : откройте атласы стр 44-45, посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделите особенности.
Разнообразен ли рельеф?
Что вы можете сказать о высоте Евразии ( выше др. материков)
Назовите величайшую горную систему мира ( Гималаи , с вершиной Джомолунгма – Эверест ,8848 м.)
Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин? (равнины большие по размерам и занимают большую часть территории Евразии)
Определите высоту самой низкой точки материка?( впадина Мертвого моря с отметкой - ------- 430 м)
Рассчитайте амплитуду-9278 м.
СЛАЙД 4 –Гималаи и впадина Мертвого моря
Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата п/и?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течении урока! У вас на столе маршрутные листы, используя которые мы без труда совершим путешествие по Евразии.
СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое
Вспомним ,как появился материк? ( 200 млн л. – Панагия, 135 млн л.- Лавразия и Гондвана, в настоящее время – 6 материков)
Предлагаю дать анализ строения ЗК Евразии. С помощью какой карты мы можем узнать, какое строение имеет ЗК в пределах Евразии ?. ( тектоническая) открываем атлас стр 6-7
- Что лежит в основании материка Евразия? ) Евразийская литосферная плита)
- Какие ещё литосферные плиты учувствуют в формировании материка ( Индо- Австралийская, Африканская и Тихоокеанская)
Какие движения характерны для них? ( столкновения – сжатия)
- Что является ядром, центром литосферной плиты? ( платформа)
– А что образуется в зоне сжатия? ( области складчатости)
Итак , В строении ЗК Евразии выделяют платформы и складчатые области!
Что же такое платформа ? -- прочитайте информацию на стр 86 рис 47 и скажите какое строение имеет платформа? ( фундамент- складчатые магматические и метаморфические г.п. , а сверху – осадочный чехол из осадочных г.п. ( уголь, нефть)
Сопоставьте тектоническую карту с физ. картой , какая форма рельефа соответствует платформе? ( равнины), а на равнинах встречаются вулканы?
Итак , платформа – это относительно устойчивый участок ЗК
Что же такое Складчатые области? Посмотрите на карту, где они находятся ? ( на границах платформ)
Складчатые области – это тектонические складчатые структуры отделяющие платформы др от др. или от океана.
В какой части материка их особенно много? ( на юге и на востоке), какие здесь формы рельефа? --- горы.
Обратите внимание, что горные области Евразии отмечены разным цветом. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? ( разный возраст горообразования)
А платформы имеют возраст? ( молодые и древние)
Хорошо , работая с картами атласа выполним задание 1 в маршрутном листе и заполните таб.
СЛАЙД 6 ( открывать по мере отчетности групп)
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа (заполнить) | ||
Древние платформы | Восточно-Европейская | Восточно-Европейская (Русская) равнина | |
Сибирская | Среднесибирское плоскогорье | ||
Индийская | Декан плоскогорье | ||
Китайско-Корейская | Великая китайская равнина | ||
Области складчатости | Древняя | Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, | |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | ||
Новая | Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. |
Вывод: Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья )
СЛАЙД 7 – Станция №2 Равнины
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Восточно – Европейская, Западно-Сибирская равнина.
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
СЛАЙД 8 – Станция №3 Восхождение-фото горы
Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. Назовите горные системы Альпийско- Гималайского пояса?
В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.
Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Алтае. В следствии этих причин горы и равнины Евразии имеют разную высоту
Возвращаемся к маршрутным листам и выполняем Задание №2.
1 группа необходимо проанализировать карты атласа и распределить формы рельефа Европы и Азии. пло высоте
Часть света | Форма рельефа | Высота, м |
| Западно-Сибирская равнина | 0-200 м |
| Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м |
| Восточно-Европейская равнина | 200-1000 м |
| Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) |
| Сихотэ- Алинь | г. Тордоки – Яни 2094м |
| Нагорье Тибет | Свыше 5000 м |
| Горы. Альпы | Г. Монблан 4809 м |
Группа 2. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере уменьшения высот:
Форма рельефа | Высота, м | № |
Западно-Сибирская равнина | 0-200 м | 6 |
Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м | 4 |
Восточно-Европейская равнина | 200-1000 м | 5 |
Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) | 7 |
Сихотэ- Алинь | г. Тордоки – Яни 2094м | 3 |
Нагорье Тибет | Свыше 5000 м | 1 |
Горы. Альпы | Г. Монблан 4809 м | 2 |
Группа 3 . Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:
Форма рельефа | Высота, м | № |
Западно-Сибирская равнина | 0-200 м | 2 |
Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м | 4 |
Восточно-Европейская равнина | 200-1000 м | 3 |
Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) | 1 |
Сихотэ- Алинь | г. Тордоки – Яни 2094м | 5 |
Нагорье Тибет | Свыше 5000 м | 7 |
Горы. Альпы | Г. Монблан 4809 м | 6 |
Группа 4 Построить столбчатую диаграмму« высота рельефа Европы и Азии» в масштабе в 1 см- 500м. Сравните и сделайте вывод о высоте рельефа этих частей света.
Вывод : Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы)
Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть «Мы команда!»
СЛАЙД 9 – Станция №4 Взрыв
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Альпийско – Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
Задание № 3. Группа 1 В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие: 1. Везувий | А. Пол – в Камчатка |
2. Этна | Б. Зондские о-ва |
3. Кракатау | В. Остров Сицилия |
4. Ключевская Сопка | Г. Японские о-ва |
5. Фудзияма | Д. Аппенинский пол |
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г.
Группа 2 Выписать вулканы ,которые входят в Тихоокеанское огненное кольцо.
Группа 3 Выписать вулканы – Альпийско-Гималайского сейсмического пояса
Группа 4 Задача. 13 марта возле восточного побережья о.Хонсю в Японии произошло землетрясение магнитудой 5,8 бал. Эпицентр подземных толчков находился в 71 км к северо- востоку от города Иваки В результате землетрясения никто не пострадал.14 марта 2010 г. в 11 час.30 мин. На о. Хонсю вновь произошло сильное землетрясение Магнитуда землетрясения, по оценкам сейсмологов, достигла 6,6 бал. Сообщений о разрушениях, жертвах и пострадавших не поступало. Почему в Японии Часто происходят землетрясения?
Как думаете, закончилось ли формирование рельефа? Рельеф продолжает формироваться!
Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Итак, наше путешествие подходит к завершению и мы отправляемся на конечную станцию !
СЛАЙД 10 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? ,(п/и – разнообразны.)
Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие между П/И материка и тектоническими структурами , а также формами рельефа на которых они размещаются.:
Западно –Сибирская равнина ( платформа) | А. золото |
2. Пол-в Малакка ( складчатость) | Б. Железная руда |
3. Становой хребет( складчатость) | В. Нефть, газ |
4. Горы Скандинавские (складчатость) | Г. Оловянные р., Д. Медные р. |
Север Великой Китайской равнины( платформа) | Е. Кам. уголь |
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.
Задание для 3 и 2 группы : Вернитесь к таблице в задании 1 и дополните ее
Таблица Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры и П-И
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа (заполнить) | Полезные ископаемые | |
Древние платформы | Восточно-Европейская | ? | Бурый и каменный уголь |
? | Среднесибирское плоскогорье | Нефть, ? | |
Индийская | Декан плоскогорье | Нефть, газ, железная руда | |
Китайско-Корейская | ? | ? | |
Области складчатости | ? | Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Скандинавские | Железные руды Медные руды |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | олово | |
Новая | ? | ? |
Группа 4 поработайте с текстом учебника рис 48, 49 стр 86 и ответьте на вопрос Почему на территории Восточно- Европейской равнины добывают железную руду.?
Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
Мы закончили наше путешествие и возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа).
5. Закрепление (5 мин.)
СЛАЙД 11 Тестовый контроль Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» , 2 ошибки – оценка –«3», Более 2 ошибок – оценка –«2
Рефлексия : 1 Что нового я сегодня узнал
2 Чему я сегодня научился…
3 Что для меня было трудным
СЛАЙД 12
Домашнее задание
Пар 19
Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.
«3» – продолжить работу в к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.
«4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других изученных материков?
Используя план характеристики рельефа стр 319, уметь давать характеристику рельефа.
«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
СЛАЙД 13 – Спасибо за урок!