Разработка урока по математике на тему «Треугольники»
ПРОЕКТ
занятия на IV краевой заочный конкурс
молодых педагогов образовательных организаций
Алтайского края «Современный урок глазами молодых педагогов»
Тема занятия: Треугольник. Виды треугольников
Учебная дисциплина: математика______________
Класс/курс: 5 класс__________________________
Образовательная организация: МБОУ «СОШ № 1 города Новоалтайска Алтайского края
ФИО учителя/преподавателя: Сумина А.В.
Пояснительная записка к сценарному плану учебного занятия
Ф.И.О. автора | Сумина Анастасия Владимировна | ||
Предмет, класс | математика, 5 класс | ||
УМК, автор | А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир | ||
Тема | Треугольник. Виды треугольников | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Современное интерактивное оборудование (СИО) | |||
Современные образовательные технологии (СОТ) | технология исследовательского обучения | ||
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и умений по теме «Треугольник. Виды треугольников», формированию нового знания о свойстве углов треугольника. | |||
Задачи: создать условия для формирования предметной компетенции через умения: классифицировать треугольники по их сторонам или по величине углов, решать геометрические задачи на нахождение периметра треугольника и суммы его углов; обеспечить условия для формирования регулятивных умений: формулировать цель урока, планировать работу, обобщать, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию; обеспечить условия для формирования познавательных умений: сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, строить логическую цепочку рассуждений, давать определение понятиям, преобразовывать информацию; обеспечить условия для формирования коммуникативных умений: находить и обосновывать пути решения проблемы, корректно вести учебный диалог, умение участвовать в совместной продуктивной деятельности; обеспечить условия для формирования личностных умений: определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование, уметь выражать свою точку зрения. Планируемые образовательные результаты: | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
мотивация к учебной деятельности, личностный смысл к изучению темы, познавательный интерес к предмету | регулятивные: ставить учебные задачи, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение учебных задач, оценивать достижения на уроке; познавательные: формулировать проблему, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, давать определение понятиям, преобразовывать информацию; коммуникативные: слушать собеседника, учитывать его мнение, вступать в речевое общение, эффективно сотрудничать, владеть устной и письменной речью; | классифицировать треугольники по видам их углов и по сторонам; решать геометрические задачи на нахождение периметра равнобедренного, равностороннего треугольника; использовать свойство о сумме углов треугольника при решении задач. |
Урок разработан в системно-деятельностном типе обучения, что является одним из важнейших критериев при работе по ФГОС ООО.
Автор совместно с учащимися на уроке определяет цель урока и план достижения цели.
На этапе мотивации к учебной деятельности учитель обсуждает с учащимися перечень необходимых качеств личности для достижения цели урока.
На этапе актуализации знаний применяет математический диктант, в нем содержатся задания на выявление уровня усвоения темы.
На уроке реализуются следующие принципы СДП:
принципы деятельности и субъектности ученика в образовательном процессе – в процессе организации совместной работы учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель урока, составляют план по достижению цели урока, а также учитель создает условие для открытия учащимися нового знания в процессе учебного исследования;
принцип психологической комфортности - вопросы и фразы: «Что вы чувствовали в этот момент?», «Скажите, было приятно осознавать, что вы уже так много знаете и умеете?», «Я рада, что при возникновении трудностей и ошибок вы не расстраивались. Мы учимся, а значит, имеем право на ошибку. Главное вовремя её исправить и стараться больше не повторять!», - направлены на создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха на уроке.
принцип связи теории с практикой – учащиеся в ходе урока решают задачи практической направленности
принцип рефлексивности – учащиеся после изучения каждого пункта плана и в конце урока участвуют в рефлексии учебной деятельности.
Для организации совместной деятельности используется следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, индуктивный, дедуктивный, метод диалога.
Сценарный план учебного занятия, автор Сумина А.В. | |||||||
№ | Структура урока | Задачи этапа | СИО | Формы/ методы работы | Действия учителя | Предполагаемые действия учащихся | Методический комментарий |
I | Орг. момент | Проверить готовность учащихся к уроку | | фронтальная форма работы | - Добрый день! Меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня я проведу у вас урок математики. Надеюсь, что мы с вами найдем общий язык! Садитесь, пожалуйста | Проверяют порядок на рабочем месте. | |
II | Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы урока. Целеполагание, планирование деятельности | Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность, актуализации знаний, поставить цель, выбрать способ её достижения | | фронтальная форма работы | - Какую тему вы изучали на предыдущем уроке? - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать тему «Треугольник. Виды треугольников». -Запишите в тетрадях число. Тему урока: «Треугольник. Виды треугольника» - Предложите цель урока, учитывая, что по данной теме вы работали несколько уроков? -Я согласна с вами, тогда давайте сформулируем ее следующим образом: повторить и обобщить изученные знания о треугольнике. -Хотели ли бы вы узнать что-то новое о треугольнике? -Я предлагаю узнать еще один секрет об углах треугольника. Тогда наша цель будет звучать так: повторить и обобщить изученные знания о треугольнике, узнать новое свойство углов треугольника. - Для успешного достижения поставленной цели предлагаю составить план продвижения на уроке. - Хотели бы вы успешно выполнить все задания по данной теме? -Тогда каким будет первый пункт плана? -Хотите узнать на уроке что-то новое о треугольнике? -Тогда какой пункт добавим в план? -В конце урока, предлагаю посмотреть на нашу работу со стороны? Т.е., что выполнить? - Как вы считаете, какие качества вам помогут достичь цели урока? - Желаю вам проявить данные качества и достичь цели урока. (учитель фиксирует качества на доске в виде кластера) | -Треугольник. Виды треугольников. -записывают в тетради
- повторить изученное; -закрепить знания на практике; - Да! -да - повторение - потренируемся на практике - Да - открытие нового знания - подвести итоги -внимательность, аккуратность, ответственность и т.п. | На данном этапе создаю условия для формирования коммуникативных УУД (умения вести диалог с учителем и учащимися, объяснять свою точку зрения, строить собственное высказывание), регулятивных УУД, таких как умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе, планировать пути достижения цели, личностных УУД (умение выполнять личностный моральный выбор) План на доске: 1. Повторение 2. Практикум 3. Открытие нового знания 4. Подведение итогов Кластер: (качества) |
III | Актуализация знаний | Актуализировать усвоенные ранее знания, способы и действия, необходимые в ходе работы на уроке | Интерактивная доска, рздаточный материал | индивидуальная форма работы фронтальная форма работы | - Приступим к повторению. Поделитесь со мною знаниями о треугольниках? - Предлагаю провести небольшую самостоятельную работу. - Согласны? (учитель организует самостоятельную работу) -Работать сначала необходимо индивидуально (каждый за себя), задания лежат у вас на партах. Ответы запишите в тетради. На выполнение отводится 3 минуты, далее выполним проверку и оценим работу. Желаю вам успешно справиться с работой. Будьте внимательны! - Проверим выполнение заданий. (учитель организует проверку, при необходимости проводит коррекцию знаний учащихся) Организует рефлексию с помощью вопросов: - Какие знания помогли правильно выполнить задания? - Какое задание было выполнить сложно? - Какое задание было выполнять интересно? - Для чего выполнили именно такие задания? С какой целью? | -Да - Да! самостоятельная индивидуальная работа уч-ся, воспроизводят знания о треугольниках один ученик говорит ответ, остальные выражают согласие или несогласие отвечают на вопросы учителя | На данном этапе создаю условия для формирования таких регулятивных УУД, как умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. |
IV | Основной этап | Применить знания о треугольнике при решении заданий | Интерактивная доска | фронтальная форма работы индивидуальная форма работы фронтальная форма работы индивидуальная форма работы фронтальная форма работы | - Теорию повторили, поэтому можно проверить себя, а умею ли я применять знания на практике?! Откройте учебник на стр. 93. Прочитайте №346 самостоятельно. - Миша, прочитай задание вслух. -Какие знания нам понадобятся для решения задания? -Кто желает решить задачу на доске? -Остальным я предлагаю поработать самостоятельно, а затем проверить свое решение с образцом и высказать мнение. -Спасибо. Проверьте решение. -У кого есть другие варианты решения? -С какой целью выполнили задание? -Как вы считаете, знания о треугольниках необходимы нам в жизни? Приведите примеры. - Предлагаю вам рассмотреть одну из таких жизненных ситуаций. Прочитайте задание на слайде. -Кто желает прочитать задание вслух? -Как связано понятие периметра треугольника с этой задачей? -Какие знания нам понадобятся для решения задания? -Предлагаю выполнить задание самостоятельно. -Обсудим решение задания. -У кого есть другие варианты решения задания? -Хорошо, вы отлично справились! | 1.Учащиеся читают задание самостоятельно индивидуально. 2.Ученик читает вслух. -определение равнобедренного треугольника, название элементов равнобедренного треугольника -один ученик решает задание у доски, остальные индивидуально в тетради -выражают согласие или несогласие с решением на доске - применили на практике знания о равнобедренном треугольнике, закрепили умение вычислять периметр треугольника -приводят примеры, жизненные ситуации -учащийся читает задание -длина заборчика есть периметр треугольника - определение равностороннего треугольника, нахождения Р -выполняют задание индивидуально - так как заборчик будет в форме равностороннего треугольника, то все стороны заборчика одинаковой длины. Значит, чтобы узнать, сколько нужно купить метров заборчика, нужно 60 -выражают согласие или несогласие с решением | АВ=ВС=8см. АС=13см. Р - ?см Решение: 1)8(см) -Р тр. Ответ:29 см. На данном этапе создаю условия для формирования регулятивных, коммуникативных УУД (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение вести диалог, высказывать собственную точку зрения) Задание на слайде: Садовник решил поставить заборчик для клумбы цветов. Заборчик должен быть в форме равностороннего треугольника. Известно, что одна сторона заборчика будет длиной 60 см. Помогите садовнику рассчитать, какой длины нужно купить заборчик для клумбы. Ответ выразите в м и см. Решение: 1) 60 |
Физкультминутка | |||||||
V | Открытие нового знания | Открыть новое знание | Интерактивная доска, раздаточный материал | фронтальная форма работы парная, групповая форма работы фронтальная форма работы парная форма работы фронтальная форма работы | -Скажите, вы любите узнавать что-то новое? - Я помогу вам сделать открытие нового знания. -Сегодня мы говорили о периметре треугольника. Напомните, что такое периметр и как его найти? -Как вы думаете, как найти сумму углов треугольника? - Ребята, как вы считаете, в каком треугольнике (тупоугольном, остроугольном или прямоугольном) сумма углов будет больше? - Мнения разделились. Вы высказали разные предположения, в математике предположения, которые нужно обосновать, называют гипотезами (учитель фиксирует их на доске). - Предлагаю выяснить, кто же прав и провести учебное исследование. Как вы можете проверить гипотезы, используя модели треугольников? -Сформулируйте цель учебного исследования. -Ребята, нам нужно исследовать три вида треугольников, как можно организовать работу на уроке, чтобы быстро разобрать все ситуации? -Предлагаю поработать в парах, каждый ряд поработает с одним из видов треугольника. (раздаю задания). После выполнения задания можете обсудить решение в группах. Можете приступать к работе. -Какой ряд быстрее справится с заданием? Просигнализируйте, что вы готовы. (с каждого ряда учитель вызывает по одному человеку, они фиксируют ответы на доске) -Посмотрите на результаты. Находили сумму углов разных треугольников, а результаты оказались приблизительно одинаковыми. - Почему у вас получились разные значения? Всегда ли с помощью транспортира можно абсолютно точно измерить величину угла? -Все приведенные значения приблизительно равны . Следовательно, возникло еще одно предположение (учитель фиксирует гипотезу на доске)
-Для того, чтобы точно убедиться, что сумма углов треугольника равна , предлагаю выполнить следующее практическое задание: на столах у вас лежат модели треугольников, обратите внимание, у всех они разного вида, поработайте с ними так, как показано на видео. -Какой вывод можно сделать? -Тогда, чему равна сумма углов треугольника? - Значит, сумма углов треугольника зависит от вида? -Какая гипотеза подтвердилась? -Запишите в тетради: сумма углов треугольника равна . (учитель фиксирует на доске) -Молодцы! Вы самостоятельно с помощью рассуждений и практических заданий открыли новое знание! -Скажите, для чего нам необходимо знать, чему равна сумма углов треугольника? -Выполним задания устно, используя полученное знание. - Существует ли треугольник с углами: а) , б) , -Определите вид треугольника, если один угол равен , а другой . -Как вы думаете, может ли в треугольнике быть больше одного тупого или прямого угла? - Давайте с вами выясним, кто прав. У вас на столах лежат палочки, поработайте в парах, попробуйте из них сложить треугольник, в котором два тупых угла, два прямых угла. Получилось выполнить задание? Почему? -Как вы можете обосновать этот факт, используя знания о сумме углов треугольника? -С какой целью выполнили задания? | -да! - периметр – это сумма длин всех сторон и чтобы найти периметр, нужно сложить длины всех сторон. - нужно сложить величины всех углов в треугольнике -высказывают предположения (мнения разделились) -измерить и найти сумму углов треугольников - выяснить, в каком из треугольников сумма углов больше -поработать в парах, группах -выполняют задание в парах -нет, при измерении транспортиром могут получиться не точные значения, плюс минус несколько градусов -выполняют задание в соответствии с видеофрагментом -если все углы треугольника соединить в одной точке, то мы получим развернутый угол, а его градусная мера равна -нет -сумма углов треугольника равна - -записывают в тетради -пригодится в жизни, сможем решить задания -высказывают предположения -найдем третий угол: , значит треугольник остроугольный -приводят пример -высказывают предположения -не получилось, стороны не пересекаются -если в треугольнике будет два тупых или прямых угла, то сумма углов в треугольнике будет больше 180 -применили знания о сумме углов треугольника на практике | На данном этапе формирую познавательные УУД (умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное), выдвигать гипотезу) Формирование регулятивных УУД (планирование учебной деятельности) Формирование коммуникативных УУД (умения договариваться, прийти к общему мнению, выслушав друг друга) На доске: сумма углов треугольника равна 180 |
VI | Рефлексия учебной деятельности | Сопоставить цель урока и полученный результат | | фронтальная форма работы | -Мы отлично поработали! Давайте подведем итог урока. - Какова тема урока? - Какая цель была поставлена на урок? - Удалось ли достичь поставленной цели? Почему? - Каким образом качества, которые вы выделили в начале урока, помогли достичь цели? - Каким способом вы достигали цель? - Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднения? Что вы чувствовали в этот момент? - Какие задания не вызвали затруднения? - Скажите, приятно осознавать, что вы уже так много знаете и умеете? - Я рада, что сегодня на уроке мы с вами так хорошо поработали. | -Треугольник. Виды треугольников - повторить и обобщить изученные знания о треугольнике, узнать новое свойство углов треугольника -да, выполнили все пункты плана - при решении заданий и открытии нового знания мы были старательны, внимательны, аккуратны -пробовали самостоятельно открыть новое знание -делятся впечатлениями | Формирование регулятивных УУД ( выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.) Реализую принцип психологической комфортности, позволяющий ученикам на этапе рефлексии сформулировать трудности и успехи в изучении темы, а учителю наметить пути дальнейшей работы, учитывая услышанные позиции |
VII | Домашнее задание | | | | - Ребята, как вы считаете, быть самостоятельным, самостоятельно принимать решение - это нужно умение человеку? - Один из способов учиться быть самостоятельным – это самостоятельно выполнять домашнее задание. Предлагаю вам выполнить дома следующие номера: №347, 349 (обязательное задание). Посмотрите задания в учебнике. Дополнительное задание. Творческое задание: Вы наверное уже заметили, что некоторые картинки на доске состоят из треугольников. В искусстве существует такое направление, как суперматизм. Картины, выполненные в этом стиле, состоят из геометрических фигур. Например, из треугольников можно изобразить следующие рисунки и картины. - Предлагаю и вам нарисовать рисунок из треугольников.. -Спасибо за урок. До свидания! | -да -До свидания! | |
Приложение
Самостоятельная работа по теме «Треугольник. Виды треугольников»
1. Определите вид ВСЕ, если
∠В= , ∠С=∠Е=
а) остроугольный б) тупоугольный в) прямоугольный
2. Закончите предложение:
Остроугольным называют треугольник, у которого … .
а) все углы острые б) один из углов острый
3. Определите, какой из треугольников на рис.1 является прямоугольным, вычислите его периметр (длины сторон выражены в см.).
а) Δ АВС б) ΔМК в) ΔXYZ
Р= ___________
4. Определите, какой из треугольников на рис.1 является равнобедренным, запишите боковые стороны и основание этого треугольника.
а) Δ АВС б) ΔМК в) ΔXYZ
Боковые стороны: ___________________
Основание: _________________________
∠А=___________
∠В=___________
∠С=___________
∠А+∠В +∠С= ____________________________________________________
T
N E
∠Т=___________
∠N=___________
∠E=___________
∠T+∠N +∠E= ___________________________________________________
О
М К
∠M=___________
∠O=___________
∠K=___________
∠M+∠O +∠K= ____________________________________________________