12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савченко Татьяна Александровна21

Презентация к уроку "Рельеф Евразии"
PPT / 11.42 Мб

/data/files/n1671940336.ppt (Презентация к уроку "Рельеф Евразии")


Приложения к уроку Рельеф Евразии
RAR / 66.5 Кб

/data/files/b1671940370.rar (Приложения к уроку Рельеф Евразии)Урок по теме "Рельеф Евразии"

Цели:

образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами, компьютерами.

Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, делатьвыводы

Оборудование: мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры Тип урока: изучение нового материала

Ход урока (45 мин.)

Сегодня мы продолжаем изучение материка Евразия. Вспомним тему прошлого урока? скажите пожалуйста почему это особенный материк?

Ответ; самый большой по площади, на нем самые высокие горы, очень разнообразные ландшафты, самый большой по численности населения и т.д.

СЛАЙД 1 Посмотрите на экран и определите тему сегодняшнего урока !

Итак, тема урока Рельеф Евразии! Запишем в тетрадь

СЛАЙД 2 – Какая цель нашего урока? Познакомиться с особенностями рельефа и выяснить причины его разнообразия

Задачи:- изучить особенности строения зем. коры

- выявить взаимосвязь между строением земной коры , формами рельефа и полезными ископаемыми

--- продолжить работу с картами атласа и продолжить отрабатывать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

Актуализация Почему знания рельефа необходимы при изучении материка и почему мы изучаем рельеф сразу после ГП? ( влияет на другие компоненты природы)

СЛАЙД 3 – эпиграф

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".

Сегодня необычный урок: урок-путешествие. Класс разделен на 4 группы

Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников, Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.  

Задание : откройте атласы стр 44-45, посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделите особенности.

Разнообразен ли рельеф?

Что вы можете сказать о высоте Евразии ( выше др. материков)

Назовите величайшую горную систему мира ( Гималаи , с вершиной Джомолунгма – Эверест ,8848 м.)

Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин? (равнины большие по размерам и занимают большую часть территории Евразии)





Определите высоту самой низкой точки материка?( впадина Мертвого моря с отметкой - ------- 430 м)

Рассчитайте амплитуду-9278 м.

СЛАЙД 4 –Гималаи и впадина Мертвого моря

Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата п/и?

На эти вопросы мы будем искать ответы в течении урока! У вас на столе маршрутные листы, используя которые мы без труда совершим путешествие по Евразии.

СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое

Вспомним ,как появился материк? ( 200 млн л. – Панагия, 135 млн л.- Лавразия и Гондвана, в настоящее время – 6 материков)

Предлагаю дать анализ строения ЗК Евразии. С помощью какой карты мы можем узнать, какое строение имеет ЗК в пределах Евразии ?. ( тектоническая) открываем атлас стр 6-7

- Что лежит в основании материка Евразия? ) Евразийская литосферная плита)

- Какие ещё литосферные плиты учувствуют в формировании материка ( Индо- Австралийская, Африканская и Тихоокеанская)

Какие движения характерны для них? ( столкновения – сжатия)

- Что является ядром, центром литосферной плиты? ( платформа)

А что образуется в зоне сжатия? ( области складчатости)

Итак , В строении ЗК Евразии выделяют платформы и складчатые области!

Что же такое платформа ? -- прочитайте информацию на стр 86 рис 47 и скажите какое строение имеет платформа? ( фундамент- складчатые магматические и метаморфические г.п. , а сверху – осадочный чехол из осадочных г.п. ( уголь, нефть)

Сопоставьте тектоническую карту с физ. картой , какая форма рельефа соответствует платформе? ( равнины), а на равнинах встречаются вулканы?

Итак , платформа – это относительно устойчивый участок ЗК



Что же такое Складчатые области? Посмотрите на карту, где они находятся ? ( на границах платформ)

Складчатые области – это тектонические складчатые структуры отделяющие платформы др от др. или от океана.

В какой части материка их особенно много? ( на юге и на востоке), какие здесь формы рельефа? --- горы.

Обратите внимание, что горные области Евразии отмечены разным цветом. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? ( разный возраст горообразования)

А платформы имеют возраст? ( молодые и древние)

Хорошо , работая с картами атласа выполним задание 1 в маршрутном листе и заполните таб.

СЛАЙД 6  ( открывать по мере отчетности групп)

Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры

Строение земной коры

Соответствующие формы рельефа (заполнить)

Древние платформы
1 группа

Восточно-Европейская

Восточно-Европейская (Русская) равнина

Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Индийская

Декан плоскогорье

Китайско-Корейская

Великая китайская равнина



Области складчатости



Древняя  
2 группа



Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань,
Скандинавские

Средняя
3 группа

Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

Новая  
4 группа

Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
Апеннины, Карпаты
Иранское нагорье Пиренеи, Альпы



Вывод:  Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья )

СЛАЙД 7 – Станция №2 Равнины

Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Восточно – Европейская, Западно-Сибирская равнина.

До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.

СЛАЙД 8 – Станция №3 Восхождение-фото горы

Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. Назовите горные системы Альпийско- Гималайского пояса?

 В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.

Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Алтае.  В следствии этих причин горы и равнины Евразии имеют разную высоту

Возвращаемся к маршрутным листам и выполняем Задание №2.  

1 группа необходимо проанализировать карты атласа и распределить формы рельефа Европы и Азии. пло высоте

Часть света

Форма рельефа

Высота,  м


Западно-Сибирская равнина

0-200 м


Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м 
г. Камень-1664 м


Восточно-Европейская равнина

200-1000 м
Хибины 1191 м


Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)




Сихотэ- Алинь



г. Тордоки – Яни 2094м






Нагорье Тибет



Свыше 5000 м


Горы. Альпы

  Г. Монблан 4809 м

Группа 2.  Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере уменьшения высот:

Форма рельефа

Высота,  м

Западно-Сибирская равнина

0-200 м

6

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м 
г. Камень-1664 м

4

Восточно-Европейская равнина

200-1000 м
Хибины 1191 м

5

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

7

Сихотэ- Алинь

г. Тордоки – Яни 2094м

3

Нагорье Тибет

Свыше 5000 м

1

Горы. Альпы

  Г. Монблан 4809 м

2

Группа 3 .  Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:

Форма рельефа

Высота,  м

Западно-Сибирская равнина

0-200 м

2

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м 
г. Камень-1664 м

4

Восточно-Европейская равнина

200-1000 м
Хибины 1191 м

3

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

1

Сихотэ- Алинь

г. Тордоки – Яни 2094м

5

Нагорье Тибет

Свыше 5000 м

7

Горы. Альпы

  Г. Монблан 4809 м

6

Группа 4 Построить столбчатую диаграмму« высота рельефа Европы и Азии» в масштабе в 1 см- 500м. Сравните и сделайте вывод о высоте рельефа этих частей света.

Вывод : Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы)



Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть «Мы команда!»

СЛАЙД 9  – Станция №4 Взрыв

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Альпийско – Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

Задание № 3. Группа 1  В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:

1. Везувий

А. Пол – в Камчатка

2. Этна

Б. Зондские о-ва

3. Кракатау

В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка

Г. Японские о-ва

5. Фудзияма

Д. Аппенинский  пол

Ответ: 1.Д,  2.В,  3.Б, 4.А,  5.Г.

Группа 2 Выписать вулканы ,которые входят в Тихоокеанское огненное кольцо.

Группа 3 Выписать вулканы – Альпийско-Гималайского сейсмического пояса

Группа 4 Задача. 13 марта возле восточного побережья о.Хонсю в Японии произошло землетрясение магнитудой 5,8 бал. Эпицентр подземных толчков находился в 71 км к северо- востоку от города Иваки В результате землетрясения никто не пострадал.14 марта 2010 г. в 11 час.30 мин. На о. Хонсю вновь произошло сильное землетрясение Магнитуда землетрясения, по оценкам сейсмологов, достигла 6,6 бал. Сообщений о разрушениях, жертвах и пострадавших не поступало. Почему в Японии Часто происходят землетрясения?

Как думаете, закончилось ли формирование рельефа? Рельеф продолжает формироваться!

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Итак, наше путешествие подходит к завершению и мы отправляемся на конечную станцию !

СЛАЙД 10 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? ,(п/и – разнообразны.)

Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие между П/И материка и тектоническими структурами , а также формами рельефа на которых они размещаются.:

Западно –Сибирская равнина ( платформа)

А. золото

2. Пол-в Малакка ( складчатость)

Б. Железная руда

3. Становой хребет( складчатость)

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские (складчатость)

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

Север Великой Китайской равнины( платформа)

Е. Кам. уголь



Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.

Задание для 3 и 2 группы : Вернитесь к таблице в задании 1 и дополните ее

Таблица Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры и П-И

Строение земной коры

Соответствующие формы рельефа (заполнить)

Полезные ископаемые









Древние платформы

Восточно-Европейская

?

Бурый и каменный уголь


?

Среднесибирское плоскогорье

Нефть, ?

Индийская

Декан плоскогорье

Нефть, газ, железная руда


Китайско-Корейская

?

?

Области складчатости

?

Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Скандинавские

Железные руды

Медные руды


Средняя

Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

олово


Новая  

?

?

Группа 4 поработайте с текстом учебника рис 48, 49 стр 86 и ответьте на вопрос Почему на территории Восточно- Европейской равнины добывают железную руду.?

Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

Мы закончили наше путешествие и возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина:  история развития материка, разнообразие форм рельефа).

5. Закрепление (5 мин.)

СЛАЙД 11 Тестовый контроль Нормы оценок: Без ошибок  – оценка –«5» 1 ошибка  – оценка –«4» , 2 ошибки – оценка –«3», Более 2 ошибок  – оценка –«2

Рефлексия : 1 Что нового я сегодня узнал

2 Чему я сегодня научился…

3 Что для меня было трудным



СЛАЙД 12

Домашнее задание

Пар 19

Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.

«3» – продолжить работу в к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.

«4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других изученных материков?

Используя план характеристики рельефа стр 319, уметь давать характеристику рельефа.

«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?

СЛАЙД 13 – Спасибо за урок!









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.