12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дроботова Валерия Владимировна451
Россия, Коми респ., Ижемский район. п.Щельяюр

Технологическая карта урока обществознания


Дисциплина

Обществознание

Группа

11 (1 курс)

Тема урока

Мораль и нравственность

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты (цели и задачи)

Развивающие:

    развивать навыки диалогового и публичного общения

    продолжить формирование умения работы с различными источниками

    способствовать развитию креативности и творческому осмыслению материала

Воспитательные:

    формировать навык социальной компетенции

    способствовать приобретению опыта групповой работы

    закрепить умение давать самооценку своей деятельности, формулировки целей

Образовательные:

    способствовать активному восприятию обучающимися учебного материала

    сформулировать представление о взаимосвязи морали и нравственности

    создать условия для понимания личностной значимости нравственности для человека в современном обществе

Технологии обучения

Технология французской педагогической мастерской, технология сотрудничества

Методы обучения

Интерактивный, поисковый, репродуктивный, словесный, проблемный

Формы организации учебной деятельности

Диалог, дискуссия, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, творческая деятельность

План урока

1. Организация начала урока

2. Индукция (эмоциональный настрой)

3. Самоконструкция

4. Социоконструкция

5. Социализация

6. Афиширование

7. Разрыв

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

Организация деятельности обучающихся

Фронтальная работа, участие в дискуссии, самостоятельная работа, работа в парах, группах, творческая работа по составлению модели нравственного развития

Основные понятия и термины урока

Мораль, Моральные категории, Нравственность, Безнравственность, Моральные нормы, Этика, Ценность

Источники информации

1) Обществознание А.Г. Важенин для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, М.: Издательский центр «Академия» 2016 – 528с.





Ход урока


Этап урока

Содержание

Организация начала урока

Здравствуйте, мы сегодня встретились на этом уроке для того чтобы добывать знания находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать знания.

Индукция

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:

1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной;

2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь;

3. Парень/девушка вашей мечты.

Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть далее.

Эта ситуация, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты».

Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи. Наше поведение в обществе происходит на основе установленных социальных норм и, в первую очередь, моральных (студенты). И так тема нашего урока подскажите мне.

Самоконструкция

Обведите на листах свою руку, в центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, ассоциации вызывает у вас это слово.

Социоконструкция

Давайте сравним ваши предположения с определениями слова Мораль из разных источников. (в парах) (мораль карточка 1)

- Похожи? Какие выводы мы можем сделать?

- Что можно добавить к вашим ассоциациям? С какими понятиями чаще всего связывают мораль? (нравственность, этика)

    Каково назначение морали? (она регулирует отношения, позволяет оценивать, познавать, выполняет воспитательную и контрольную функции)

На слайде несколько высказываний о моральных нормах.

Рассуждаем, одинакова ли мораль? Какая она бывает? Где она может проявляться? (она многообразна, моральные нормы могут отличаться друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения (любовь к Родине, аккуратность в исполнении обязанностей)


Просмотр ролика о нравственности

- Какие эмоции у вас вызывает данной видео (по одному два сказать)

- О чем это видео? (о нравственности, ценностях, нормах)

- Как вы думаете, связаны ли понятия мораль и нравственность? (Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые взаимодополняют друг друга.. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.), т.е. мораль более общее масштабное понятие. . Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав.

У каждого из вас есть конверты, в них определенный набор слов, а именно моральные и нравственные категории (в парах)

- выберите те, которые соответствуют данному видеофрагменту. (соответствуют ли они вашему представлению о жизни, нормах, ценностях)

- Теперь выберите те, которые должны присутствовать в обществе по вашему мнению. Выбранное вами должно присутствовать только в обществе, или в человеке?

- Как вы думаете, уровень нравственности, его формирование от чего-то зависит ? (от моральных качеств личности)(ответы студентов)

А где мы получаем информацию о морали и нравственности? (семья, сми, образовательные учреждения)

Мораль с ее нормами и категориями дает нам нравственные ценности, а именно духовные ориентиры в жизни человека.

Социализация

Далее группам (в парах) раздаются листы , на которых ребята в течение 2х минут должны зарисовать портрет высоконравственного человека (в центре рисуется человечек, а вокруг пишутся положительные качества).

А какие моральные требования предъявляет современное общество к профессии автомеханик? Объединяются в группы и формируют портрет автомеханика.

Афиширование

Защита творческих работ.

Разрыв

Сегодня общество свободно, человек волен сам выбирать свой путь, действия, друзей. Нужна ли на самом деле мораль и нравственность современному человеку?

1. Молодой парень не уступает место пожилой женщине в автобусе.

2. На перемене старшеклассник отнимает деньги у ученика начальной школы.

3. У девушки украли на глазах сумку, и никто не хочет ей помочь.

4. Мама сделала замечание сыну, а он ей грубо ответил.

5. Брат, который много раз помогал, попросил помощи у своей сестры и он отказала.

Давайте обсудим, как необходимо поступать по нормам морали.

Вспомните золотое правило нравственности и запишите к себе в тетрадь?

Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой!

Рефлексия

Давайте вернемся к нашей руке. Переверните ее и на обратной стороне напишите, что сейчас, после нашего разговора, для вас мораль.

Синквейн

Домашнее задание

Повторить основные понятия и подготовиться к практической работе.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.