Публикация «Развитие коммуникативных навыков у учащихся» (5–8 класс)
Стремительно меняется время и общество, но неизменной остается роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопрос: «Как и зачем жить?».
Получив аттестат о среднем образовании, многие выпускники школ с трудом входят во взрослую жизнь, будучи неготовые».
Где человек творец - там он субъект. Потребность в общении - это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Умение общаться дает каждому ребенку пережить чувство сопричастности ко всей общности педагогического процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что их дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, ученики стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, а живое человеческое общение существенно обогащает их жизнь, раскрашивает яркими красками сферу ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Следовательно, задача взрослых - помочь ребенку находить выход из сложных ситуаций.
Актуальность развития коммуникативных навыков на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества-формированием социально развитой личности. В связи с внедряемыми сегодня стандартами второго поколения этот процесс вновь приобретает первостепенную важность.
Модифицированный вариант методики «Включенность и эмоциональное благополучие для изучения климата в классе»
Дорогой друг!
Просим проанализировать свое эмоциональное самочувствие и участие в делах классного коллектива. Для этого выбери, пожалуйста, из предложенных наиболее подходящие для тебя варианты ответов.
Как я чувствую себя в классе | Всегда хорошо, комфортно, в безопасности | Иногда хорошо, а иногда нет | Всегда плохо |
Интерес к классным делам | Всегда интересные | Иногда интересные, а иногда не очень | Всегда скучные |
Мои одноклассники | Всегда дружные, всегда помогают | Как правило дружные, но иногда могут обидеть | Не дружат, дразнят, оскорбляют |
Модифицированный вариант методики «Включенность в благополучие»
Предмет | Как я учусь? | Как я себя чувствую | Насколько мне интересно | |||||||
| Иногда хорошо | Иногда плохо | Всегда плохо | Всегда хорошо | Иногда хорошо, иногда плохо | Всегда плохо | Мне всегода интересно | Иногда интересно | скучно | |
Русский язык | | | | | | | | | | |
Литература | | | | | | | | | | |
математика | | | | | | | | | | |
информатика | | | | | | | | | | |
география | | | | | | | | | | |
биология | | | | | | | | | |
Из моего опыта работы .
Работа строится на основе интреса к предмету.
Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку проявить себя. Научить любить математику , не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я.
Создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается субъектом как своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизни. Учитывая, чточто данная ситуация всегда субъетивна, результат усилий расценивается тольков сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашнихперспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качествон обнаруживает и то, что он стоит как человек.
Важнейшим показателем успешности является:
умение учителя создать благополучную атмосферу доброжелательности;
снятие страха перед предметом, высокую мотивацию;
Контроль темпа урока.
Учитель понимат, что ритм учителя и учащихся различается.
Установка небходимых правил и процедур.
Мотивирование учебы и организацию класса.
Эффективным приемом совместной работы является «оппозиционный конфликт, когда выявляются и сталкиваются различные позиции обучающихся, их взгляды на один и тот же объект».
Важно отметить, точто когда учитель , в ожидании ответа делает паузу от 3 до 5 секунд, картина обучения меняется. Возрастает включенность детей с низким темпом обучения, усиливается взаимодействие между детьми, теснее становиться их взаимодейсвие с учителем.
Другими словами, каков идеальный человек современности и ближайшего будущего? Это самостоятельный,предприимчивый, ответсвенный, коммуникабельный, толерантый, способный видеть и решать проблемы автонономно, а также в группах, готовыйи способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в коллективе.все перечисленные качества подходят любому человеку в професиональной деятельности
3