Статья «Развитие инновационных форм корпоративного взаимодействия в профессиональном образовании»

2
0
Материал опубликован 19 September 2019

УДК 378. 014. 54

Теплая Нина Владимировна

Teplay Nina Vladimirovna

Ростовский филиал ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия»

Россия, г. Ростов-на-Дону


РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ КОРПОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE FORMS OF CORPORATE INTERACTION IN PROFESSIONAL EDUCATION


Аннотация. В данной статье, написанной на основе обобщения теоретического материала, научных исследований, практического опыта акцентировано внимание на проблемы развития инновационных форм корпоративного взаимодействия иннофационныроль корпоративного обучения в профессиональном образовании и управлении организационным знанием.


Abstract. This article, written based on generalization of theoretical material, research, and practical experience focused on the role of corporate training in vocational education and the management of organizational knowledge.


Ключевые слова: модернизация, корпоративный университет, конкурентоспособность, глобализация, интеграция, образовательное сообщество, профессионализация, корпоративная солидарность, стратегические альянсы, бизнес-образование, инсорсинг, аутсорсинг, институционально-экономическая эффективность.


Keywords: modernization, corporate university, competitiveness, globalization, integration, educational community, professionalization, corporate solidarity, strategic alliances, business education, insourcing, outsourcing, institutional and economic efficiency.


В настоящее время российское образование находится в стадии модернизации. Главная цель модернизации – возрождение и развитие лучших традиций отечественного просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и ее интеграции в мировое образовательное сообщество. Основными критериями успешности образования является его конкурентоспособность в условиях глобализации. При этом «конкурентоспособность» должна быть достигнута через «профессионализацию» и «специализацию» образования, что приблизит образовательные учреждения к реальным запросам рынка труда в стране.1

По сути, образовательное сообщество осталось один на один с многообразным и противоречивым спектром рыночных коллизий. Прежний способ социального существования системы профессионального образования в основных чертах не воспроизводился. Учебные заведения вынуждены были опираться в основном на унаследованные кадры и материальную базу, учебные программы, методики и даже подходы к менеджменту. Многие элементы системы профессионального образования в условиях рыночных трансформаций просто выпали из её прежней конструкции, не обретя нового органичного способа взаимодействия с имеющимся обществом и экономикой.

Произошла деформация и позиции самого образовательного сообщества. Она все более сводилась просто к «борьбе за бюджет», что объективно никак не способствовало взвешенной оценке реальных потребностей в масштабах, структуре и содержании образования.

Корпоративная солидарность в этой борьбе побуждала осуждать как предательство любой публичный намёк на хорошо известные в образовательной среде факты: неудовлетворительное качество подготовки во многих учреждениях; отсутствие перспективы трудоустройства значительной части выпускников; распространённость коррупции и др.

Одним из важнейших аспектов трансформации российской экономики заключается в том, что в ней зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационного процесса – компании. Именно они становятся экономико-организационной основой процесса создания и внедрения новшеств в современном обществе (в отличие от директивной экономики, где эту роль играло государство). 2

Поэтому создание стратегических альянсов является одним из приоритетных путей повышения конкурентных преимуществ образовательных учреждений на современном этапе. Альянсы позволяют усилить позиции каждой из сторон на рынке, сформировать новые ключевые компетенции, реализовать эффект синергии за счет более эффективного использования ресурсов, расширять круг решаемых поблеем и объем контролируемой части рынка. Альянсы, во-первых, жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ и, во-вторых, обладают средствами, необходимыми для этого. Для эффективной инновационной деятельности они должны иметь собственные системы создания и внедрения новшеств, а также работников, способных реализовать этот процесс. Первое означает их потребность в создании и управлении организационного знания, второе – в обеспечении полноценного, эффективного бизнес-образования.

Появление в нашей стране платности бизнес-образования привело к возникновению сильной конкуренции в этой сфере. Создание стратегических альянсов позволяет повлиять и изменить ситуацию. Подобные соглашения заключаются не только между партнерами, но и между конкурентами для успешного противостояния третьей стороне.

Стратегический альянс характеризуется не только устойчивостью, но также длительностью и фундаментальностью, что обеспечивается тщательным подбором партнера, разработкой стратегических и оперативных планов.

Дальнейшее развитие стратегических альянсов в профессиональном-образовании связывает с таким явлением, как «инсорсинг» - все виды деятельности осуществляет само образовательное учреждение), и «аутсорсинг» (передача реализации ряда важных функций на сторону).

Сегодня аутсорсинг в профессиональном образовании, представляет собой один из наиболее эффективных подходов к формированию и управлению организационным знанием, реализуемым через непрерывную систему обучения. Это позволяет максимально совместить требования и особенности конкретной компании и высокий уровень преподавания, свойственный профессиональному образовательному учреждению и основанный на последних научных достижениях.

Одной из основных проблем, стоящих перед экономикой России можно выделить – проблему эффективности функционирования и взаимодействия основных субъектов национального хозяйства. Без решения которой невозможно достижение устойчивого экономического роста. Важнейшим субъектом российской экономики является корпорация, возникшая в процессе приватизации, и акционирования государственных образовательных учреждений.

Корпоративный университет – это система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией в рамках стратегии развития организации и разработанная для всех уровней руководителей и специалистов.3

Во многих странах мира корпоративные университеты являются важнейшим элементом образования и корпоративной культуры. В России корпоративные системы подготовки сотрудников еще находятся в фазе становления. Мировой опыт корпоративного обучения свидетельствует о том, что в условиях быстро меняющегося рынка профессиональное образование попросту не в силах успеть за практическим опытом бизнеса. Работодатели заинтересованы в квалификационных кадрах, а существующая система профессионального образования в стране, при всей его многогранности и фундаментальности, представляется несколько консервативной, оторванной от практики и излишне академичной.4

Вместе с тем, профессиональное образование, дающее общую подготовку, формирующее и воспитывающее гражданские позиции, и корпоративное обучение, преследующее конкретные цели бизнеса, не являются альтернативными, а призваны быть взаимодополняющими. Поэтому поиск инновационных и эффективных форм взаимодействия этих структур является сегодня чрезвычайно актуальным.

Экономическая деятельность корпорации затрагивает интересы практически всех групп современного общества. Вследствие этого обеспечение экономической эффективности корпорации – обязательное условие экономического роста национальной экономики в целом.

Сегодня корпоративные университеты представляют собой одну из частей общей «картины бизнес-образования», они преодолевают те же трудности, что и классические бизнес-школы, решают те же проблемы. Конкуренты могут появиться скорее с другой стороны – от учреждений, изначально не предоставляющих услуг в сфере образования, однако в некоторой части своей деятельности выполняющих функции поддержки бизнес-школ или связанных с ними учреждений. Примером этого являются компании, занимающиеся обучением через Интернет, которые в большинстве своем создаются в сфере технологического взаимодействия между телекоммуникационной и компьютерной индустрией.5

Основными факторами роста институционально-экономической эффективности корпорации в России являются: снижение информационной асимметрии, повышение эффективности фондового рынка, развитие рынка услуг бизнес-школ. Также отметим, что влияние агентских конфликтов на институционально-экономическую эффективность корпорации неоднозначно: существование широкой зоны агентского конфликта обеспечивает формирование у различных субъектов корпорации со направленных поведенческих функций, причем они будут направлены на повышение институционально-экономической эффективности. В то же время реализация различных форм борьбы между бизнес-школами в рамках агентских конфликтов, в том числе нелегальных, приводит к снижению институционально-экономической эффективности корпорации.6

В России медленно, но все же осуществляются институциональные преобразования, усиливается конкурентная борьба, возникают и исчезают субъекты хозяйствования, реформирование осуществляется в условиях нестабильности, кризиса, возникает иррациональное поведение субъектов, которые критически относятся к таким объективным категориям, как денежная ценность, риск.

Общественное понимание проблемы заменяется индивидуальной функцией поведения и принятия решений в корпорации. Происходит максимизация прибыли как дохода, но не как общественного показателя, а как субъективно понимаемого дохода индивида. В этом случае поведенческая функция субъекта многовариативная и зависит от ролевой функции субъекта как новатора и консерватора. По этой причине критерий и показатели эффективности будут неоднозначны. Это не означает, отрицание следования общественно-выбранной функции субъекта, а лишь подчеркивает мысль, что первое возможно в условиях стабильной экономики, к которой в настоящее время Россия не относится.

Рыночная модель привнесла усложнение организационных структур, происходит переход реальной власти к особой группе людей, являющихся мозгом корпорации. Максимизация прибыли перестает быть основной целью деятельности корпорации, возникают совершенно иные цели, такие, как самосохранение, а также упрочение и расширение власти. Первое связано с минимизацией рисков внешних воздействий, второе предполагает рост корпорации. В корпорациях происходит отказ от принципа максимизации и индивидуализма при формировании функции поведения субъектов для достижения эффективности. Возникает ситуация, когда экономическую эффективность корпорации следует рассматривать с позиции тех субъектов, кто ей управляет. Владельцы корпорации могут быть существенно ограничены в правах управления. Возникает конфликт «управляющий-акционер», что является довольно распространенным явлением в России.

В процессе российских реформ, когда происходит изменение структуры собственности, возникает множество субъектов, ведущих хозяйство исходя из собственной поведенческой функции, усложняются отношения в корпорациях, что связано с ростом трансакционных издержек и, в частности, агентских издержек, требует уточнения само понятие экономической эффективности. Это актуально в связи с тем, что возникает контрактная форма экономических отношений, базирующаяся на оптимизации трансакционных издержек. По мнению автора, было бы уместно для данного этапа развития корпорации понятие экономической эффективности, с учетом происходящих экономических процессов, внешней и внутренней среды корпорации, обозначить как институционально-экономическую эффективность.7

Институционально-экономическая эффективность, согласно теоретическим и методологическим подходам, изложенным в отечественной и западной экономической литературе, можно сформулировать как оптимизацию конкретных отношений субъектов корпорации на основе минимизации удовлетворения их потребностей.8

Россия, к счастью, богата творческими ресурсами. Не стоит также забывать и о том, что внешняя среда становится все более сложной и комплексной. Когда институциональная единица внедряется в среду с определенным уровнем комплексности, она может выжить в данной среде толь в том случае, если доведет уровень своей комплексности до значения, превышающего значение уровня комплексности среды. Различные формы сотрудничества, в частности стратегические альянсы, должны стать одной из важнейших частей их текущих и будущих стратегий, особенно принимая во внимание ограниченность ресурсов и возможность их существенного увеличения за счет партнерских отношений с иностранными учебными заведениями.


Литература

1. Теплая Н.В. Организационно-экономическая деятельность вуза в рыночных условиях хозяйствования. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 159 с.

2. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. – М., 1998. – С.24.

3. Корнуэл Э. Стратегические альянсы и корпорации в управленческом образовании: эволюция и перспективы //Бизнес-образование. – 2002. - № 1 (12). – С. 117-122.

4. Масютин С.А. Корпоративное управление: Российская практика и проблемы // Бизнес-образование. – 2001. - № 11 (12). – С.101-105.

5. Теплая Н.В. Организационно-экономическая деятельность вуза в рыночных условиях хозяйствования. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 159 с.

6. Теплая Н.В. Инновационное развитие корпоративного взаимодействия в сфере профессионального образования // Региональный университет: инноватика. – ИЦ СурГУ, 2009. – С. 68-77.

7. Теплая Н.В. Развитие корпоративного взаимодействия в сфере профессионального обучения // Образование: традиции и инновации: Материалы XIV международной научно-практической конференции. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2017. – С.257-259.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации