Развитие читательской грамотности на уроках русского языка. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- в 6 классе.
Задания на развитие читательской грамотности
Задания предназначены для обучающихся 6 класса, изучающих на уроке русского языка орфографическое правило «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Данные задания применяются на этапе актуализации знаний для повторения пройденного материала.
Все задания составлены с опорой на один текст.
Цель задания 1: активизировать мыслительную деятельность, систематизировать имеющуюся информацию, заложенную в тексте.
Описание задания 1: задание с выбором одного правильного ответа (ответы даны, выбрать нужно один).
Задание 1. Прочитайте текст 1. Заполните таблицу.
Верны ли приведенные ниже утверждения? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте галочку.
| Утверждение | Верно | Неверно |
1 | Правописание приставки зависит только от последующей буквы. | | |
2 | Приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение. | | |
3 | В словах со значением «неполное действие» пишется приставка ПРЕ-. | | |
4 | ПРЕ- и ПРИ- - приставки, которые зависят от лексического значения. | | |
5 | ПРИ- пишется только при неполноте действия и присоединении. | | |
Текст 1
Если приставка обозначает присоединение, приближение, неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-): привинтить (присоединение), прилететь (приближение), приоткрыть (неполное действие).
Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-): прескверный (= очень), преграда (=перегородить).
Есть много слов, в которых значение приставок ПРЕ- и ПРИ- определить очень трудно (например, приготовить, преодолеть, приказать и др.). Правописание этих слов надо узнавать по словарю или запоминать.
Есть в нашем языке слова, в которых пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня: природа, предмет, привет, приключение. Когда- то и у них выделялась приставка пре- или при-. Об этом говорит их этимология (происхождение). Но потом приставки «приросли» к корню и сейчас не выделяются. Состав этих слов стал проще.
Умения читательской грамотности, которые формирует задание 1: умение анализировать содержание текста правил, сравнивать с приведёнными утверждениями и делать выводы. Задание 1 формирует умения оценивать факты, умение формулировать и отражать свое мнение.
Цель задания 2: развить умение находить и извлекать информацию.
Описание задания 2: восстановление предложений на основе информации, найденной в тексте.
Задание 2. Пользуясь текстом 1, вставьте пропущенные слова в текст.
Приставка ______ пишется в словах со значением _____ или пере-. Приставка _____ пишется в словах со значением ____________ действия, присоединения, ____________.
Умения читательской грамотности, которые формирует задание 2: умение находить и выбирать нужную информацию в тексте, делать вывод на основе явной информации.
Цель задания 3: визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его, обобщить теоретические сведения.
Описание задания 3: представление информации в графическом оформлении.
Задание 3. Составить кластер на тему «Правописание приставок пре- и при-».
Умения читательской грамотности, которые формирует задание 3: умение выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять, устанавливать причинно-следственные связи между элементами кластера, творчески перерабатывать информацию.
Ожидаемые результаты |
В результате проделанной работы обучающиеся обобщат полученные сведения о правописании приставок пре- и при-, научатся находить нужные сведения в тексте.
Селиванова Галина Геннадьевна
Егорова Наталья Александровна