12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Субботина Наталия Алексеевна17
4

Статья на тему «Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников через создание литературного продукта»

Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников

через создание литературного продукта

 

Субботина Наталия Алексеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 4»

города Перми

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, критическое мышление, коммуникативная креативность, литературно-творческая деятельность, читательская компетентность, нравственные ценности.

 

Интуитивный разум суть священный дар, 
а рациональное мышление – преданный слуга. 
Мы создали общество, чтящее 
слуг, но забывшее о дарах.
Альберт Эйнштейн

 

Эмоциональный интеллект (EQ) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление своими эмоциями. Несмотря на то, что люди с высоким IQ и аналитическими способностями часто отрицают роль эмоций, эмоциональные реакции помогают человеку принимать рациональные решения. По некоторым данным исследований около 80 % успеха человека в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития EQ, и только 20 % - уровень IQ, измеряющий умственные способности личности. Таким образом, можно сказать, что эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своей сути.

Впервые мысли о важности эмоционального интеллекта высказали американские психологи Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году. В 1995 году вышла книга Дэниэла Гоулмана, в которой он изложил эту идею. Впоследствии Сэловей и Майер в соавторстве с Дэвидом Карузо выпустили новую книгу с практическими рекомендациями для людей, которых интересует развитие их EQ.

Некоторые ученые используют другие термины: «управление состоянием»(«state management») у Тони Роббинса и «принятие» («acceptance») у Стива Павлина. Однако суть их та же – понимание своих эмоций и своих личных мотивов важна для эффективного взаимодействия с окружающим миром. В российской науке понятие EQ разработано психологом В.И. Шаховским.

Высокий уровень эмоционального интеллекта необходим представителям многих профессий (и не только творческих, как считалось ранее). Педагогика – это одна из областей повышенного востребования EQ. Сегодня ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит на первое место личность ребенка. Обозначенные в Стандарте личностные результаты начального образования можно определить как новые качественные особенности психики, которые определяют эмоциональное сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. У выпускника эти особенности перерастают в личностное и профессиональное самоопределение, готовность и способность к саморазвитию, обретение личностной идентичности и формирование собственного мировоззрения.

Суть дидактики ФГОС заключается во взаимосвязи всех групп планируемых результатов образования. Не могут быть достигнуты предметные и метапредметные результаты без их воздействия на личность учащихся. Предметные знания, умения и навыки являются «кирпичиками», из которых строится личность ребенка. Метапредметные результаты выступают как необходимые инструменты этого индивидуального процесса.

Таким образом, только деятельностная интеграция всех компонентов личностного развития способна привести к достижению планируемых результатов ФГОС. Урочная деятельность объединяется в единый процесс с внеурочной, формирование планируемых результатов продолжается в кружках, факультативах, в проектной и исследовательской деятельности. Именно проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является ключевым моментом в формировании их личностных результатов, в повышении их эмоционального интеллекта, в развитии творческих способностей и креативности.

Широкие возможности для достижения этих задач открывает курс внеурочной деятельности «Развитие речи и литературное творчество». С 1995 года курс с одноименным названием разрабатывается и апробируется на практике. Результатом являются личные достижения выпускников курса, коллективные продукты, высокие оценки родителей и учащихся. В контексте понятия «эмоционального интеллекта» меня, как педагога, интересуют такие вопросы, касающиеся психологии детского творчества:

- соотношение неосознанной и сознательной природы художественного литературного образа;

- механизмы развития вдохновения, художественной выразительности, импровизации и креативности детей 6-10 лет;

-дидактический аспект формирования творческой личности с точки зрения эмоционального интеллекта.

Посвятив себя педагогической деятельности, я всегда воспринимала свою профессию как творчество. Слова Н.В. Гоголя «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить» стали моим девизом как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Есть у меня и собственное объяснение понятия «творчество»:

Привычный шаг, привычная работа.

В пещерах мыслей – лабиринт дорог.

С тропинки, что тебе оставил кто-то,

Сверни! Почувствуй, что ты тоже смог

Проникнуть через каменные стены

И угадать значенье древних книг.

Во все века природа неизменна

И вечна. А тебе даётся миг!

Основные методы, используемые на занятиях:

1.Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;

2.Различные виды дискуссий, игр, театрализации;

3.Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;

4.Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучение приемам саморегуляции.

В своей работе я использую два основных подхода к развитию эмоционального интеллекта младших школьников:

1. Анализ и интерпретация эмоционального содержания литературных текстов (прозаических, поэтических, текстов лингво-краеведческого содержания, авторских текстов самих детей, их родителей и педагогов)

2. Собственно литературное творчество детей в различных его видах.

Коротко этапы анализа литературных произведений можно обозначить так:

Подготовка детей к восприятию произведения. Весь внеурочный курс построен на использовании так называемого «эффекта Медичи» - использовании разных видов искусства, достижений разных научных областей знания, включения всех видов рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных) и моделировании всех видов деятельности ребенка на занятии.

Восприятие особого «образа-переживания», который является центром эмоциональности многих произведений, например, лирических стихов. В.И. Тимофеев об этом говорит так: «В лирике мысли соединяются таким образом, чтобы произвести наибольшее художественное впечатление. Вместо логики разума в восприятии лирического сочетания мыслей больше участвует чувство».

Анализ коммуникативной ситуации (литературный субъект – литературный адресат – литературный объект).

Работа над эмоционально-оценочными отношениями в литературных текстах.

Знакомство с автобиографическим и историческим эмоциональным фоном создания определенных литературных произведений.

Выразительное, эмоционально-образное чтение литературных текстов различных видов и жанров.

Итак, подведем итоги. Человек, обладающий высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, отличается

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

способностью сознательно влиять на свои эмоции;

умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему

На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Для иллюстрации вышесказанного приведу пример занятия из внеурочного курса литературного творчества по созданию такого литературного продукта, как японские трехстишия хайку (хокку). Инновационным моментом моей работы является соединение технологии РКМЧП с элементами ассоциативно-синектической технологии Сергея Аркадьевича Новоселова, директора Института открытого образования в структуре РГППУ г. Екатеринбурга.

Каждый участник выбирает для себя определенное количество строк какого-либо автора и комбинирует их по указанным правилам. Затем обрабатывает свою конструкцию, подчиняя ее ритму и рифме. Промежуточным этапом при работе с младшими школьниками является использование изобразительных, музыкальных, пластических средств для визуализации выбранного художественного образа. Отсюда и название «дизайн искусственных стихов». Весь внеурочный курс построен на использовании так называемого «эффекта Медичи» - использовании разных видов искусства, достижений разных научных областей знания, включения всех видов рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных) и моделировании всех видов деятельности ребенка на занятии.

Вот так выглядит фрагмент буклета с индивидуальными заданиями по созданию данного литературного продукта, так называемого «поэтического конструктора хокку» на основе японской поэзии малых форм:

 

 

 

«Для счастья надо мне немного…»

 

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли…

___________________

Сёхаку

Выбери последнюю строку:

Дождик весенний!

Луна в эту ночь!

Брожу, любуясь…

Ясная луна.

У пруда всю ночь напролёт

_____________________

Басё

Выбери последнюю строку:

Дождик весенний!

Луна в эту ночь!

Брожу, любуясь…

Всё на свете затмит

Своим серебристым сияньем

______________________

Нангай

Выбери последнюю строку:

Дождик весенний!

Луна в эту ночь!

Брожу, любуясь…

Новогодний рассвет –

Облака вдали розовеют,

Сюсай

«Допиши свою строку»

«Сравни со строкой автора»

 

5. Все волнения, всю печаль

Твоего смятенного сердца

Гибкой иве отдай.

Басё

«Работа с образами»

«Загляни в словарь»

 

Малыш на качелях –

Как он крепко в ручке зажал

Ветвь цветущей вишни!

Исса

«Опиши, что видишь»

«Расскажи, что чувствуешь»

«Нарисуй счастье»

Вишен цветы

Будто с небес упали-

Так хороши!

Исса

«Чтение с конца по одной строке»

«Мысли по аналогии»

 

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему –

В этом высший подвиг цветка!

Басё

«Соучастное чтение»

«Поиск голоса»

«Тайна строки»

 

Список литературы:

Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург, 2003

Одинокий сверчок. Классические японские трехстишия./ Перевод с японского. – М.: Детская литература, 1987

В.А. Левин. Таинственный сундук. Литература. Проект «Шаг за шагом».- М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995

А.И. Княжицкий, А.В. Лейбова, С.Ю. Хурумов. Опыты стихосложения. Проект «Шаг за шагом».- М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995

 

 

 

 

7

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.