Разработка урока по теме «Мораль и нравственность» (Обществознание, 11 класс/ 1 курс СПО)
Технологическая карта урока обществознания
Дисциплина | Обществознание |
Группа | 11 (1 курс) |
Тема урока | Мораль и нравственность |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые результаты (цели и задачи) | Развивающие: развивать навыки диалогового и публичного общения продолжить формирование умения работы с различными источниками способствовать развитию креативности и творческому осмыслению материала Воспитательные: формировать навык социальной компетенции способствовать приобретению опыта групповой работы закрепить умение давать самооценку своей деятельности, формулировки целей Образовательные: способствовать активному восприятию обучающимися учебного материала сформулировать представление о взаимосвязи морали и нравственности создать условия для понимания личностной значимости нравственности для человека в современном обществе |
Технологии обучения | Технология французской педагогической мастерской, технология сотрудничества |
Методы обучения | Интерактивный, поисковый, репродуктивный, словесный, проблемный |
Формы организации учебной деятельности | Диалог, дискуссия, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, творческая деятельность |
План урока | 1. Организация начала урока 2. Индукция (эмоциональный настрой) 3. Самоконструкция 4. Социоконструкция 5. Социализация 6. Афиширование 7. Разрыв 8. Рефлексия 9. Домашнее задание |
Организация деятельности обучающихся | Фронтальная работа, участие в дискуссии, самостоятельная работа, работа в парах, группах, творческая работа по составлению модели нравственного развития |
Основные понятия и термины урока | Мораль, Моральные категории, Нравственность, Безнравственность, Моральные нормы, Этика, Ценность |
Источники информации | 1) Обществознание А.Г. Важенин для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, М.: Издательский центр «Академия» 2016 – 528с.
|
Ход урока
Этап урока | Содержание |
Организация начала урока | Здравствуйте, мы сегодня встретились на этом уроке для того чтобы добывать знания находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать знания. |
Индукция | Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Парень/девушка вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть далее. Эта ситуация, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку? Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты». Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи. Наше поведение в обществе происходит на основе установленных социальных норм и, в первую очередь, моральных (студенты). И так тема нашего урока подскажите мне. |
Самоконструкция | Обведите на листах свою руку, в центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, ассоциации вызывает у вас это слово. |
Социоконструкция | Давайте сравним ваши предположения с определениями слова Мораль из разных источников. (в парах) (мораль карточка 1) - Похожи? Какие выводы мы можем сделать? - Что можно добавить к вашим ассоциациям? С какими понятиями чаще всего связывают мораль? (нравственность, этика) Каково назначение морали? (она регулирует отношения, позволяет оценивать, познавать, выполняет воспитательную и контрольную функции) На слайде несколько высказываний о моральных нормах. Рассуждаем, одинакова ли мораль? Какая она бывает? Где она может проявляться? (она многообразна, моральные нормы могут отличаться друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения (любовь к Родине, аккуратность в исполнении обязанностей) |
| Просмотр ролика о нравственности - Какие эмоции у вас вызывает данной видео (по одному два сказать) - О чем это видео? (о нравственности, ценностях, нормах) - Как вы думаете, связаны ли понятия мораль и нравственность? (Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые взаимодополняют друг друга.. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.), т.е. мораль более общее масштабное понятие. . Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. У каждого из вас есть конверты, в них определенный набор слов, а именно моральные и нравственные категории (в парах) - выберите те, которые соответствуют данному видеофрагменту. (соответствуют ли они вашему представлению о жизни, нормах, ценностях) - Теперь выберите те, которые должны присутствовать в обществе по вашему мнению. Выбранное вами должно присутствовать только в обществе, или в человеке? - Как вы думаете, уровень нравственности, его формирование от чего-то зависит ? (от моральных качеств личности)(ответы студентов) А где мы получаем информацию о морали и нравственности? (семья, сми, образовательные учреждения) Мораль с ее нормами и категориями дает нам нравственные ценности, а именно духовные ориентиры в жизни человека. |
Социализация | Далее группам (в парах) раздаются листы , на которых ребята в течение 2х минут должны зарисовать портрет высоконравственного человека (в центре рисуется человечек, а вокруг пишутся положительные качества). А какие моральные требования предъявляет современное общество к профессии автомеханик? Объединяются в группы и формируют портрет автомеханика. |
Афиширование | Защита творческих работ. |
Разрыв | Сегодня общество свободно, человек волен сам выбирать свой путь, действия, друзей. Нужна ли на самом деле мораль и нравственность современному человеку? 1. Молодой парень не уступает место пожилой женщине в автобусе. 2. На перемене старшеклассник отнимает деньги у ученика начальной школы. 3. У девушки украли на глазах сумку, и никто не хочет ей помочь. 4. Мама сделала замечание сыну, а он ей грубо ответил. 5. Брат, который много раз помогал, попросил помощи у своей сестры и он отказала. Давайте обсудим, как необходимо поступать по нормам морали. Вспомните золотое правило нравственности и запишите к себе в тетрадь? Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой! |
Рефлексия | Давайте вернемся к нашей руке. Переверните ее и на обратной стороне напишите, что сейчас, после нашего разговора, для вас мораль. Синквейн |
Домашнее задание | Повторить основные понятия и подготовиться к практической работе. |