12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна3017
Павлюченко Татьяна Сергеевна
Россия, Красноярский край, Канск
4

«Развитие критического мышления у дошкольников по средствам «Кубик Блума», через организацию кружкой деятельности «Вундеркинд» с детьми 5-7 лет»

«Развитие критического мышления у дошкольников по средствам

«Кубик Блума», через организацию кружкой деятельности «Вундеркинд»

с детьми 5-7 лет»

Павлюченко Т.С. педагог-психолог

МБДОУ №8 г. Канск


«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

Бенджамин Блум


Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и критическим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

С 2016 года глубоко занимаюсь проблемой выявления и дальнейшего сопровождения детей, проявляющих выдающиеся способности в различных видах деятельности, являюсь руководителем проекта в ДОУ «Одаренный ребенок». Работа строится в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей. «Карта одаренности» по А.И. Савенкову помогает нам количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время, заполняется родителями, педагогами, специалистами.

Анализ полученных данных помогает педагогам учреждения организовать кружковую сеть по интересам и способностям ребенка. В кружки вовлечены 100% детей 5-7 лет, проявляющие выдающиеся способности. В свою очередь, являясь участником проекта, разработала программу и реализую с детьми 5-7 лет, через кружковую деятельность «Вундеркинд», по развитию интеллектуальных способностей, в частности и навыков критического мышления.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя

Задачи критического мышления:

Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Организуя работу кружковой деятельности, я нахожусь в постоянном, активном творческом поиске, в инновационном режиме, осваиваю эффективные технологии развития. Среди множества технологий и методик развития критического мышления выбрала один популярный приём, который разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум «Кубик Блума». 

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Практическое применение кубика в работе с детьми дошкольного возраста.

Первое знакомство с кубиком: дети рассматривают грани кубика, читают надписи самостоятельно или с помощью педагога.

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.


t1644391411aa.jpgt1644391411ab.jpg


Далее предлагаю детям найти и принести из игровой комнаты, любой понравившейся предмет или игрушку:



t1644391411ac.jpgt1644391411ad.jpg


Затем начинаем работу по граням кубика с предметами, например, у ребенка в руках якорь:


Назови. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме назови.

- назови, опиши предмет, который ты держишь в руках.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

- почему якорь изготовлен из металла?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы этого блока: Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

- объясни, для чего предназначен данный предмет?

Предложи То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

- предложи, где можно еще использовать.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

- придумай историю, которая произошла с якорем.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

- поделись с ребятами, где ты видел якорь?



Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях

«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

«Путешествие по русским народным сказкам».

Назови. Назови русские народные сказки, которые ты любишь слушать и смотреть.

Почему. Почему надо читать сказки, чему они учат?

Объясни. Объясни, через какие поступки в сказках развивается честность, доброта и другие положительные и отрицательные качества.

Предложи. Предложи, как бы ты поступил на месте своих любимых героев? Предложи, как можно.

Придумай. Придумай свою сказку. 

Поделись. Поделись эмоциями и впечатлениями.



«Фруктовая корзина»



t1644391411ae.png


























Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 09.02.22 в 10:55 0Ответить Пожаловаться
Коллега, подкорректируйте, пожалуйста, название - "по средствам"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.