Перспективное планирование образовательной деятельности учителя-дефектолога по разделу «Развитие речевого (фонематического) восприятия»
Перспективное планирование образовательной деятельности в области
«Речевое развитие»
на ____ - ____ уч. год
Раздел: «Развитие речевого (фонематического) восприятия»
Группа компенсирующей
направленности для детей с ЗПР
старший возраст по программе
1 –ой подготовительной группы
МБДОУ д/ с комбинированного вида
№ 134 «Морячок» г. Брянска
Месяц/ Неделя |
Лексическая тема/ Тема занятия |
Содержание образовательной программы |
Интеграция образователь ных областей |
Сентябрь I неделя |
«Цвет предметов (красный, синий, желтый)»
«Формирование представления о звуках» |
1) Знакомство с неречевыми и речевыми звуками. 2) Познакомить с органами артикуляционного аппарата. 3) Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
|
Здоровье Познание Коммуникация |
II неделя |
«Цвет предметов»
«Формирование представления о звуках» |
1) Закреплять знания о неречевых и речевых звуках. 2) Закреплять знания об органах артикуляционного аппарата. 3) Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
|
Здоровье Познание Коммуникация |
III неделя |
«Игрушки. Цвет предметов»
«Звук А. Знакомство со словом» |
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звука А. 2) Упражнять в выделении голосом звука А из слов. 3) Познакомить с термином «слово», с условным обозначением слова с помощью полоски, разделенной на три части. 4) Развитие фонематического слуха.
|
Познание Коммуникация |
IV неделя |
«Наш детский сад»
«Звук А» |
1) Закреплять правильное произношение звука А, его артикуляцию. 2) Упражнять в выделении голосом звука А из слов. 3) Познакомить с термином «гласный звук», опознавательными признаками гласного звука. 4) Познакомить с условным обозначением гласных звуков (фишкой красного цвета). 5) Закрепление условно- графического обозначения слов. 6) Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу.
|
Познание Коммуникация |
Октябрь I неделя |
«Осень. Цвет предметов (зеленый)»
«Звук и буква А»
|
1) Закреплять правильное произношение звука А, его артикуляцию. 2) Упражнять в выделении голосом звука А в словах. 3) Закреплять понятие «гласный звук» и условное их обозначение. 4) Упражнять в определении места звука в начале слов (под ударением: Аня, аист и т.д.). 5) Познакомить с термином «буква» и буквой А.
|
Познание Коммуникация |
II неделя |
«Овощи. Геометрические фигуры»
«Звук И»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звука И. 2) Упражнять в выделении голосом звука И в словах. 3) Закреплять понятие «гласный звук» и условное их обозначение. 4) Упражнять в определении места звука в слове. 5) Развивать навыки словообразования.
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Фрукты. Геометрические фигуры»
«Звук и буква И»
|
1) Закреплять правильное произношение звука И, его артикуляцию. 2) Упражнять в выделении голосом звука И в словах. 3) Закреплять понятие «гласный звук» и условное их обозначение. 4) Познакомить с буквой И. 5) Упражнять в определении места звука в слове. 6) Развивать навыки словообразования.
|
Познание Коммуникация |
IV неделя |
«Осень. Деревья и кустарники. Цвет предметов (оранжевый)»
«Звук О» |
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звука О. 2) Упражнять в выделении голосом звука О в словах. 3) Закреплять понятие «гласный звук» и условное их обозначение. 4) Упражнять в определении звука О в словах, его позиции.
|
Познание Коммуникация |
V неделя |
«Осень. Грибы»
«Звук и буква О. Знакомство с предложением» |
1) Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам. 2) Упражнять в выделении слов в предложениях, состоящих из трех слов. 3) Познакомить с термином «предложение». 4) Познакомить с условно - графической схемой предложения, обозначением первого и последующих слов в предложении. 5) Закреплять умение условно обозначать гласные звуки. 6) Закреплять правильное произношение звука О. 7) Упражнять в определении звука О в словах, его позиции. 8) Познакомить с буквой О.
|
Познание Коммуникация |
Ноябрь I неделя |
«Моя семья. Эмоции. Человек. Части тела»
«Звуки и буквы А, О»
|
1) Закреплять знания о буквах А, О. 2) Развивать артикуляционный аппарат детей. 3) Упражнять в придумывании слов с заданным звуком. 4) Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. 5) Закреплять знания детей о предложении. 6) Упражнять детей в выделении слов из предложения, состоящего из двух слов. 7) Упражнять в составлении схем предложений и предложений по готовым схемам.
|
Познание Коммуникация Здоровье Социализация |
II неделя |
«Домашние животные»
«Звук Ы»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звука Ы. 2) Упражнять в выделении голосом звука Ы в словах. 3) Упражнять в определении звука Ы в словах, его позиции. 4) Совершенствовать умение обозначать гласные звуки. 5) Упражнять в образовании формы множественного числа существительного в единственное и наоборот.
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Домашние животные»
«Звук и буква Ы»
|
1) Закреплять правильное произношение звука Ы. 2) Закреплять умение условно обозначать гласные звуки. 3) Познакомить с буквой Ы. 4) Упражнять в выделении слов из предложения, состоящего из двух слов. 5) Упражнять в обозначении предложений с помощью условно – графической схемы. 6) Дополнять предложения до трех слов, анализируя их.
|
Познание Коммуникация |
IV неделя |
«Домашние птицы»
«Звуки и буквы Ы, А, О. Предлоги: за, перед»
|
1) Закреплять правильное произношение звука Ы, А, О. 2) Закреплять умение условно обозначать гласные звуки. 3) Упражнять в составлении предложений по картинкам, состоящих из двух слов и распространении данного предложения до четырех слов. 4) Упражнять в выделении слов из составленных предложений. 5) Сравнивать распространенные и нераспространенные предложения друг с другом. 6) Познакомить с предлогами: за, перед. 7) Упражнять в правильном использовании в речи предлогов: за, перед. 8) Познакомить со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу (мыло, мыльница, намыливать).
|
Познание Коммуникация |
Декабрь I неделя |
«Зима»
«Звук У»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звука У. 2) Упражнять в выделении голосом звука У в словах. 3) Закреплять понятие «гласный звук» и условное их обозначение. 4) Упражнять в умении слышать звук У в словах и определять его позицию. 5) Знакомить со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу (рыба, рыбка, рыбный (суп)).
|
Познание Коммуникация |
II неделя |
«Зимующие птицы»
«Звук и буква У»
|
1) Закреплять правильное произношение звука У. 2) Закреплять умение условно обозначать гласные звуки. 3) Познакомить с буквой У. 4) Упражнять в выделении слов из предложения (2-4 слова). 5) Упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке из трех слов. 6) Упражнять в составлении условно – графической схемы данного предложения. 7) Упражнять в увеличении слов данного предложения. 8) Сравнение схем первого и второго предложений.
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Дикие животные»
«Звуки и буквы О, У»
|
1) Закреплять правильное произношение звука О, У. 2) Закреплять умение условно обозначать гласные звуки. 3) Продолжать знакомить со словами, в которых есть общая часть (родственными словами).
|
Познание Коммуникация |
IV неделя |
«В ожидании нового года. Форма предметов»
«Звуки и буквы А, О, У, Ы»
|
1) Закреплять правильное произношение звука А, О, У, Ы. 2) Закреплять умение условно обозначать гласные звуки. 3) Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам. 4) Упражнять в выделении слов в предложениях и составлении их условно – графической схемы. 5) Совершенствовать умение правильного использования в речи предлогов: за, перед, из.
|
Познание Коммуникация |
Январь I неделя |
Каникулы
|
||
II неделя |
«Зима. Зимние забавы детей. Величина предметов»
«Звуки М, МЬ» |
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков М, МЬ. 2) Упражнять в выделении звуков М, МЬ из слов. 3) Сравнить артикуляцию звука М с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы. 4) Познакомить с термином «согласный звук». 5) Дать представление о твердом и мягком звучании звуков. 6) Познакомить с условным обозначением согласных звуков (твердые согласные - фишкой синего цвета, мягкие согласные – фишкой зеленого цвета).
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Чайная посуда. Продукты питания»
«Звуки М, МЬ. Предлоги: на, над, под»
|
1) Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ. 2) Упражнять в условном обозначении согласных звуков. 3) Различение на слух слов, близких по звуковому составу. 4) Совершенствовать умение правильного использования в речи предлогов: на, над, под. 5) Упражнять в образовании родственных слов.
|
Познание Коммуникация
|
IV неделя |
«Столовая и кухонная посуда. Продукты питания»
«Звуки М, МЬ. Буква М. Предлог: между»
|
1) Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ. 2) Упражнять в условном обозначении согласных звуков. 3) Познакомить с буквой М. 4) Упражнять в правильном использовании в речи предлога: между. 5) Упражнять в составлении предложений и выделении из них слов. 6) Упражнять в подборе слов с противоположным значением.
|
Познание Коммуникация |
Февраль I неделя |
«Наземный транспорт»
«Звуки Н, НЬ»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков Н, НЬ. 2) Упражнять в выделении звуков Н, НЬ из слов. 3) Сравнить артикуляцию звука Н с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы. 4) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки. 5) Упражнять в условном обозначении согласных звуков (твердые согласные - фишкой синего цвета, мягкие согласные – фишкой зеленого цвета).
|
Познание Коммуникация |
II неделя |
«Водный транспорт»
«Звуки Н, НЬ. Буква Н. Предлоги: за, перед, после, между»
|
1) Закреплять правильное произношение звуков Н, НЬ. 2) Упражнять в условном обозначении согласных звуков. 3) Познакомить с буквой Н. 4) Упражнять в правильном использовании в речи предлогов: за, перед, после, между. 5) Упражнять в составлении предложений и выделении из них слов. 6) Упражнять в составлении условно – графических схем предложений.
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Воздушный транспорт. Наша Родина. Защитники отечества»
«Звуки В, ВЬ»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков В, ВЬ. 2) Упражнять в выделении звуков В, ВЬ из слов. 3) Уточнить опознавательные признаки гласных и согласных звуков. 4) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки. 5) Упражнять в условном обозначении согласных звуков.
|
Познание Коммуникация Социализация |
IV неделя |
«Февраль – последний месяц зимы. Обобщение. Цвет предметов (черный и белый цвета, коричневый цвет)»
«Звуки В, ВЬ. Буква В»
|
1) Закреплять правильное произношение звуков В, ВЬ. 2) Познакомить с буквой В. 3) Упражнять в условном обозначении согласных и гласных звуков. 4) Повторить изученные буквы. 5) Упражнять в придумывании слов с заданным звуком.
|
Познание Социализация Коммуникация |
Март I неделя |
«Весна. Международный женский день»
«Различение твердых и мягких согласных звуков: М-МЬ, Н – НЬ, В - ВЬ»
|
1) Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков: М-МЬ, Н – НЬ, В – ВЬ. 2) Познакомить с условно – графической схемой звукового состава слова. 3) Развитие фонематического слуха. 4) Упражнять в последовательном выделении звуков в словах (типа: ау, ус), на основе громкого проговаривания, заполнения схемы фишками соответствующего цвета.
|
Познание Социализация Коммуникация |
II неделя |
«Одежда. Цвет предметов (фиолетовый)»
«Звуки К, КЬ. Твердые и мягкие согласные звуки»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков К, КЬ. 2) Упражнять в выделении звуков К, КЬ из слов. 3) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки. 4) Упражнять в условном обозначении согласных звуков. 5) Упражнять в последовательном выделении звуков в односложных словах (типа: ус, но) по готовой условно – графической схеме. Замена фишки, обозначающей гласный звук, буквой. Замена буквы у буквой и. Замена буквы о буквой а. «Чтение» полученного слова.
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Головные уборы. Цвет предметов»
«Предлоги: в, на, за, над, под, между, перед»
|
1) Закреплять умение использования в речи предлогов: в, на, за, над, под, между, перед на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними. 2) Упражнение в составлении схем предложений. |
Познание Коммуникация |
IV неделя |
«Обувь. Геометрические фигуры»
«Звуки К, КЬ. Буква К»
|
1) Закреплять правильное произношение звуков К, КЬ. 2) Познакомить с буквой К. 3) Упражнять в проведении звуко – буквенного анализа слова (например, сок). 4) Упражнять в подборе к существительным притяжательных местоимений: мой, моя, моё.
|
Познание Коммуникация |
Апрель I неделя |
«Весна. Возвращение перелетных птиц»
«Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных»
|
1) Упражнять в анализе звукового состава односложных слов без стечения согласных (например, лук, мак) по готовой схеме. 2) Упражнять в замене в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами. |
Познание Коммуникация |
II неделя |
«Насекомые»
«Повторение изученных звуков и букв»
|
1) Повторение изученных звуков и букв. 2) Упражнять в последовательном выделении звуков в слова (типа: ком, кот) с опорой на схему. 3) Упражнять в составлении условно – графической схемы слова. 4) Упражнять в выделении слов из предложения.
|
Познание Коммуникация |
III неделя |
«Комнатные растения»
«Звуки П, ПЬ»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков П, ПЬ. 2) Упражнять в выделении звуков П, ПЬ из слов. 3) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки. 4) Упражнять в условном обозначении согласных звуков. 5) Упражнять в нахождении слов с заданным звуком. 6) Упражнять в последовательном выделении звуков из слов, обозначая их соответствующими фишками и затем менять их на буквы (обозначающих гласные звуки).
|
Познание Коммуникация |
IV неделя |
«Мой дом. Геометрические фигуры»
«Звуки П, ПЬ. Буква П»
|
1) Закреплять правильное произношение звуков П, ПЬ. 2) Познакомить с буквой П. 3) Закреплять опознавательные признаки согласных звуков. 4) Закреплять умение проводить звуковой анализ слов (например: пол, суп). 5) Упражнять в образовании и практическом употреблении родительного падежа существительных (единственного и множественного числа).
|
Познание Коммуникация |
V неделя |
«Мебель. Цвет предметов»
«Звуки С, СЬ. Буква С»
|
1) Познакомить с правильным произношением и артикуляцией звуков С, СЬ. 2) Упражнять в выделении звуков С, СЬ из слов. 3) Закреплять понятия: твердый и мягкий согласные звуки. 4) Упражнять в условном обозначении согласных звуков. 5) Упражнять в нахождении слов с заданным звуком. 6) Познакомить с буквой С. 7) Закреплять умение проводить звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (например: суп, пол), «чтение» проанализированных слов. 8) Упражнять в образовании и практическом употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.
|
Познание Коммуникация |
Май I неделя |
«Наш город. Правила дорожного движения»
«Повторение изученных звуков и букв»
|
1) Повторение изученных звуков и букв. 2) Закреплять умение проводить самостоятельный звуко – буквенный анализ слов (например: жук, рот, дом). 3) Упражнять в замене фишкой, обозначающей гласный звук, буквой (замена буквы у буквой и; замена буквы о буквой а; «чтение» полученного слова).
|
Познание Коммуникация Безопасность |
II неделя |
«Наш город. День Победы»
Обобщающее занятие
|
1) Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. 2) Закреплять умение выделять звук из слова, называть выделенный звук, относить его к гласным или согласным, обосновывать это на основе чувственно воспринимаемых признаков звуков. 3) Закреплять умение условно обозначать гласные и согласные звуки. 4) Закреплять буквы, обозначающие изученные звуки. 5) Упражнять в последовательном выделении звуков из слов (типа: кот, дом), заменяя в проанализированных словах фишки, обозначающие гласные звуки, буквами. 6) Упражнять в «чтении» и синтезе проанализированных слов. 7) Упражнять в составлении предложений в соответствии с условно – графическими схемами и схем предложений. 8) Упражнять в составлении рассказов. 9) Развитие инициативной речи.
|
Познание Социализация Коммуникация |
III неделя |
«Май – последний месяц весны. Обобщение»
Обобщающее занятие
|
Познание Социализация |
|
IV неделя |
«Растения сада – огорода. Цвет, форма, величина предметов»
Обобщающее занятие
|
Познание Коммуникация |
|
V неделя |
«Здравствуй лето красное. Ягоды»
Обобщающее занятие
|
Познание Коммуникация |