Разработка урока по русскому языку 6 класс. Имя числительное
Косяк Наталья Николаевна
Разработка урока по русскому языку
6 класс. Имя числительное
1. Формальная часть
6 класс. Имя числительное
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Числительное»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя числительное», совершенствовать умения применять полученные знания на практике.
Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь.
Воспитывать толерантность, умение работать в группе, любовь к языку.
Задачи урока: систематизировать материал о морфологических признаках имени числительного; повторить особенности склонения числительных разных разрядов;
построить устное и письменное высказывание с учетом грамматических норм.
Занятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группе, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем.
2. Содержательная часть
№ п/п | Этапы урока | Содержание | Примечание |
Организационный момент / мобилизующий этап (2 минуты) | У: прочитайте стихотворение Ванды Хотомской « 100» Выразительное чтение текста У про100го 100рожа- Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух непро100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! У простой 100ножки 100ит по100ять И у той 100ножки опыт перенять! У: какая часть речи зашифрована в тексте? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. | Текст можно вывести на экран или написать на доске, или раздать отпечатанные варианты | |
Формулирование цели урока учащимися (3-5 минут) | У: Тема урока обобщение и систематизация знаний по теме «Имя числительное». Сформулируйте самостоятельно цель урока, опираясь на тему урока и используя фразы-подсказки: Вспомнить… Повторить… Использовать в речи… | Учащиеся формулируют цели урока по опорным словам. | |
Актуализация знаний (5- 7 минут) | У: уровень усвоения теоретического материала поможет выявить тест ( 10 вопросов по 0,5 баллов) Имя числительное- это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном число, порядок предметов при счете, количество предметов признак предмета по действию Сочетание, в котором нет числительного четыреста девяносто три слова две тысячи восьмой год двадцативосьмиэтажный дом Имя числительное является самостоятельной частью речи звукоподражанием служебной частью речи Имя числительное отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? почему? сколько? какой? который? В предложении имя числительное выполняет синтаксическую роль подлежащего и определения дополнения и определения любого члена предложения Разряды числительных по значению целые и дробные количественные и порядковые простые и составные Разряды числительных по структуре целые и дробные количественные и порядковые простые и составные При склонении составных количественных числительных изменяются только последние слова все корни (слова) первое слово При склонении составных порядковых числительных изменяются только последние слова все корни (слова) первое слово Сочетание с ошибкой двадцати двум участникам в две тысячи восьмом номере пятиста домов | Тест может быть выведен на экран или роздан на парты учащимся | |
Повторение и обобщение материала А) работа в группах (5-7 минут) Б) игра «Эксперт» (5 минут) В) компетентностно-ориентированное задание (15 минут) | У: в чем сложность имени числительного? (склонение, написание, употребление в речи) В какой школьной дисциплине (предмет) часто встречаются числа, цифры? Проанализировав математические тексты, группы должны ответить на вопрос: «Каковы особенности употребления числительных в математических текстах?» Мотивация учебной деятельности Группа № 1 Например: X + 25=50 – сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти; X = 25 – икс равен двадцати пяти; P – 18 = 20 – разность пэ и восемнадцати равна двадцати; P = 38 – пэ равно тридцати восьми Группа № 2 1) 175 ∙ 60 – произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти; 80 ∙ (х + 17) – произведение восьмидесяти и суммы икс и семнадцати. 2) 32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми; 433-96 – разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести Группа № 3 Из ста девяноста шести вычесть восемьдесят девять или от ста девяноста шести отнять восемьдесят девять После работы в группах в качестве закрепления материала проводится небольшая игра. Задание : решить устно пример, записать в тетрадь словами решение и грамотно объяснить (устно) X + 37 = 85 59 = 81 – X 108 – 39 = 69 25 ∙ 6 = 150 Сумма икс и тридцати семи равна восьмидесяти пяти Пятьдесят девять равно разности восьмидесяти одного и икс Разница ста восьми и тридцати девяти равна шестидесяти девяти Произведение двадцати пяти и шести равно ста пятидесяти Работа с текстом ( Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький Принц» ( встреча Маленького Принца и делового человека ) Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека. ( текст раздается) 1. Прочитай текст, сделай вывод об использовании числительных в речи делового человека и его чертах характера. 2. Заполни таблицу, выписав из текста 3 простых количественных числительных, 3 сложных количественных числительных, 3 составных количественных числительных, а также 3 порядковых 3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу. 4. Запиши числительные 26 и 501622731 в форме родительного и творительного падежей 5. Составь в паре диалог , исправь «ошибки» делового человека 6. Напиши высказывание о необходимости ( ненужности) человеческого общения Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял. - Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731. - 500000000 чего? - А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7. - 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа. Деловой человек поднял голову. - Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000…. - 500000000 чего? Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя. - 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе. - Это что же, мухи? Да нет же, такие блестящие, маленькие. - Пчелы? - Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда. - А, звезды? - Вот-вот. Звезды. - 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь? - 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность. - Так что же ты делаешь со всеми этими звездами? - Что делаю? - Да. - Ничего не делаю. Я ими владею. | Класс объединяется по трем группам. После обсуждения каждая группа делает вывод. Вывод презентует один представитель группы. Результат выводится на компьютер или вывешивается на доске. В качестве экспертов выбирается 2 человека. 1 следит за правильностью математических вычислений, 2 – за речевым оформлением. Работа выполняется всеми учащимися согласно плана индивидуально и сдается после урока Таблица может быть выведена через проектор или роздана на парты учащимся. | |
Домашнее задание (2 минуты) | Д/з ( разноуровневые) . - выписать из художественной литературы 10 предложений с числительными разных групп, определить эти группы; - просклонять числительные 49, 86, 578, 1987 - сочинить сказку с использованием составных количественных и порядковых числительных (не менее 10 числительных). Числительные писать словами | Работа выполняется учащимися, сдается учителю на следующий урок, проверяется и оценивается | |
Подведение итогов ( Рефлексия) (2 минуты) | У: почему мы изучаем тему «Имя числительное»? Метод незаконченного предложения Я узнал…… Я научился…. Я понял…… У меня не получается….. Я затрудняюсь…… | В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может быть разрешено в письменном виде для отдельных учащихся. Оценивание вербальное, оценки после проверки работ |