12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савченко Наталья Николаевна535
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Савченко Н.Н.

г. Краснодар



Мотивы учебной деятельности

Прежде чем организовать деятельность учащихся, учитель должен позаботиться о мотивах, обеспечивающих принятие учеником планируемых знаний и умений каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя. Значит, у каждого ученика должен быть мотив, побуждающий его принять намеченные действия и знания.

Мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с выполняемой деятельностью. В этом случае мотив служит учащемуся средством достижения других целей.

При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственного деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность, в других же случаях ученик учится ради удовлетворения других потребностей, непознавательных. В этих случаях говорят, что у учащихся мотив не совпадает с целью. В самом деле, цель учебной деятельности – получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь.

Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет кокой-то другой потребностью, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, ученик учится потому, что хочет иметь престижную профессию, это его интересует, это является его конечной целью.

Итак, учение может иметь различный психологический смысл для ученика:

а) Развивать познавательные потребности, которые и выступают в качестве мотива учения, то есть в качестве «двигателя» его учебной деятельности.

б) Служить средством достижения других целей.

В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.

На вопрос: «почему ты ходишь в школу?» – ученики отвечают не сразу и не всегда уверенно. Малыши говорят о том, что в школе можно поиграть, более старшие школьники указывают на возможность общения со сверстниками, но далеко не у всех есть мнение: в школу ходит, чтобы получать знания.

Внешне деятельность всех учеников похожа, внутренне, психологически она весьма разная. Это различие определяется прежде всего мотивами деятельности. Именно они определяют смысл для человека выполняемой им деятельности. Характер учебных мотивов является учебным звеном, когда речь идет о повышении эффективности учебной деятельности.

Объясняется это тем, что учение по самой своей сути призвано удовлетворять именно познавательную потребность. В силу этого принято считать, что внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Однако это не так. Например, ученик не любит данный предмет, но он ему очень нужен для любимого дела. Если любовь к этому делу сильна, то ученик будет положительно относиться к изучению нелюбимого предмета. Другими словами, не следует путать содержание мотивов (что мотивирует) и уровень его действенности (силу мотивации).

Исследования мотивов учения у младших школьников, проведенное М.В .Матюхиной, показало, что их мотивационная сфера представляет довольно сложную систему. Мотивы, входящие в эту систему, могут быть охарактеризованы по двум линиям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности.

По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на:

1. Учебно-познавательные, связанные с содержанием (изучаемым материалом) процессом учения.

2. Широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствования, самоопределения, избегание неприятностей).

Оказалось, что учебно-познавательная мотивация не занимает ведущего места в системе учебных мотивов школьника. Она составляет менее 22% этой системы.

Мотивация, связанная с содержанием, удовлетворяет потребности школьника в новых впечатлениях, новых знаниях. Глубина познавательного интереса при этом может быть существенно разной: ребенка может привлекать простая занимательность фактов или их сущность. В значительной мере это зависит от особенностей построения учебного материала. В экспериментальном классе, где главное внимание уделялось раскрытию сущности явлений, у школьников учебно-познавательные интересы не только занимали ведущее место, но и носили теоретический характер. Учащихся интересовали причинно-следственные связи, происхождение явлений. Аналогично мотивации, связанной с содержанием, этот вид мотивации может быть связан или просто с возможностью выполнять какие то действия, или с возможностью творческого поиска. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на довольно низком уровне вплоть до окончания начальной школы. В частности, занимательность материала занимает первое место в мотивации, идущей от содержания материала, даже у учащихся III класса менее всего у них развит интерес теоретического типа, творческая активность.

Полученные данные заставляют нас обратить внимание учителя на необходимость усиления роли поисковой деятельности учащегося, углубление в сущность изучаемых явлений. Установлено также, что динамика учебно-познавательных мотивов в начальной школе связана с уровнем знаний учащихся, с их успехами, с умственным развитием в целом. Если ребенок пришел в школу хорошо подготовленным, то он сразу имеет успехи в учебной деятельности, что в свою очередь, повышает уровень его учебно-познавательной мотивации. И наоборот. Если ребенок пришел в школу с большим желанием учиться, но не готов это делать, то он начинает отставать, огорчаться плохими оценками, его положительное отношение к обучению постепенно исчезает. Широкие социальные мотивы не занимают у детей младшего школьного возраста ведущего места. Первое место занимают мотивы в выборе профессии и самосовершенствования. На втором месте стоят мотивы долга, ответственности.

Большое место в учебной мотивации младших школьников занимает желание получать хорошие оценки. При этом учащиеся не осознают связи между оценкой и уровнем своих знаний, то есть объективной роли оценки.

Что касается состояния мотивационной сферы младшего школьника, то она характеризуется такими свойствами, как мера осознанности мотивов, которые побуждают ребенка учиться, понимание их значимости. Содержание этих характеристик и дает представление о мере сформированности того или иного вида мотивации.

Опираясь на закономерности процесса усвоения, учитель прежде всего должен обеспечить мотивацию учащихся.

Задача учителя начальной школы прежде всего состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научить работать с ним. В психологии известно, что развитие мотивов ученика идет двумя путями:

1) через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Примером может служить желание получить хорошие оценки. Учащемуся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно мотивацию, идущую от оценки, перевести в мотивацию, связанную с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить деятельность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально их поведением не движут. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.

Когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и вызывает у него интерес к изучению данного предмета.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемность обучения. Обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности, в значительном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попыткам это сделать. Конечно, и в этом случае мотив может не быть внутренним. Как правило, учащиеся самостоятельно не находят необходимую деятельность, но по тем или иным причинам проявляют заинтересованность в ее нахождении. Однако учитель всегда должен помнить, что познавательная мотивация - это эффективный побудитель человека к учению, особенно если эта мотивация правильно соотнесена с социальной.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.