Урок «Сравнение десятичных дробей» в 5 классе
|
ФИО (полностью) |
Слащева Татьяна Вячеславовна |
|
Место работы |
МБОУ СОШ №1 СП-О №2 г. Мичуринска Тамбовской области |
|
Должность |
Учитель математики |
|
Предмет |
математика |
|
Класс |
5 |
|
Тема и номер урока в теме |
Сравнение десятичных дробей (первый урок из трех по данной теме). |
|
Базовый учебник |
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 28-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011 |
Цель урока: формировать умение сравнивать десятичные дроби; познакомить учащихся с алгоритмом сравнения десятичных дробей и его использованием при решении несложных заданий.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать алгоритм сравнения десятичных дробей
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; развивать навыки выбора способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правило и алгоритм сравнения десятичных дробей;
-работают с текстом учебника;
-работают в тетради с печатной основой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (тетрадь с печатной основой), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
14.Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
|||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
Организацион-ный момент |
Презентация слайд 1 |
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с тетрадью на печатной основе. |
Знакомство с тетрадями на печатной основе, уточнение критериев оценки |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Прогнозирование своей деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог |
Умение выделять нравственный аспект поведения |
||
2 |
Вводная беседа. Актуализация знаний |
Презентация Слайды 2, 3, 4 |
Вступительное слово учителя. Повторение десятичной записи чисел. Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Выполняют графический диктант, делают взаимопроверку. |
Поиск и выделение необходимой информации |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Смыслообразование |
||
3 |
Изучение нового материала |
Презентация Слайды 5, 6, 7 |
Вместе с учениками определяет цель урока. |
Формулируют тему урока. Учащиеся выполняют задания в тетрадях. |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. |
Целеполагание, выдвижение гипотез |
Умение слушать и вступать в диалог |
|||
4 |
Первичное осмысление и закрепление знаний. |
Презентация Слайды 8, 9 |
Комментирует, направляет работу учащихся |
Один ученик работает у доски, а остальные в тетради выполняют задание №1173, №1174 (по учебнику). Самостоятельно выполняют задание №5 в тетради, делают самопроверку |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) |
Ориентация в межличностных отношениях |
||
5 |
Физпауза |
Презентация слайд 10 |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
||||||
6 |
Закрепление изученного на 1 уроке, решение задач |
Презентация слайды 11, 12, 13, 14 |
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся |
Учащиеся выполняют задание №9 в тетради. |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу |
профессиональное самоопределение, смыслообразование |
|
Учащиеся самостоятельно выполняют задание №10. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Оценивают себя |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности |
||||||
7 |
Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний |
Презентация слайд 15 |
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке |
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
нравственно-этическая ориентация |
|||
8. |
Домашнее задание |
Задает дозированное домашнее задание |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||
I. Организационный этап. (слайд 1) Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по работе с тетрадями на печатной основе: На столах у вас лежат тетради. Сегодня вы будете работать в этих тетрадях. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». |
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. |
||||||
II Вводная беседа. Актуализация знаний.(слайд 2,3) 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Давайте вспомним, что мы делали на прошлых уроках. Какие дроби можно записать в виде десятичной записи? Сколько цифр будет стоять после запятой в десятичной записи дроби ? Какое число будет в этой записи после запятой и, какое до запятой? Какая цифра будет записана на позиции десятых, сотых? А теперь вам необходимо выполнить графический диктант. 2. Время на выполнение задания вышло. Обменяйтесь тетрадями и приготовьте карандаш. На экране вы видите ключ к графическому диктанту. Ваша задача проверить выполнение данного задания. Неправильное задание обводим карандашом в кружок. Обменяйтесь тетрадями и оцените свою работу. Поднимите руку, у кого нет кружочков, у кого – 1, у кого – 2. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя - Записывали дроби и смешанные числа в десятичной записи. - Дроби, у которых в знаменателе числа 10, 100, 1000 и т.д. - Две цифры. - После запятой – 43, до запятой – 18. - На позиции десятых – 4, на позиции сотых – 3. Учащиеся выполняют графический диктант. Работа в парах. Самоконтроль. |
||||||
На экране: 7,5 7,34 7,278 7,4 (слайд 4) Прочитайте числа. Что вы можете о них сказать? Давайте попробуем расположить эти числа в порядке возрастания. Что необходимо сделать (знать), чтобы расположить дроби в порядке возрастания? Что вы знаете о сравнении чисел (дробей)? Какие дроби умеете сравнивать? Что вы хотите узнать? Это и будет целью нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте тему нашего урока. |
- Это десятичные дроби. - Целая часть в этих дробях равна 7. - Дробная часть различная. Записывают в тетрадь дроби. - Необходимо их сравнить. Отвечают на вопросы учителя. - Как сравнить десятичные дроби. - Сравнение десятичных дробей. Записывают тему урока в тетрадях. (Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу)
|
III. Изучение нового материала. 1. Работа над умением уровнять количество знаков после запятой в десятичных дробях. (слайд 5) Предположим мы купили 3 карандаша длиной 1дм, 10см, 100мм. Что мы можем сказать о длине данных карандашей? Выразим длину каждого карандаша в метрах. Если карандаши имеют равную длину, то какое равенство мы можем записать? Что вы можете сказать о данных десятичных дробях? Какой вывод вы можете сделать? Что можно делать с десятичными дробями? В тетрадях у вас записаны дроби (слайд 6). Что можно сделать с первой дробью, со второй, с третьей? Выполним №1173, №1174. Самостоятельная работа по закреплению данного умения. В тетрадях у вас следующее задание, которые вы должны будите выполнить самостоятельно. Вам необходимо подчеркнуть равные дроби одинаковым (одним) цветом. Время на выполнение самостоятельной работы вышло. Сколько же различных цветов вам потребовалось, чтобы выполнить данное задание? (слайд 7) На экране вы видите, какие дроби необходимо было отметить одним цветом. Выполните самопроверку и оцените себя. 2. Работа над нахождением алгоритма сравнения дробей. (слайд 8) Давайте попробуем сравнить следующие дроби 3,42 и 3,342. Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем приступить к сравнению дробей? Как сравнить неправильные дроби с одинаковым знаменателем? Какая же из десятичных дробей будет больше? Как же можно сравнить десятичные дроби? (слайд 9) В тетрадях у вас записаны десятичные дроби. Давайте попробуем их сравнить, используя алгоритм (сравнивают две дроби). Как вы думаете можно ли сравнить десятичные дроби, используя другое правило? Давайте оставшиеся две дроби сравним, используя второй алгоритм. |
Учащиеся выполняют в тетрадях Пример №1. - Эти карандаши имеют равную длину. Учащиеся предлагают данные измерения. Учащиеся предлагают записать: 0,1м = 0,10м = 0,100м - Эти десятичные дроби равны. Учащиеся делают вывод: у десятичных дробей можно приписывать нули или отбрасывать их. Учащиеся выполняют задание в тетради проговаривая свои действия. Выполняют задание по учебнику, один ученик у доски. Самостоятельно выполняют задание. - Четыре.
Самопроверка. - Уравнять количество знаков после запятой. - Представить в виде неправильной дроби. - Сравнить числители. У какой дроби числитель больше, та дробь и будет больше. - Дробь 3,42. Учащиеся составляют алгоритм сравнения десятичных дробей. Учащиеся выполняют задание в тетради проговаривая свои действия. Учащиеся предлагают свои варианты, доводы, тем самым составляют второй алгоритм. |
1V. Первичное осмысление и закрепление знаний. (слайд 4) А теперь давайте проверим, верно ли мы расположили дроби в порядке возрастания. |
Учащиеся проверяют, анализируют ошибки. |
V. Физпауза (слайд 10) Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! Б) Задание на внимание |
Учащиеся поднимаются с мест ипредставляют внешний вид геометрических фигур. |
VI. Решение задач Решение примера №3 в тетради.(слайд 11) Самостоятельная работа. (слайд 12) Задание на повторение. (слайд 13, 14)
|
Учащиеся решают задание в тетради, два ученика у доски, проговаривая свои действия. Учащиеся решают задание в тетради, проговаривая свои действия (коллективная работа). Учащиеся выполняют задание в тетради с последующей самопроверкой, оценивают себя. |
VII. Этап оценивания знаний учащихся (слайд 15) Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в тетрадях, оценивая свою работу. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями. Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. |
Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
VII1. Подведение итогов урока Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним алгоритмы сравнения десятичных дробей. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
1X. Информирования учащихся о домашнем задании На следующем уроке мы продолжим выполнять задания с десятичными дробями. Чтобы вам было проще разобраться с этими заданиями выучите алгоритм сравнения десятичных дробей, прочитайте п.31 на стр.185-186 и решите № 1200, № 1201. А еще я предлагаю вам дополнительную логическую задачу. Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.31, с.185-186, выучить определение и решить №№1200,1201. По желанию: логическая задача. |