Конспект урока «Сравнение десятичных дробей» (5 класс)
PPTX / 2.64 Мб DOCX / 2.97 Мб
Самостоятельная работа к уроку
DOCX / 47.29 Кб DOCX / 11.45 Кб DOCX / 11.16 КбРаздаточный материал- список продуктов
DOCX / 12.41 Кбраздаточный материал- продукты
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: сформировать навык сравнения десятичных дробей
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить учащихся с правилом сравнения десятичных дробей; формирование умений учащихся пользоваться правилом сравнения десятичных дробей; развитие умения располагать дроби в порядке возрастание и убывания.
2) развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; продолжить формирование математической речи; вырабатывать умение анализировать и сравнивать, проводить аналогии.
3) воспитательная: развитие любознательности и интереса к предмету; совершенствование навыков эстетического оформления записи в тетради.
Планируемые общеобразовательные результаты:
Предметные: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать труд одноклассников.
Метапредметные: Формировать умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии.
Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.
Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …».
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций;
уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.
Личностные -
адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осозновать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать вас на нашем уроке. Меня зовут Жеребцова Марина Юрьевна.
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Сегодня вы совершите для себя новое открытие и пополните багаж знаний. Начнем!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель: Посмотрим, что в вашем багаже уже есть. Расскажите, с какими числами вы сейчас работаете?
Ученики: С десятичными.
Учитель: Какие действие, навыки с десятичными дробями вы уже освоили?
Ученики: Мы можем записывать, читать, умножать на разрядную единицу, переводить из одних единиц измерения в другие.
Учитель: Отлично, ребята! Давайте это все повторим. Приглашаю 5 человек к доске. Сейчас мы вспомним, как правильно читать десятичные дроби. Предлагаю вам исполнить роль цифр в десятичном числе. Наденьте колпачки с цифрами и расположитесь в одну колонну в любом порядке. А остальные прочитайте дробь, которая получилась.
Ученики надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами, у ученика ниже ростом «,» .Запятая перебегает на различные места в ряду цифр, а сидящие в классе ученики называют десятичную дробь, разряд каждой цифры. После чего записывают в таблицу разрядов на доске.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте повторим правило умножения и деления на разрядную единицу. Кто может сказать?
Ученики: Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д., надо запятую перенести вправо на 1,2,3 и т.д. цифры, а если цифр не хватает приписать справа нули.
Чтобы разделить десятичную дробь на 10,100,1000 и т. д. надо перенести запятую влево на 1,2,3 и т.д. цифры, а если цифр не хватает, приписать слева нули.
Учитель: Правильно. Используя, эти правила давайте поднимемся по лестнице новых знаний. На первой ступеньке расположен пример, решая его получаем число для 2-ой ступени и т.д. Начнем!
Ребята решают и говорят ответы. Получают число на последней ступени. У числа в скобках стоит единица измерения метр.
Учитель: Наша последняя ступенька необычная. Что здесь есть еще? Расскажите, как перевести наше десятичное число, например в см? Чем вы пользуетесь?
Ученики: Таблицей перевода на форзаце учебника.
Учитель: Отлично! Молодцы! Мы все с вами повторили. Оцените свои знания, ребята и поставьте себе оценку в карте успеху в строчке «повторение».
Мы все повторили, но это еще не все действия, которые можно сделать с десятичными дробями. Взгляните на доску, у нас есть пустой овал. Попробуем узнать, что за ним скрывается?!
Учитель: Ребята, посмотрите на картину? Что здесь изображено? Какие чувства у вас возникают?
Ответы ребят.
Учитель: Да, дядя Федор заболел. Какая у него температура? Какая температура у здорового человека? У д.Федора температура больше, чем должна быть.
Ученики: У д. Федора 38,5. Нормальная температура тела человека 36,6 градусов.
Учитель: Какие это числа? ( Учитель записывает на доске числа и ставит между ними знак «> или <» и записывает их в таблицу разрядов)
Ученики: Десятичные дроби.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Учитель: Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?
Ученики: Сравнением десятичных дробей.
Учитель: Верно. Откроем тетради и запишем число и тему нашего урока «Сравнение десятичных дробей»
Какова же цель нашего занятия ребята?
Ученики называют цели.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Ребята, как же мы будем сравнивать дроби. Вспомните, как сравниваются натуральные числа? Например, 346 и 341?Попробуем записать их в таблицу разрядов.
Ученики: Поразрядно
Учитель: Проведем аналогию и попробуем составить алгоритм сравнения десятичных дробей, выполнив задание. Откройте учебник на стр. 192 и выполните №685.
Учитель: Разберем примеры.
Учитель: Попробуйте составить алгоритм сравнения десятичных дробей и выполнить задание.
Ученики: Сначала сравниваем целые части. Большей будет та дробь, у которой целая часть больше.
Учитель: А если целые части равны?
Ученик: Сравниваем дробные части (десятые, сотые, тысячные и т.д.)
Учитель: Правильно.
Итак, какой алгоритм у нас получился?
Ученики:
1. Рассмотрим сначала целую часть. Из двух десятичных дробей будет больше, та у которой целая часть больше.
2. Если целые части равны, то сравниваем сначала десятые, потом сотые, потом тысячные части и т.д.
Поставьте себе оценку за работу с данным заданием в карте успеха.
5.Физкультминутка.
Руки в стороны, в кулачок, разжимаем, на бочок,
Левую вверх, правую вверх.
В стороны, накрест, в стороны, вниз.
Тук-тук-тук! Сделаем большой круг.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа у доски. Задание из учебника стр. 192, № 686 а,б.
7. Индивидуальная работа. Взаимопроверка в парах.
По карточкам. Учащиеся выполняют задания меняются тетрадками и ставят друг другу оценки.
Сравните дроби
18,625 … 5,784 |
15,200 … 15,2 |
3,0251 … 3,03 |
7,65 … 7,8 |
Поставьте себе оценку за работу с данным заданием в карте успеха.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Давайте разобьемся по группам. И выполним следующее задание. Вы пошли в магазин. Необходимо купить продукты по списку. У каждого товара на карточке цена и номер. Выбрав нужный товар запишите его номер. Сумма всех товаров по списку есть ответ к заданию.
Учитель: Посмотрите, оказывается мы в жизни постоянно сталкиваемся со сравнением десятичный дробей. Посмотрите на доску, что вы там видите? Ребята это карстовые источники, один из которых родник Красный Ключ, расположенный в Нуримановском районе с.Красный Ключ республики Башкортостан. Это второй по величине источник чистой питьевой воды в мире. Его расход составляет 14, 85 м3/с. На втором рисунке первый по величине родник- Воклюз. Он располагается в местечке с одноименным названием Фонтан де Воклюз во Франции. Его дебит воды 118,5 м3/с. Сравните эти величины.
Поставьте себе оценку за работу с данным заданием в карте успеха.
9. Рефлексия
Учитель: Отлично ребята, мы с вами выполнили все задания. Давайте
вспомним цели нашего урока и ответим на вопрос достигли ли мы их. Вы узнали где используют сравнение десятичных дробей в жизни?
Посмотрите в вашу карту успеха. Какая оценка у вас получилась?
Обсуждения мест затруднений на уроке.
Оцените наш урок ребята. У вас имеются жетончики, на которых написаны десятичные дроби. Если вам понравился урок выберите и приклейте большую дробь, если нет, то самую маленькую.
Спасибо за урок, ребята!