Разработка урока физики в 8 классе по теме «Исследование выталкивающей силы»
Тема урока «Исследование выталкивающей силы».
Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).
Задачи урока:
Освоение предметного содержания
установить, от каких физических величин зависит (не зависит) сила Архимеда
вывести формулу для расчета силы Архимеда.
формировать исследовательские умения: выдвижение гипотез, планирование эксперимента, проведение эксперимента по задуманному плану
Лабораторное оборудование урока: динамометры, укрепленные на штативах, стаканы с водой и маслом, тела одинакового объема и разной массы, тела одинаковой массы но разного объема, салфетки.
Демонстрационное оборудование урока: банка с соленой водой, банка с пресной водой, яйцо
Методы обучения:
исследовательский
Формы организации деятельности:
фронтальная;
групповая;
Проведем анализ компонентов ориентировочной основы (содержательного, мотивационного, инструментально-деятельностного).
Содержательный компонент ориентировочной основы для исследовательской деятельности на данном уроке составляют понятия о выталкивающей силе. Мотивационная основа исследовательской деятельности формируется с помощью проблемной ситуации, созданной учителем на этапе актуализации знаний.
Инструментально-деятельностная основа. Учащиеся умеют определять выталкивающую силу по разности веса тела в воздухе и в жидкости. Исследовательские умения у учащихся 8 класса на момент проведения данного урока формируются в процессе изучения физики в течение полутра лет. Учащиеся умеют выдвигать гипотезы, на предыдущих уроках с учащимися были выработаны требования к результату этого действия (гипотеза должна быть обоснованной и проверяемой). Разработка плана решения исследовательской задачи – одно из исследовательских действий, которое формируется в процессе всего школьного курса физики, усложняя саму задачу. На данном этапе происходит чередование групповой и фронтальной работы. Учащиеся в группах вырабатывают план эксперимента, позволяющего проверить гипотезу, а затем представляют выработанные планы на общее обсуждение. Важно, чтобы экспертами в этом случае выступают учащиеся других групп, которые задают вопросы и вносят коррективы, учитель должен направлять ход обсуждения, возможно, помогая наводящими вопросами, но не давать свое готовое решение.
Таким образом, проанализировав имеющуюся ориентировочную основу, приходим к выводу, что урок может быть реализован исследовательским методом. Это значит, что выдвижение гипотез, выработку плана решения исследовательской задачи, выполнение эксперимента выполняют сами учащиеся, постановку проблемы осуществляет учитель, формулировку исследовательской задачи и подведение итогов, формулировку выводов – учащиеся под руководством учителя.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. | Приветствие, проверка отсутствующих. | |
2. Актуализация | Скажите, пожалуйста, какова была тема предыдущего урока. Какая физическая величина является мерой этого действия? Где находится точка приложения этой силы и куда она направлена? С помощью какого прибора и как можно определить значение выталкивающей силы? | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Выталкивающая сила. Сила приложена к телу, погруженному в жидкость или газ, и действует в сторону, противоположную силе тяжести. Определить выталкивающую силы можно с помощью динамометра, по разнице веса тела в воздухе и в воде. Р воздухе – Р воде |
3. Получение нового знания. | Продолжим изучение выталкивающей силы. | Записывают тему «Исследование выталкивающей силы». |
Постановка проблемы | Показывает видеоролик «Пираты Карибского моря» Безумец или гений капитан Джек Воробей? Фронтальный эксперимент. Действительно, яйцо всплывает в воде. (учитель кладет яйцо в соленую воду). Перекладываем в другую банку, яйцо утонуло. Почему? | Отвечают, что «безумец». Должны высказать мнение о том, что на них подействует выталкивающая сила Очевидно была соленая вода |
Выдвижение гипотез | Учитель задает учащимся вопрос «От чего же может зависеть выталкивающая сила?» и предлагает выдвинуть гипотезы. Выдвигаются три гипотезы, для других предположений у учащихся нет обоснований, поэтому если будут высказаны, нужно обсудить, являются ли они гипотезами. | Выдвигают гипотезы -от плотности жидкости -от плотности тела -от глубины погружения -от объема погружаемого тела |
Планирование эксперимента | Проводится беседа, подводящая учащихся к планированию и проведению эксперимента. -Мы уже обсуждали с вами, что гипотезы должны быть проверяемы, т.е. должен быть способ их проверки. Как проверить гипотезы? Предлагаю вам в группах спланировать эксперимент по проверке ваших гипотез. Организуется групповая работа. Группы гомогенные. Каждая группа планирует эксперимент по проверке только одной гипотезы, учитель распределяет, какую гипотезу проверяет каждая группа. Дается время на обсуждение плана эксперимента в группах. 1гр. – Проверяет зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. Меняется только плотность жидкости, а груз один и тот же. Результаты оформляются на раздаточных листах в виде таблицы. В группах послабее таблица уже дана. 2гр. – Проверяет зависимость от массы груза. Меняется только масса грузов (выданы цилиндры одинакового объема, но разной массы). 3гр. – Проверяет зависимость от глубины погружения груза целиком. 4 группа – от погружаемого объема. План каждого эксперимента обсуждается всем классом под руководством учителя. | Каждой группой планируется проверка своей гипотезы. Затем план каждого эксперимента обсуждается всем классом под руководством учителя. Представитель каждой группы рассказывает свой план эксперимента, для чего он проводится, что проверяется, на что обратить внимание в ходе эксперимента, какие возможны погрешности и как зависят результаты опыта от его постановки и проведения. Учащиеся других групп выполняют работу экспертов, задают вопросы, вносят коррективы. |
Проведение эксперимента | Учитель контролирует работу групп, следит за правильностью выполнения эксперимента, при необходимости помогает. | Каждая группа проводит эксперимент по проверке только одной гипотезы. Результаты эксперимента (отчетные листы) проецируются на доску через портативный сканер. |
Отчет групп о Формулировка выводов | Учитель предлагает представителю каждой группы рассказать о проделанной работе. Какова была цель, формулировка гипотезы, планируемый эксперимент; что делали, как делали, что получили, выводы. | Каждая группа называет проверяемую гипотезу, кратко рассказывает последовательность действий и делает окончательный вывод. |
Учитель рекомендует записать вывод формулы в тетрадь, во время выступления 5 группы. Акцентирует внимание на математической зависимости (прямая пропорциональность). | Последней выступает группа теоретиков. Fвыт= F2-F1= pж 2S- pж1S=gh2ρж S– gh1ρж S= gρж S (h2 - h1)= gρж Sh= =gρжVт, | |
Обобщение результатов исследования. | Учитель предлагает ребятам подвести итог: напротив каждой гипотезы в таблице проставить «+» (гипотеза верна) или «-» (гипотеза не верна). Сравнивая результаты исследования групп с полученной «теоретиками» формулой, предлагает сделать вывод о соответствии теории проделанным экспериментам. | Заполняют таблицу. Сравнивают выводы о зависимости силы Архимеда сделанные в ходе эксперимента с зависимостью, полученной теоретически. |
4. Рефлексия | 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Почувствовали ли себя исследователями? Почему? 3. Смогли бы решить исследовательскую задачу самостоятельно, без помощи учителя? На каком этапе вам понадобилась помощь? | Теперь мы знаем, от каких физических величин зависит сила Архимеда. Мы прошли цикл научного познания Наблюдения. • Выдвижение гипотез. • Эксперимент. • Выводы. |
5. Домашнее задание. | 2. §15. Знать вывод формулы FА. 3. Задание 13 (1,2,3). Задания на проверку экспериментальных умений из картотеки. | |