Разработка урока по теме «Материальные и информационные модели»
Материальные и информационные модели
Ключевой вопрос урока: Какие виды моделей Вы знаете?
Тип урока: объяснения нового материала и закрепления ранее полученных знаний.
Форма работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цели урока: формирование у учащихся понятие «материальные и информационные модели», рассмотреть виды моделей.
Задачи обучающие:
знать определение информационной и материальной модели и назначение модели и системы;
уметь приводить примеры систем и их моделей;уметь классифицировать модели по области их использования, способу представления, по учету в модели временного фактора, по отрасли знаний;
Исследовать созданную модель.
Задачи воспитательные:
воспитание информационной культуры;
воспитание уверенности в собственных силах;
привитие навыков работе в коллективе;
воспитание ответственности за результат своего труда.
Задачи развивающие:
развитие речи и внимания;
развитие мышления;
развитие познавательного интереса у обучающихся и интереса к предмету информатики;
создать условия для работы обучающихся во времени.
Средства обучения: учебник, доска, проектор, ПК.
Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, диалогический.
Технологии: ИКТ, здоровьсберегающие, дифференцированный подход.
Оборудование: ПК, операционная система Windows 2007, лицензионный пакет MS Offise, конспект, схемы.
Ход урока:
I. Организационный момент
приветствие; объявление темы; цели урока; задачи урока Слайд 1
Эпиграф к уроку: Последний школяр на отделении точных наук знает о законах науки куда больше, чем знали Декарт или Паскаль, но способен ли школяр МЫСЛИТЬ, как они?
Антуан де сент Экзюпери Слайд 2
II. Актуализация полученных ранее знаний
А начать его я хочу притчей. Однажды молодой человек пришёл к мудрецу и пожаловался ему: «Каждый день по 5 раз я произношу фразу «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это слово 5 раз», - сказал мудрец. «Я выбираю ложку», - послушно произнёс юноша 5 раз. «Вот видишь, сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, ложка не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ложку». И сегодня на уроке я призываю вас взять все свои знания и применить их.
Тестирование (Приложение 1)
III. Подготовка к восприятию нового материала
Выступление учителя:
«Знаете ли вы, что в бурное для астрономии время – в XIII веке, когда в эпоху Возрождения в школе навигаторов Альфонсо Х Кастильского были составлены таблицы для предсказания движения небесных тел, которые предположили движение Солнца и планет вокруг Земли, появился Тихо Браге? Великий наблюдатель звездного неба, чьи поразительные точные наблюдения и изменения послужили основой для открытий Кеплера и последующих объяснений Ньютона? Слайд 3
Датский астроном Тихо Браге (1546-1601) после 40 лет наблюдений создал таблицы движения всех известных в то время планет. Этими таблицами пользовались в течение долгого времени, однако и они давали приближенное описание, поскольку указывали положение планеты только в фиксированные моменты времени. Необходимо было найти более простые и вместе более общие формы законы движения планет. Перед своей смертью, находясь еще в сознании, Тихо Браге собрал вокруг себя близких, просил сохранить его труды и доверил одному из своих учеников, Иоганну Кемплеру, исправление и опубликование своих таблиц. Слайд 4
Говоря современным языком, и Коперник и Тихо Браге занимались моделированием, пытаясь построить модели движения планет Солнечной системы».
Слайд 5
IV. Объяснение нового материала.
Модели, так же как и объекты, классифицируются в зависимости от выбранного основания. Вы уже знаете, что основанием служит один или несколько признаков, общих для некоторых групп объектов.
Природа моделей:
материальные (физические, предметные) модели.
информационные модели представляют собой информацию о свойствах и состоянии объекта, процесса, явления, и его взаимосвязи с внешним миром:
вербальные – словесные или мысленные
знаковые – выраженные с помощью формального языка
графические (рисунки, схемы, карты, …)
табличные
математические (формулы)
логические (различные варианты выбора действий на
основе анализа условий)
специальные (ноты, химические формулы) Слайд 6
Информационная модель - описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорном или формальном). Слайд 7
Информационные модели: геометрические, словесные, логические, специальные, компьютерные, математические, структурные. Слайд 8
Как правило, при подходе к классификации моделей учитывается:
- область их использования (для чего, с какой целью данные модели используются);
- способ представления (для чего сделана модель);
- учет в модели временного фактора (динамика происходящих в них процессов);
- отрасль знаний (к какой отрасли знаний или деятельности человека относится модель).
По области использования модели делятся на:
- Учебные модели – используются при обучении, к ним относятся наглядные пособия (картины, таблицы, схемы …), различные тренажеры (клавиатурный тренажер, …), обучающие программы ( мультимедийные обучающие программы для изучения иностранных языков, овладения компьютерными навыками, снятия стрессов, и др…)
Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик (модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова и т.д.)
Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. Например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для испытания бытовой техники.
Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника.
Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперименты с моделью проводятся при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы., те. Своеобразный метод проб и ошибок в поиске правильного решения. Слайд 9
Специальные виды моделей.
Имитационные модели
нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы, но можно имитировать её реакцию на внешние воздействия;
максимальный учет всех факторов;
только численные результаты;
Примеры:
испытания лекарств на мышах, обезьянах, …
математическое моделирование биологических систем
модели бизнеса и управления
модели процесса обучения
Слайд 10
Игровые – учитывающие действия противника
Примеры:
модели экономических ситуаций
модели военных действий
спортивные игры
тренинги персонала
Слайд 11
По способу представления модели разделяются на материальные и абстрактные.
Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (глобус, детские игрушки, макеты машин, самолетов, ракет и т.д.) Они содержат информацию об исходном объекте, имеющую реальное воплощение и полученную с помощью органов чувств, измерительными приборами и инструментами. В зависимости от цели исследования объекта такие модели могут отражать:
А) внешнее устройство исходных объектов;
Б) внутреннее устройство исходных объектов;
В) суть процессов и явлений, происходящих с объектами-оригиналами.
Материальные модели помогают узнать свойства реальных объектов и понять «механизм» сложных явлений, они часто используются в процессе обучения (чучело птицы в кабинете биологии, объемная модель Солнечной системы, физические и химические опыты). Создание и использование материальных моделей относится к экспериментальному методу познания окружающего мира.
Абстрактные модели – основу таких моделей составляет информация (мысль, формула, чертёж, схема), а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. В свою очередь абстрактные модели имеют свою внутреннюю классификацию и делятся на
- мысленные и вербальные
- информационные
Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Создание такой модели сопутствует любой сознательной деятельности человека (ожидая транспорта на остановке, человек прикидывает, как быстрее добраться до нужного места).
Вербальные модели мысленная модель может быть выражена в разговорной форме в этом случае она часто называется вербальный (от лат. Verbalis - устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим.
Слайд 12
Типы информационных моделей:
Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках).
Иерархические – объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.
Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру.
Слайд 13
Как уже упоминалась, одна из классификаций связана с фактором времени. Модели можно разделить на статистические и динамические по тому, как отражается в них динамика происходящих процессов.
Статистическая модель – это единовременный срез информации по данному объекту (обследование учащихся в стоматологической поликлинике даёт сведения о состоянии их зубов на данный момент времени).
Динамическая модель - это картина изменения объекта во времени (медицинская карта ученика, отражающая изменение состояния его зубов в течении многих лет).
Примеры. Граф – это набор вершин и соединяющих их ребер. Слайд 14
Задание. Семантическая (смысловая) модель предложения:
«Выхожу один я на дорогу…» Слайд 15
V. Выполнение практической работы
Для выполнения практической работы обучающиеся делятся на три группы. Каждой группе предлагается создать модель Самолетика.
Материальную (Бумажный вариант – 3 листа бумаги А4). Слайд 16
Графическую (образную), созданную в среде любого графического редактора векторного или растрового (Paint, Компас-График, Word)
Словесную (вербальную) модель в среде текстового процессора Word.
Для выполнения моделей можно использовать необходимую информацию из Интернета.
VI. Домашнее задание:
- П 5.2.1, 5.2.2
Задание
- составить знаковую модель – схему местности, примыкающей к вашему дому.
- Заполнить таблицу по образцу:
Цель моделирования | Существенные свойства | Тип модели | Модель |
Изучить процесс смены дня и ночи | Земля в виде шара, источник света | материальный | глобус |
Объяснить, как добраться до школы из вашего дома | Улицы, сооружения | информационный, вербальный | Описание маршрута |
Показать, как добраться до школы из вашего дома | Улицы, сооружения | информационный, знаковый | карта маршрута(фотография) |
Список использованной литературы:
1. Поляков К.Ю. №Модели и их типы – презентация» , 2007-2009 Тема 1. Модели и их типы. - презентация © http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm
http://www.myshared.ru/slide/195370
2. Облицова Т.А. «Модели и моделирование» http://festival.1september.ru/articles/594494/
3. Яндукова Л.А. «Урок информатики в 9 классе: «Материальные и информационные модели» Урок информатики в 9 классе с использованием образовательных структур сингапурской системы образования Тема «Материальные и информационные модели»
http://урок.рф/lessons/materialnie_i_informatcionnie_modeli_173253.html
Приложение 1
DOCX / 12.27 Кб
Потамошнева Наталья Алексеевна