Разработка урока по математике
Дата:______________
Учитель: Керимова Мелана Замбековна
Предмет: Математика
Класс -10__
Тема: Показательная функция, её свойства и график
Номер урока:55
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование положительного отношения к изучению математики и познавательной деятельности. Развитие навыков применения показательной функции в естественных жизненных условиях (например, в проблемах роста и убывания). Осознание значения математических знаний для анализа процессов в природе и обществе.
Предметные: Знание определения показательной функции, ее свойства и графики. Умение строить график показательной функции для различных оснований. Определение исходных и аналогов, содержащих показательные функции.рименение знаний о показательной функции для моделирования и решения прикладных задач (например, задачи роста населения, радиоактивный распад, банковские вклады).
Метапредметные: Контроль и коррекция своих действий в процессе выполнения заданий. Умение довести начатое дело до конца, работать с информацией в различных формах (графики, таблицы, аналитические выражения).
Ключевые слова: график, функция, возрастающая функция, показательная функция
Краткое описание: На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов «Диагностическая работа».
Блочно-модульное описание урока
БЛОК1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
1.Мотивирование на учебную деятельность
Девизом нашего урока я взяла такие слова « Знание составляется из мелких крупинок ежедневного труда».
2. Актуализация опорных знаний
Мини-тест
1 вариант.
Решите уравнение:
6 b) -6 c) -14 d) 14
Решите уравнение:
20 b) -20 c) -10 d) 10
Сравните числа и
а)= b) c)
2 вариант.
Решите уравнение:
6 b) -6 c) -8 d) 8
Решите уравнение:
11 b) -11 c) -4 d) 4
Сравните числа и
а)= b) c)
Напомним основные свойства степени
, если
, если
, если
3. Целеполагание: обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о показательной функции, её свойствах и графике; формировать умение использовать знания полученные ранее
БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Показательной функцией называется функция вида , где – заданное число, .
Примеры:
Свойства показательной функции.
Область определения показательной функции – множество R всех действительных чисел ()
Множество значений показательной функций множество всех положительных чисел.
Показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если , и убывающей, если .
Свойства функции | у=ах, а1 | у=ах, 0а1 | |
1 | Область определения функции | (-∞; +∞) | (-∞; +∞) |
2 | Множество значений функции | (0; +∞) | (0; +∞) |
3 | Чётность функции | ни четная, ни нечетная | ни четная, ни нечетная |
4 | Монотонность функции | возрастает на всей области определения | убывает на всей области определения |
5 | Интервалы знакопостоянства | у0 при х(-∞; +∞) | у0 при х(-∞; +∞) |
6 | Нули функции | не существует | не существует |
7 | Особые точки | (0;1) | (0;1) |
8 | График |
Пример 1. Построить графики функции и
1*
X | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
Y | 1 | 2 | 4 |
График функции проходит через точку (0,1) и расположен выше оси .
Если и увеличивается, то график функции быстро приближается у оси .
Если и увеличивается, то график поднимается вверх.
2*
X | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
Y | 4 | 2 | 1 |
График функции проходит через точку (0,1) и расположен выше оси .
Если и увеличивается, то график функции быстро приближается у оси .
Если и увеличивается, то график поднимается вверх.
2.Проверка первичного закрепления
Решить уравнение .
По свойству (2) показательной функции данное уравнение имеет корень, так как 27
Ответ: Других корней нет, так как функция возрастает на всей числовой прямой.
БЛОК 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
№ 195 с. 75 (Устно) Используя свойство возрастания или убывания показательной функции, сравнить числа.
№196 стр.76
2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.
3.Задание ЕГЭ,ОГЭ,ВПР
Найдите значение выражения
Решение. Воспользуемся свойствами степеней:
БЛОК4. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)
Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.
1.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?
2.Что было трудным?
3.Что так и осталось непонятным?
2. Домашнее задание. №2019,203 стр.76 учебник Алимов
Рекомендации по ДЗ.