Урок географии «Климат и внутренние воды Новосибирской области» для 8 класса с интерактивными заданиями

6
0
Материал опубликован 6 July

Урок №2. Климат и внутренние воды Новосибирской области.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели урока:

 

Образовательные:

познакомить учащихся с типом климата НСО;

закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;

способствовать развитию умения работать с различными интерактивными источниками географической информации.

Воспитательные:

развивать монологическую речь учащихся;

Развивающие:

развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;

развивать умение составлять характеристику климата;

продолжить формирование умения работать с географическими картами и интерактивными ресурсами;

способствовать развитию активной деятельности с помощью интерактивных заданий.

Оборудование:

Интерактивная физическая и климатическая карта НСО, справочные материалы, ЖК-панель

Основные понятия:

Климат, погода, климатообразующий фактор, солнечная радиация, воздушные массы, осадки, гидрография, реки, озера, режим реки.

Ход урока:

Этапы урока

Материалы

Организационный момент.

Повторение изученного материала

 

Описание географического положения на карте страны: https://interacty.me/projects/c27cbf13fca22eba (карта №1)

Работа с климатической картой.

Изучение нового материала. Первичное применение ЗУН при выполнении задания.

Работа с картой внутренних вод.

 

Развитие новых ЗУН в процессе урока.

Выполнение заданий на уроке.

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Домашнее задание.

Выставление оценок.

https://interacty.me/projects/c27cbf13fca22eba (карта №2)

Просмотр видеофрагмента.

https://interacty.me/projects/c27cbf13fca22eba (карта №3)

Текстовые заготовки.

Интерактивное задание: https://interacty.me/projects/5317f9c523756a4d

Индивидуально выполняет каждый с помощью QR-кода.

 

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Мы с вами изучаем физическую географию НСО. И уже изучили два больших раздела «Географическое положение» и «Рельеф» вы уже достаточно много узнали в этих темах и, думаю, сможете описать формы рельефа нашей области. Для этого я предлагаю вам сегодня с помощью интерактивной карты описать положение нашего региона и соотнести его с климатической картой России.

«Рельеф Новосибирской области преимущественно равнинный. В западной ее части центральное место занимает обширная Барабинская низменность (Бараба) с высотами 90--150 м. Граница Барабы на западе уходит за пределы области. На севере Бараба постепенно сменяется Васюганской возвышенной равниной, занимающей (абсолютные высоты достигают 166 м).

На юге Барабинская низменность, приблизительно по широте южной оконечности оз. Чаны, сливается с Кулундинской низменной равниной, абсолютные высоты которой от 90 до 150 м.

На востоке области расположено Приобское плато, поверхность которого разделена долиной реки Обь на левобережную и правобережную части. Наиболее характерные высоты плато 150--250 м, отдельные из них превышают 300 м. Рельеф крайней восточной части области представлен низкими горами Салаирского кряжа с высотами до 500 м. С юга к Салаиру примыкает Присалаирская равнина, на север от него располагается северо-западная часть Кузнецкой котловины.

Территория области постепенно повышается с запада на восток, образуя несколько ступеней».

Делаем выводы, что рельеф является одним из климотообразующим фактором.

III. Изучение нового материала.

Зачем людям знания о климате? (Знания о климате нужны для повседневной жизни и правильного налаживания хозяйственной деятельности. Климатические данные очень нужны в сельском хозяйстве для выбора сортов и пород, определения сроков посева и уборки урожая и т.п. Для транспорта, особенно авиации так же необходимы данные о состоянии атмосферы.)

Назовите климатообразующие факторы (географическая широта, рельеф, подстилающая поверхность, ВМ, течения и солнечная радиация)

Давайте вспомним какие климатические пояса присутствуют на территории России? (Перечисляют: арктический, субарктический, умеренный)

Какие типы климатов присутствуют на территории России? (Умеренно-континентальный, континентальный, умеренный морских побережий, муссонный, субтропический) Работа с интерактивной картой.

Зная, что территория нашей области находится на З-С равнине, сделаем вывод, что климат области….- континентальный.

Анализ карты: чем представлены внутренние воды НСО, работа интерактивной картой № 3 : https://interacty.me/projects/c27cbf13fca22eba

Текстовые заготовки. «Внутренние воды области представлены реками, озерами, подземными водами. В НСО протекает около 430 рек длиной более 10км . 21река имеет длину более 100км. Самая крупная - Обь. Реки области относятся к 3-м бассейнам: реки Обь (Бердь, Йня, Шегарка и др.), реки Иртыш (Тара, Омь и их притоки); бассейну замкнутого стока (Каргат, Баган, Карасух).

На территории области — около 3 тыс. озер (Чаны, Сартлан, Убинское и др.). Много болот (17 % общей площади). В области имеются значительные запасы подземных пресных и минерализованных вод. В районе Новосибирска — Новосибирское водохранилище. Север и северо-запад области занимает южная часть крупнейшего в мире Васюганского болота.

Минеральные воды

Большая часть области находится в пределах крупного артезианского бассейна. Эксплуатационные запасы пресных вод в области составляют 70 куб. м/с. Водоносные горизонты приурочены к четвертичным, неогеновым, палеогеновым, меловым и юрским осадочным отложениям. Воды четвертичных отложений встречаются на глубине 1–50 м, а меловых – от 500 до 2500 м.

Подземные воды палеозойских отложений обнаружены в восточной части Новосибирской области на глубинах от 1 до 150 м.

Глубина залегания, минерализация и химический состав грунтовых вод на территории области сильно варьируются.

Грунтовые воды северной части области Приобья – пресные. В лесостепи Барабы и степи Кулунды воды очень часто солоноватые, солёные. В Чистоозёрном районе встречаются сильно солёные и даже рассолы, содержащие в 1 литре воды 30–50 и более граммов солей.

Наиболее благоприятными для водоснабжения подземными водами являются территории Карасукского, Баганского, Чистоозёрного, Татарского, Чановского, Барабинского, Здвинского районов.

«В области имеются значительные запасы минеральных вод. В Татарском, Чановском, Куйбышевском, Барабинском, Убинском, Каргатском, Чистоозёрном, Здвинском, Доволенском районах на глубинах 800–1500 м залегают минеральные воды, сходные по своему химическому составу с лечебными водами Кавказских минеральных вод («Ессентуки»). Минеральная вода этой группы «Карачинская» используется для лечебных целей».Минеральные воды с повышенным содержанием йода и брома изучены в райцентре Северном и Доволенском санатории. Радоновые воды распространены в Новосибирске и его окрестностях (Мочище, Колывань).«Термальные воды с температурой 35 – 38 градусов сосредоточены в Татарском, Усть-Таркском, Кыштовском, Северном, Венгеровском, Чановском, Куйбышевском, Барабинском районах. Они находятся на глубинах 1,5–3 тысячи метров и в области практически не используются».

Озеро Карачи типично материковое, самоосадочное и бессточное. Южный берег повышен и имеет своеобразную террасу высотой 4-5 метров. На берегу растут стройные березы, отражающиеся в озерной глади. Северный берег также возвышен, он засажен фруктово-ягодным садом. Восточный и западный берега - низменные.

С 1889 года озеро используется как грязевой и бальнеологический курорт. «Озеро Карачи» - курорт федерального значения. Основными природными лечебными свойствами обладает здесь сульфидно-иловая грязь, относящаяся к категории наиболее ценных в терапевтическом отношении грязей курортов России. Грязь озера Карачи относится к минеральным иловым сульфидным и представляет сметанообразную мелкодисперсную массу черного цвета с запахом сероводорода. Главной составной частью карачинской грязи являются продукты распада так называемого коалинового ядра: примеси железа и фосфорсодержащие органические вещества. Также целебные свойства имеют рапа соленого озера и минеральная вода Карачинского источника»

IV. Закрепление нового материала.

Сегодня мы говорили о климате НСО, подводя итог, давайте повторим, пройдем интерактивное задание: https://interacty.me/projects/5317f9c523756a4d

V. Завершение урока. Рефлексия. Онлайн-опрос для учащихся по QR-коду в конце урока или дома.

VI. Домашнее задание.

Знать записи в тетрадях.

Выполнить опрос по QR-коду.

Подготовить ответ на вопрос «Как влияет климат на формирование природы в нашем регионе?»

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации