Разработка урока по математике на тему «Что описывает сюжетная задача?» (5–6 класс)
Разработка урока по теме «Что описывает сюжетная задача?».
Тип урока:
По основной дидактической цели: Урок закрепления нового материала.
По способу его проведения: Сочетание различных форм – беседа, самостоятельная работа, работа у доски.
По форме проведения: Сочетание различных форм – фронтальная, коллективная (группы постоянного состава).
Дидактический аппарат:
Содержание обучения: Задачи: Разработаны Алексеенко С. Домашняя работа: Задача на слайде
Методы обучения:
По источнику влияния: Словесный, наглядный, практический.
По самостоятельной деятельности учащихся: исследовательский.
По характеру познавательной деятельности: Частично-поисковый.
Средства обучения:
Предметные: Наглядные пособия, презентация
Практические: обобщенные выводы по решению задач. Интеллектуальные: Анализ в форме расчленения.
Структура урока:
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Тема: «Что описывает сюжетная задача».
Дидактическая цель:
Образовательная: 1)Проверить знание основных методологических понятий, связанных с сюжетной задачей; 2) Формирование умений: а)определять процесс, объекты и характеристики объектов; б)изменять характеристики объектов; в)решать измененные сюжетные задачи.
Воспитательная: Воспитание ситуативного интереса к математике;
Развивающая: Формирование умения распознавать основные методологические понятия, связанные с сюжетной задачей;
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Оценить творческие работы учащихся (Изготовление Буратино).
Задачи на слайде.
Подготовительный этап:
Цель: Проверить знание основных методологических понятий, связанных с сюжетной задачей;
Устно: Задание на распознавание
Помогите Буратино (Отобрать карточки).
Ориентировочный этап:
Цель: Проверить сформированность умений: а)определять процесс, объекты и характеристики объектов; б)изменять характеристики объектов; в)решать измененные сюжетные задачи.
Решение задач.
Перед решением задач раздать карточки для взаимооценок
1)Задача.
Карабасу-Барабасу привезли новый сундук для кукол, длиной 90см, шириной 50см и высотой 50см (рис. 1). Мальвина должна обить всю внутреннюю поверхность сундука, включая крышку. Сможет ли это сделать Мальвина, если у нее имеется ткань шириной 2м и длиной 150см (рис. 2)?
Рис. 1
Рис. 2
Решение:
Главный объект: сундук.
Качественная характеристика: форма сундука (развертка) (рис. 3)
Рис. 3
Количественная характеристика: высота=50см, длина=50см, ширина=90см.
Вспомогательный объект: ткань.
Качественная характеристика: форма ткани.
Количественная характеристика: длина=2м, ширина=150см.
Решение:
Рис. 4
Из рис.4 следует, что Мальвине понадобится ткань длиной 200см и шириной 190см.
Ответ: нет, не сможет.
2)Изменение одной из количественных характеристик главного объекта:
Карабасу-Барабасу привезли новый сундук для кукол длиной 90см, шириной 50см и высотой 30см (рис. 5). Мальвина должна обить всю внутреннюю поверхность сундука, включая крышку. Сможет ли это сделать Мальвина, если у нее имеется ткань шириной 2м и длиной 150см (рис. 6)?
Рис. 5
Рис. 6
Решение:
Развертка сундука в этом случае показана на рис. 6.
Рис. 6
Мальвине в таком случае понадобится ткань шириной 150см и длиной 2м. Значит, данной ткани хватит на обивку сундука.
Ответ: Да, сможет.
3)Изменение одной из количественных характеристик вспомогательного объекта:
Карабасу-Барабасу привезли новый сундук для кукол длиной 90см, шириной 50см и высотой 30см (рис. 7). Мальвина должна обить всю внутреннюю поверхность сундука, включая крышку. Сможет ли это сделать Мальвина, если у нее имеется ткань размером шириной 2м и длиной 2м (рис. 8)?
Рис. 7
Рис. 8
Решение:
Из решения основной задачи имеем, что Мальвине нужна ткань шириной 190см и длиной 1м (рис. 9).
Рис. 9
Значит, ткани длиной и шириной 2м хватит на обивку сундука.
Ответ: Да, сможет.
4)Изменение качественной характеристики вспомогательного объекта:
Карабасу-Барабасу привезли новый сундук для кукол длиной 90см, шириной 50см и высотой 50см (рис. 10). Мальвина должна обить всю внутреннюю поверхность сундука, включая крышку. Сможет ли это сделать Мальвина, если у нее имеется ткань размером шириной 2м и длиной 190см (рис. 11)?
Рис. 10
Рис. 11
Решение:
Если Мальвина разрежет ткань, как показано на рис. 12, то данной ткани хватит на обивку сундука:
Рис. 12
Ответ: Да, сможет.
5)Изменение качественной характеристики главного объекта:
Карабасу-Барабасу привезли новый сундук для кукол длиной 90см, шириной 50см и высотой 50см (рис. 13). Мальвина должна обить всю внутреннюю поверхность сундука, не включая крышку. Сможет ли это сделать Мальвина, если у нее имеется ткань размером шириной 2м и длиной 150см (рис. 14)?
Рис. 13
Рис. 14
Решение:
Так как сундук без крышки, то получаем другую развертку сундука, показанную на рис. 15.
Рис. 15
Тогда, Мальвине нужна ткань длиной 150см и шириной 190см. Значит, имеющейся ткани на обивку хватит.
Ответ: Да, сможет.
Домашнее задание.
Задача.
Мальвине нужно разместить 8 книг на полке. Каждая книга высотой 6см и шириной 2см. Полка имеет высоту четырех ширин книги, и длину шести ширин книги. Сможет ли Мальвина уместить все книги на полке? Если да, то, каким образом.
Решение:
4*2=8см – высота полки;
6*2=12см – длина полки;
Тогда условие задачи можно изобразить так: на рис. 16 – полка, на рис. 17 – книга.
Рис. 16
Рис. 17
Тогда возможно:
а) разместить 6 книг стоя, и две положить сверху, как показано на рис. 18.
Рис. 18
б) разместить все книги, боком в два ряда, как показано на рис. 19.
Рис. 19
в) разместить три книги, боком, а остальные поставить стоя, как показано на рис. 20.
Рис. 20
Подведение итогов урока.
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | |
Ирина Анатольевна