Статья «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию проектной деятельности во внеурочной работе»
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию проектной деятельности во внеурочной работе
Бердинская О.Н., учитель английского языка МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А. Ахтямова» г. Казани
Вся наша жизнь - череда различных проектов.
Задача учителя научить ребенка планировать
и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Термин «коммуникативная компетенция» возник на основе идеи американского лингвиста Н. Хомского о лингвистической (языковой компетенции). Однако, первым лингвистом, кто установил различие между языком как системой и речью был Фердинанд Соссюр. По Соссюру под системой подразумевался только язык, который можно выучить, в то время как речевая деятельность – это уже продукт конкретного говорящего.
Языковую (в широком смысле слова) компетенцию Н.Хомский определял как «систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет… виды поведения». Позже определение термина было расширено, он получил название «коммуникативная компетенция».
В середине 60-х годов прошлого столетия Д. Хаймс ввёл в употребление концепт «коммуникативная компетенция». По мысли Д. Хаймса сущность коммуникативной компетенции заключалась во внутреннем понимании ситуационной уместности языка. Структура коммуникативной компетенции включала: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции,которые во взаимодействии с системой знаний и умений формируют коммуникацию.
Проблемы теоретических и практических подходов к формированию коммуникативной компетенции продолжают разрабатываться в трудах современных зарубежных педагогов: Д. Уилкинс, А. Хардинг, П. Хартман, Д.Джонсон, Н. Керр, Дж. Хилл, М. Лонг, П.Потер.
«В отечественной лингводидактике термин ˝коммуникативная компетенция˝ был введен в научный обиход М.Н.Вятютневым. Он предложил понимать коммуникативную компетенцию ˝как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации˝.
Проблемы коммуникации в педагогике рассматриваются в трудах А.А. Вербицкого, Б.В. Беляева, Е.И. Пассова, А.К. Марковой, B.C. Коростылева, В.В. Краевского, А.А. Леонтьева, Е.С. Полат, П.Д. Парыгина, Е.И. Пассова, В.Г. Гак, Фаеновой, В.А. Аверина, Л.А. Быкова, Л.М. Войтюк, И.Н. Денисова, Н.В. Самоукина, И.Ю. Тарасовой, Л.А. Филатовой, В.П. Конецкой, Л.А. Бушиной, Б.А. Ивановой, В.Л. Скалкина, Л.А. Татариновой, Г.П. Щедриной, Т.В. Базжиной, Е.В. Мусницкой, С.Г. Тер-Минасовой, Н.А. Якубова.
Современные лингвисты (И. Л. Бим, Е. И. Пассов) считают, что очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки:
инициировать и вступать в контакт;
формировать благоприятное первое впечатление;
задавать вопросы и отвечать на них;
вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
владеть моделями общения;
использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Проект - это 6 "П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио. Использование метода проектов при обучении позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира, средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения. Учителю необходимо выработать широкий спектр тем для обсуждения, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Это позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться и работать над проектом, а значит — повысит шансы на успех и мотивацию к учению.
Помимо этого, ситуация выбора темы помогает выявить особенности и интересы учеников. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Метод проектов создает условия, при которых учащиеся обучаются групповому взаимодействию и приобретают коммуникативные умения, что важно для социализации учащихся, так как система отношений со сверстниками, стремление быть общественно значимым весьма ценны для школьников.
Следует отметить, что работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и способностям учащихся (не только одарённые дети стали интересоваться работой над проектом, но и те, кто учится с трудом. Участие в проекте, пусть даже на вторых ролях, повышает их самооценку.
В современной школе перед учителем стоит задача воспитать и сформировать всестороннюю личность, способную к творчеству, умеющую нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения различных проблем. Безусловно, для решения этой задачи одних уроков недостаточно, и здесь на выручку приходит внеурочная деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт определил новый взгляд на образовательные результаты. Общеизвестно, что главной целью ФГОС нового поколения является формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающегося. Но если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состоит в том, что овладение им происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов. Всё это приводит к снижению мотивации учащегося к изучению предмета, связанное с отсутствием потребности общения на иностранном языке. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность, поскольку с одной стороны становится возможным создание уникальной языковой среды, с другой стороны появляется огромный спектр возможностей организации деятельности для формирования всесторонней личности, обладающей всеми навыками УУД. Разрешите представить вам направления организации внеурочной работы по предмету «Английский язык» в нашем лицее.
Преимущества внеурочной работы:
- Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;
- Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;
- Развиваются творческие способности ученика;
- Снимается языковой барьер при общении на английском языке;
- Снимается психологический барьер при выступлениях на публике;
- Формируется духовно – нравственное начало.
Одним из направлений внеурочной деятельности по английскому языку является общеинтеллектуальное, одной из форм организации которого является вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся является одним из планируемых результатов освоения ООП ООО. Поэтому выполнение и защита группового проекта являются в нашем лицее обязательными для всех учащихся 5 – 9 классов. В 2016-2017 учебном году мы впервые в лицее ввели защиту группового проекта как процедуру промежуточной оценки достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся. Было разработано положение, согласно которому защита группового проекта проводится в конце 3 четверти каждого учебного года.
Учащиеся вправе выбрать любое объединение внеурочной деятельности и выполнить на оценку один учебный групповой проект. Темы групповых проектов рассматриваются и утверждаются протоколом на заседании МО и предлагаются учащимся в начале учебного года в соответствии с принципом избыточности. Для проведения защиты группового проекта формируется комиссия из руководителей учебных проектов и представителей администрации. Итогом группового проекта должен стать продукт. Обучающиеся 9-11-х классов выполняют и защищают индивидуальный проект.
В рамках общеинтеллектуального направления мы также организуем участие наших обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по английскому языку, как очных, так и дистанционных. Главное достижение этих форм внеурочной деятельности – это возможность реализации личностно - ориентированного обучения. На уроках для этого зачастую не хватает возможности или времени, а благодаря участию в олимпиадах по английскому языку способные дети расширяют знания о языке, прорабатывают большое количество литературы. А у учащихся, обладающих невысоким уровнем знаний развивается интерес к изучаемому предмету.
Принципы дистанционных олимпиад и конкурсов: большое количество участников, разный уровень владения языком, конфиденциальность, индивидуальность, перерабатывается большой объем информации, вовлекается текст, звук, видео, анимация, графика, т.е. задействуются все органы чувств и виды памяти.
Конкурсы, викторины и игры, проводимые в школе в рамках Дня международной грамотности, предметной недели, знакомства с праздниками и традициями стран изучаемого языка, предполагают разделение ребят на команды, представление своих девиза и эмблемы, выполнение заданий в группах и т.д.
Социальное направление внеурочной деятельности по АЯ организуется нами в форме проведения акций и реализации социально значимых проектов. Например, наш школьный совет самоуправления регулярно снимает видео выпуски школьных новостей. В прошлом году мы объявили акцию «Почему мы изучаем английский язык?» Продуктом могли быть постеры на английском языке и видеоролики, которые мы впоследствии использовали при проведении общешкольного конкурса английской песни.
Духовно-нравственное направление: Экскурсия - направление внеурочной деятельности, развивающее значение которого трудно переоценить. Здесь дети учатся не только слушать, понимать иностранную речь, но и вести диалог, задавая вопросы. «Совершить путешествие» в желаемое место можно как лично, так и используя ИКТ. Современные технологии позволяют педагогу не только показать презентацию с фотографиями, но и совершить виртуальную прогулку по любому городу в стране изучаемого языка, к примеру, через online сервисы, и даже услышать английскую речь известного русского писателя Л.Н. Толстого.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено у нас театром на английском языке, проведением игр, праздничных мероприятий, выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке (Хэллоуин, выставки тыкв, осенних поделок, постеры, мастер-классы по изготовлению валентинок на английском языке, валентинки). Цель таких мероприятий – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. В рамках предметной недели в первой половине февраля мы традиционно проводим конкурс английской песни – Eurosong. Музыка на иностранном языке особенно имеет высокое влияние, обучающихся она всегда интересует, и изучение творчества любимых иностранных исполнителей носит личностно-ориентированный характер.
В рамках предметной недели мы проводим также Вечер поэзии (творчество поэтов-романтиков; популярные произведения английских и американских писателей), конкурс «Мистер и мисс Валентина». Это большие мероприятия общешкольного уровня, которые дают возможность вовлечь большое число обучающихся разного возраста. Каждый из учащихся, работая в команде, отвечает за конкретный вид деятельности: кто-то из ребят находит материал, кто-то рисует, другие создают слайды, команда в общем обсуждении решает, как представить своего претендента.
Театр на английском языке - эффективное средство повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Данная деятельность играет важную роль для формирования лексических и фонетических навыков, а также способствует достижению личностных и метапредметных результатов: повышение общего уровня культуры, развитие художественного воображения, обретение веры в свои силы и возможности, развитие умения взаимодействовать с окружающими при исполнении различных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей. Кроме того, репетиции проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для работы над мизансценами и выполнение индивидуальных заданий в ходе коллективной работы, индивидуальная работа для упражнений на дикцию, артикуляционную гимнастику, для более детальной и тщательной подготовки роли. В контексте темы нашего семинара театр – это синтез почти всех образовательных технологий, от индивидуального обучения до новейших информационных.
В заключение хочется сказать, что проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Таким образом, можно сказать, что метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции у школьников.