«Развитие познавательных способностей с использованием методов и приемов межполушарного взаимодействия»
АДМИНИСТРАЦИЯ
ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ЯНИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
__188689, Ленинградская область, Всеволожский район, гп. Янино-1, ул. Новая, д. 17_ www.ynino.vsevobr.ru _ Тел. (812)679-35-22
структурное подразделение Дошкольное отделение № 4
гп. Янино-1, улица Ясная, д. 6, Всеволожский район, Ленинградская область, 188689, Тел. 8(81370)38-200 e-mail:yninodo4@mail.ru
Методическая разработка
«Развитие познавательных способностей с использованием методов и приемов межполушарного взаимодействия»
Авторы составители:
Педагог-психолог Аванесова Д.А.;
Воспитатель Ананьва И.И.;
Методист Рябова О.А.
2023-2024
Янино-1
Паспорт проекта
Пояснительная записка
Происходящие изменения в обществе и принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха.
Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.
Важнейшим приобретением ребёнка в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
Работая в детском саду, мы нередко сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, неспособны сосредоточиться и выполнить то или иное упражнение. Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
Всем нам известно, что мозг состоит из двух полушарий. Рисунок извилин мозга, как и отпечаток пальца – неповторим у каждого человека. Так и мозг каждого человека уникален. Правое и левое полушарие мозга выполняют разные функции. Но полушария связаны между собой и не могут работать по одному. Они соединены друг с другом особым веществом – мозолистым телом, которое ответственно за координацию работы обоих полушарий.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Целостность мозга создается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) располагается между полушариями головного мозга в его теменно-затылочной части. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон и необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела расстраивает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Одно и второе полушарие начинает работать без взаимосвязи. Нарушаются пространственная ориентация, эмоциональное состояние, зрительно-моторная координация.
При подготовке детей к школе надлежит значительное внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению.
Актуальность проекта:
Использование упражнений на межполушарное взаимодействие в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:
нарушение внимания,
задержка речевого развития,
нарушение координации движений,
гиподинамия,
гиперактивность,
агрессия,
общее снижение иммунитета.
Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности.
Включая в занятия игровые упражнения, нейродинамическую гимнастику, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, помогает повышать функциональные возможности головного мозга.
Новизна проекта:
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Так же необходимо учитывать, что наша система образования в большинстве своем ориентирована на левополушарных детей. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Цель проекта:
Развивать познавательные способности с использованием методов и приемов межполушарного взаимодействия на занятиях математики и физической культуре.
Задачи:
Образовательные:
- развивать межполушарное взаимодействие, что способствует: снятию эмоциональной напряженности; создание положительного эмоционального настроя;
- развивать память, внимание, мелкую моторику;
- развивать оптико-пространственные представления, точность и координацию движений;
Развивающие:
- формировать функции контроля, самоконтроля;
Воспитательные:
- развивать координацию движений, чувства ритма.
Этапы работы
I этап. Поисково-теоретический. Организационный:
Теоретический анализ литературы по проблеме развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников.
Определение критериев и уровня развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение методических разработок по использованию метода развитие познавательных способностей и приемов межполушарного взаимодействия.
II этап. Внедренческий:
Составление перспективного плана работы по развитию познавательных способностей с использованием методов и приемов межполушарного взаимодействия. Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
Организация консультаций.
III этап. Результативный.
Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.
Ожидаемые результаты:
При систематическом использовании перед занятием дидактических игр, упражнений на межполушарное взаимодействие, а также нейрогимнастики и различных кинезеологических упражнений у воспитанников улучшается эмоциональное состояние, увеличивается время внимания, им проще запомнить больший объём информации. Также улучшается мелкая и крупная моторика.
Методы и приемы организации деятельности детей:
Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
Игры и упражнения, формирующие мыслительные операции.
Кинезиологические упражнения.
Зеркальное рисование.
Характеристика методов используемых в проекте:
Название | Содержание | Результат |
Пересекающие среднюю линию | Направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. | Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования. |
Энергетические | Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. | Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание. |
Растягивающие | Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. | Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы. |
Повышающие положительное отношение | Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие. | Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны. |
Формы работы:
Основная форма работы – включение приемов в программное содержание образовательной деятельности.
Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и приемы для развития межполушарного взаимодействия мы включаем в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром кинезиологичееские упражнения. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики. Занятия проходят в первой половине дня по подгруппам.
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия
Игры на восприятие запахов являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы.
В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к запахам. Эта обонятельная способность развивается, когда ребенок воспринимает и знакомится с запахами, которые нас окружают. Лото запахов тренирует память и открывает широкие возможности для обучения ребенка.
Для первого знакомства с запахами достаточно трех хорошо различимых ароматов (как по запаху, так и по цветовой подсказке на дне баночки). Выложите их на поднос и познакомьте с ними ребенка: понюхайте вместе, назовите аромат, попробуйте вместе описать этот запах (резкий, мягкий, свежий, сладкий, приятный, неприятный).
Старайтесь в течение недели повторять это знакомство и, по мере запоминания, замените один запах на новый и повторяйте все по кругу.
Время от времени можно возвращаться к старым запахам, чтобы их не забыть.
Не рекомендуется за один раз нюхать больше четырех ароматов, так как обоняние ослабевает, и угадать становится сложнее.
Предложите ребенку попробовать угадать ароматы с закрытыми глазами, ведь когда мы отключаем один из органов чувств, другие усиливаются. И на подсказку уже не посмотреть.
В дальнейшем дети уже смогут играть самостоятельно подбирая нужные картинки к запахам.
Игры и упражнения с тактильными карточками
Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения.
Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает ребенку узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов.
Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения. Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.
Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства.
Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют и на развитие навыков речи у ребенка.
Игры с сенсорной коробкой.
1.Пересыпание
Самое простое занятие. Вам понадобится, контейнер с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.
2. Просеивание
Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской руки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов.
Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру.
3. Сортировка
Предложите детям задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Следить за тем, чтоб дети использовали обе руки поочередно.
4. Поиски клада
В контейнер насыпается любая крупа и кладется несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т.д.). Дети поочередно каждой рукой достают предметы,
Упражнения с флэш-картами.
Правое полушарие мозга, как библиотека, которую можно использовать для хранения информации, чтобы использовать ее в будущем. Раннее детство является периодом, когда легко вводить информацию в эту библиотеку.
Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.
Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.
Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое.
Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам.
Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду. Быстрая демонстрация карточек очень важна, так как только при условии большой скорости происходит активизация деятельности правого полушария головного мозга.
Стараться повторять занятие 2—3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов.
Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию
Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование.
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Принципы обучения:
От простого к сложному,
1 картинка за 1 раз,
Длительность занятия не более 5 минут,
Ребенку не должно быть слишком просто.
Этапы обучения:
Каракули. Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или ладошками.
Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка). Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.
Обведи по контуру.
Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.
Общие рекомендации:
Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Каждый этап не ограничен по времени.
Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста
Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.
Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи образовательной кинезиологии:
- Оптимизация деятельности мозга.
- Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
- Восстановление работоспособности и продуктивности.
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно; когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно.
Заключение
Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.
Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.
План работы на старший дошкольный возраст 5-6 лет:
Вид деятельности | Наименование и содержание работы | |
Игра для развития памяти. | «Похожие картинки». Дидактический материал: две карточки формата А4, которые имеют незначительные отличия между собой (например, на одной картинке нарисован мишка в зеленом жилете, а на другой – в синем жилете). Правила игры: Быстро демонстрируйте ребенку одну из подготовленных карточек. Потом выкладывайте перед ним две карточки и спрашивайте: «Какую карточку он уже видел?». | сентябрь |
Игра для развития восприятия. | «Вспомни, как они пахнут». Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.). Нужно вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами. | октябрь |
Кинезиологическое упражнение. | Упражнение «Ухо – нос» Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот". | ноябрь |
Кинезиологическая физкультминутка. | Колючий ёжик Под кустом построил домик (ладони перед собой, касаются кончиками пальцев- крыша) Маленький колючий ёжик, (прямые пальцы правой руки перекрещены с пальцами левой - ёжик) И закрылся на замок, (пальцы закрыты в замок) Чтоб никто попасть не смог (грозят указательным пальцем правой руки). Фонари. Посмотри, посмотри, (руки перед собой, пальцы растопырены) Заблестели фонари. (поочерёдно сжимать и разжимать пальцы) Желтые и красные - Все такие разные! Грустные пальчики Если пальчики грустят – | декабрь |
Игра для развития памяти. | «Найди новую картинку». Дидактический материал: флэш-карты на выбранную тему. Правила игры: Выбираем три картинки и подготавливаем еще одно новое изображение. Демонстрируем быстро и называем три картинки. Затем раскладываем перед ребенком три картинки и добавляем к ним одно новое изображение. Задача ребенка выделить из представленного материала незнакомую для него картинку и назвать, что на ней нарисовано. | январь |
Игра для развития восприятия. | «Коробочки с запахами» Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами. Подготовка к игре Достаньте все баночки из коробки. Раздайте каждому игроку по одному игровому полю в зависимости от количества игроков. Важно, чтобы в начале игры крышечки были плотно закручены, чтобы избежать смешивания запахов. Правила игры Первый игрок берет баночку, пытается узнать запах и, угадав, помещает баночку на свое игровое поле, если у него есть такая картинка. Если игроку не удается отгадать запах, он отставляет баночку в сторону, чтобы потом не выбирать этот запах снова. Следующий игрок продолжает игру таким же образом. Игрок, который первым заполнит игровое поле, закручивает крышки на баночках и переворачивает их вверх дном, чтобы проверить правильность расстановки. Если ни одно игровое поле не было заполнено правильно, игра возобновляется; все баночки, которые были помещены на поле неправильно, перемешиваются с оставшимися. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков правильно не угадает все запахи. Если играет один человек, то он помещает игровые поля перед собой и начинает узнавать запахи, расставляя баночки на картинки. Рекомендации: - Баночки предназначены для того, чтобы их нюхать. Необходимо объяснить детям, что нельзя брать баночки в рот. - Для того, чтобы почувствовать аромат, поместите баночку на расстоянии 1 см от носа. - Эта игра подходит для детей от 3-х лет. | февраль |
Кинезиологическое упражнение. | Упражнение «Змейка» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали. | март |
Игра для развития памяти. | «Внимательный мишка» По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой) И в бочонке мед нашел (царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой) Лапкой мед он доставал (надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки) Язычком его лизал (круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки) Нету меда! (крепко зажать кулаки) Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы) Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой) Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным (указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы) | апрель |
Игра для развития восприятия. | Игровое упражнение «Фрукт или овощ?» Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи. | май |
План работы на старший дошкольный возраст 6-7 лет:
Вид деятельности | Наименование и содержание работы | Срок |
Игра для развития памяти. | Игра «Веселая история». Цель данной игры заключается в том, чтобы воссоздать с помощью карточек смешную историю. Дидактический материал: флэш-карты, выбранные случайным образом. Правила игры: Для начала используют три карточки. На основе данных карточек сочиняется забавная история. Например: большой медведь пошел в дремучий лес и нашел вкусный мед. Соответственно, перед ребенком выкладывается три карточки, на которых изображены: медведь, деревья и баночка с медом. Затем карточки перемешиваются. Ребенок должен воспроизвести сюжет и выстроить правильно карточки. В дальнейшем предполагается увеличение числа карточек и сочинение истории самим ребенком. | сентябрь |
Игра для развития восприятия. | Игровое упражнение «Поможем обезьянке». Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное. Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста. Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты. | октябрь |
Кинезиологическое упражнение. | Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. | ноябрь |
Игра для развития восприятия. | Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?» Цель: развитие обоняния, вкуса. Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда. | декабрь |
Кинезиологическая физкультминутка. | «Новый год» | январь |
Игра для развития памяти. | «Кто спрятался?» Дидактический материал: флэш-карты на выбранную тему. Правила игры: Демонстрируйте ребенку карточки, в минимальном количестве от трех штук. Далее выкладывайте их перед ним, при этом одно изображение необходимо спрятать. Задача ребенка заключается в том, чтобы вспомнить какой картинки в данном ряду не хватает. | февраль |
Игра для развития восприятия. | Игра «Найди пару» Набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь – кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т.п. Играть можно несколькими способами. Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани), можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же. Игру можно усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т.п. | март |
Кинезиологическое упражнение. | «Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь) | апрель |
Кинезиологическая физкультминутка. | «В гости к кошке» | май |
Приложение 1
Диагностика развития психических процессов.
Диагностический инстументарий: Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.: «Экспресс-диагностика в детском саду», Семаго М.М., Семаго Н.Я. — «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка».
Таблица1. Сводная таблица результатов начальной и конечной диагностики подконтрольных психических процессов.
Дети | Психол. Процесс. Диагностика | Мышление | Пространств. представл. | Тонкая моторика | ЭМП | Память |
| | | | | | |
| | | | | | |
Примечание. Соответствие качественных характеристик количеству баллов в таблице следующее: хор. – 3 балла, средн. – 2 балла, слаб. – 1 балл.
Таблица 2. Динамика развития подконтрольных психических процессов.
Дети | Уровень развития подконтрольных психич. процессов (в баллах) | Динамика развития в баллах | ||
Начальная диагностика | Конечная диагностика | |||
| | | | |
| | | |
Приложение 2
Методики психолого-педагогической диагностики
Восприятие
Параметры оценки: свойства предметов (цвет, форма, величина); восприятие пространства; целостность; осмысленность восприятия.
Методика: «Цветные кубики»
Цель: выявить знания детей основных цветов и оттенков.
Оборудование: цветные кубики: красный, жёлтый, белый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.
Проведение обследования: ребёнку предлагаются цветные кубики: «Назови, какого цвета кубики». Если ребёнок не справляется, то взрослый обучает его повторив или указав 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценивается: знает ли название цветов и оттенков ребёнок; узнаёт их по слову или сличает.
Оценка в баллах:
1 балл: путает названия основных цветов.
2 балла: не называет оттенки после организующей помощи.
3 балла: не называет оттенки.
4 балла: называет большую часть оттенков.
5 баллов: называет все цвета и оттенки.
Методика: «Коробка форм» (Венгер)
Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на форму.
Оборудование: коробка с прорезями разной формы; объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Проведение обследования ребёнку предлагается коробка, обращается внимание на прорези, а рядом на объёмные фигуры, выложенные так, чтобы основание каждой фигуры соответствовало форме прорези коробки.
«Опусти все фигуры в нужные окошечки».
Оценивается: способы выполнения.
Оценка в баллах:
1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотично, после обучения не переходит на другой уровень действий.
3 балла: понимает цель, после обучения не всегда пользуется зрительным соотношением, часто примеривает, в том числе и не соответствующим пустым прорезям.
4 балла: понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб, либо методом зрительного соотнесения.
5 баллов: понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
Методика: «Назови знакомые фигуры»
Цель: диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении.
Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур.
Проведение обследования: ребёнку показывается картинка: «Назови фигуры, которые ты узнал?»
Оценка в баллах:
1 балл: допускает 5 и более ошибок.
2 балла: допускает 3-4 ошибки.
3 балла: допустил 1-2 ошибки.
4 балла: допустил 1-2 ошибки, самостоятельно их исправил.
5 баллов: правильно нашёл и назвал все фигуры.
Методика: «Включение в ряд»
Цель: выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестиместная матрёшка.
Проведение обследования: взрослый берёт шестиместную матрёшку и матрёшки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрёшек и выравнивает интервал на глазах у ребёнка разбирает и собирает её попарно. Затем выстраивает между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить на своё место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен поставить в ряд две-три матрёшки (каждый раз по одной).
Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость.
Оценка в баллах:
1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрёшки без учёта их размера.
3 балла: принимает задание, понимает условие задачи, но допускает ошибки, использует метод практического примеривания и частично зрительный.
4 балла: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.
5 баллов: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.
Методика: «Определи правую и левую сторону».
Цель: выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначений. Определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела.
Проведение обследования:
покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз;
возьми карандаш правой рукой;
подними мяч левой рукой;
закрой левый глаз;
дотронься рукой до правой брови.
Оценка в баллах:
1 балл: показывает основные части тела и лица, руки не различает.
2 балла: называет части тела, знает их название, ориентировкой «на себе» не владеет.
3 балла: знает и называет части тела, испытывает затруднения в пространственной ориентировке рук.
4 балла: не уверен в пространственной ориентировке рук.
5 баллов: руки различает и дифференцирует их местоположение.
Методика: «Положи верно»
Цель: выявить умение ребёнка ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: лист бумаги, игрушка (медвежонок, машинка маленького размера).
Проведение обследования: взрослый по образцу, а затем по словесной инструкции предлагает поставить игрушку в левый верхний (нижний) угол, в середину и т.д.
Оценка в баллах:
1 балл: задание понимает, ориентировка недоступна, действует только по подражанию.
2 балла: ориентируется в пространстве листа по подражанию и образцу.
3 балла: доступна ориентировка на листе бумаги по образцу и словесной инструкции, но дать отчет о выполненном действии не может.
4 балла: ориентируется в пространстве листа бумаги, действует по инструкции в назывании пространственного расположения допускает ошибки.
5 баллов: ориентируется в пространстве листа бумаги, действует по словесной инструкции и обобщает в слове.
Методика: «Сложи картинку».
Цель: определение уровня целостности восприятия.
Оборудование: разрезные картинки из 5-6 частей.
Проведение обследования: ребёнку предлагается сложить разрезную картинку. Части картинок кладутся в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение.
Оценивается: принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость.
Оценка в баллах:
1 балл: совершает беспорядочные действия с частями картинки, действует неадекватно.
2 балла: действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.
3 балла: собирает изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам.
4 балла: действует путём целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа.
5 балов: собирает путём зрительного анализа
Низкий уровень (1 балл)
Отсутствуют знания основных свойств предметов. Не знает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.
Ниже среднего (2 балла)
Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознаёт то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумлённых, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.
Средний уровень (3 балла)
Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в интерпретации по причине недостаточности опыта. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.
Выше среднего (4 балла)
Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.
Высокий уровень (5 баллов)
Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.
Внимание
Параметры оценки: объём, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность.
Методика: «Кто спрятался в лесу»
Цель: развитие объёма и устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением леса и зверей.
Проведение обследования: ребёнку предлагается найти, кто спрятался в лесу. Покажи.
Оценка в баллах:
1 балл: объём резко снижен; принимает 1 объект с внешней стимуляцией. Рассеян (многократные, длительные отвлечения).
2 балла: объём ограничен, воспринимает не более 1 объекта, устойчивость резко снижена.
3 балла: объём снижет, воспринимает не более 2-х объектов, устойчивость снижена.
4 балла: объём снижен незначительно, воспринимает не более 3-х предметов, внимание устойчивое.
5 баллов: объём широкий, воспринимает до 4-х объектов, внимание устойчивое.
Методика: «Найди отличия»
Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Оборудование: две картинки имеющих между собой 5 различий.
Проведение обследования: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.
Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий.
Оценка в баллах:
1 балл: не принимает и не понимает задание.
2 балла: задание принимает, действует хаотично.
3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 3 различия.
4 балла: находит 4 различия.
5 баллов: принимает задание, условие, находит 5 различий.
Методика: «Найди и вычеркни» (Лиепинь)
Цель: определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.
Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).
Проведение обследования: ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.
Оценивается: принятие и понимание задания, умение последовательно вычёркивать все предметы, время выполнения, количество пропусков.
Оценка в баллах:
1 балл: задание не принимает, условие задачи не понимает, действует не адекватно.
2 балла: принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.
3 балла: принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок.
4 балла: принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки.
5 баллов: действует самостоятельно, время выполнения 2 – 1,5 минуты, пропусков не допускает.
Низкий уровень (1 балл)
Объём внимания резко снижен (способен воспринимать 1 объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспособен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа.
Ниже среднего (2 балла)
Объём внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с трудом. Выполняет многоступенчатую инструкцию, разбитую на простые звенья. Неработоспособен.
Средний уровень (3 балла)
Объём внимания снижен (воспринимает не более двух объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость).
Выше среднего (4 балла)
Объём внимания незначительно снижен (воспринимает не более трёх предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность.
Высокий (5 баллов)
Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность.
Память
Параметры оценки: объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность памяти.
Методика: «Десять слов».
Цель: определение уровня сформированности слуховой механической памяти.
Оборудование: десять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол.
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова.
Оценивается: количество воспроизведённых слов.
Оценка в баллах:
1 балл: воспроизводит 1-2 слова.
2 балла: воспроизводит 4-5 слов.
3 балла: воспроизводит 6-7 слов.
4 балла: воспроизводит 8-9 слов.
5 балов: воспроизводит 10 слов.
Методика: «Положи картинки правильно»
Цель: определение уровня сформированности зрительной механической памяти, точность воспроизведения первоначального порядка картинок.
Оборудование: семь предметных картинок.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются картинки в определённой последовательности, вслух называет их, даётся тридцать секунд для рассматривания; затем картинки смешиваются и ребёнку предлагается восстановить первоначальный порядок.
Оценка в баллах:
1 балл: правильно кладёт 1-2 картинки.
2 балла: правильно кладёт 3 картинки.
3 балла: правильно кладёт 4 картинки.
4 балла: правильно кладёт 5 картинок.
5 баллов: правильно кладёт 6 картинок.
Методика: «Повтори предложение»
Цель: выявление уровня развития смысловой памяти.
Проведение обследования: ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.
1.Дети любят играть.
2.В небе летит самолёт.
3.Мальчик помогает своей бабушке.
4.В саду растут яблони и груши.
5.Осенью идут дожди.
Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, читаем ещё раз, можно сделать и третью попытку.
Оценка в баллах:
1 балл: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания.
2 балла: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст.
3 балла: понимание текста неполное, воспроизведение частичное.
4 балла: понимание текста, фразы воспроизведены не полностью, но с близким по смыслу значением.
5 баллов: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запомнил фразы и практически дословно воспроизвёл их.
Методика: «Чтение стихов, потешек»
Цель: выявление особенностей мнемических процессов (прочность, точность запоминания и полнота воспроизведения).
Проведение обследования: ребёнку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть.
Оценка в баллах:
1 балл: воспроизводит с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще.
2 балла: воспроизводит с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом.
3 балла: незначительные неточности при воспроизведении. Смысл стихов улавливает.
4 балла: стихи читает, улавливает их смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка.
5 баллов: выразительно читает стихи и потешки наизусть, проявляет интерес, с удовольствием воспроизводит смысловой материал.
Низкий уровень (1 балл)
Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная.
Ниже среднего (2 балла)
Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.
Средний (3 балла)
Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.
Выше среднего (4 балла)
Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.
Высокий уровень (5 баллов)
Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая – десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.
Мышление
Параметры оценки: мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность.
Методика: «Классификация картинок по функциональному назначению»
Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто)так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд) параллельный первому). После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом», то есть выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.
Оценивается: понятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.
Оценка в баллах:
1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой.
3 балла: принимает задание, выполняет классификацию, нуждается в помощи при аргументации выбора.
4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки.
5 баллов: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане.
Методика: «Группировка картинок по способу действия»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком рядом 2 картинки: на одной шарик с верёвочкой, на другой шарик без верёвочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить?» - и сам кладёт под изображение шарика с верёвочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без верёвочки. После этого ребёнку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, то есть выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.
Оценивается понятие задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане.
Оценка в баллах:
1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного принципа.
3 балла: принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но с помощью раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.
4 балла: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане.
5 баллов: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.
Методика: «Нелепицы»
Цель: выявление уровня понимания ребёнком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать.
Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными.
Проведение обследования: ребёнку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?»
Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами.
Оценка в баллах:
1 балл: успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.
2 балла: не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить или сказать как на самом деле должно быть.
4 балла: заметил все нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить или сказать как на самом деле должно быть.
5 баллов: за 3 минуты заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и как должно быть.
Методика: «Сравни предметы»
Цель: выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений.
Оборудование: картинка с изображёнными предметами.
Проведение обследования: ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга.
Оценка в баллах:
1 балл: задание не выполняет.
2 балла: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием.
3 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения.
4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами.
5 баллов: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями.
Низкий (1 балл)
Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.
Ниже среднего (2 балла)
Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление непроизвольное. Действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.
Средний уровень (3 балла)
Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное.
Выше среднего (4 балла)
Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление самостоятельно не всегда.
Высокий уровень (5 баллов)
Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые.
Произвольное воображение
Методика: «Дорисуй до реального предмета»
Цель: выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовано два круга цветными фломастерами.
Проведение обследования: ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.
Оценивается: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.
Оценка в баллах:
1 балл: принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы, либо чиркает.
2 балла: принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы, либо чиркает.
3 балла: принимает задание, понимает его условия, с помощью может нарисовать только один предмет.
4 балла: принимает задание, понимает его условия, с помощью может нарисовать только один предмет, либо два одинаковых.
5 баллов: принимает задание, понимает его условия, рисует два предмета, используя цветные фломастеры.
Низкий уровень (1 балл)
Не воссоздает или неправильно воссоздает незаконченные образы. Не способен воссоздать целое по части. Механически рассказывает или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем.
Средний уровень (3 балла)
Правильно воссоздает незаконченные образы. Создаёт, но не всегда вербализирует новые образы. Способен воссоздать целое по части в процессе хаотических проб. Составляет небылицы, сказки, рассказы со значительной внешней помощью. Сюжеты типичны, образы однообразны.
Высокий уровень (5 баллов)
Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создаёт и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, рассказы, сказки. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, образов, разнообразие образов.
Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.
Тестовая беседа
Назови своё имя, фамилию.
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
С кем ты живёшь? Кто ты брату, маме, бабушке, и т.д.?
Как зовут маму и папу?
Кем работают мама и папа?
Как называется город, в котором ты живёшь?
Для чего человеку нужны: глаза, уши, рот?
В какое время появляются листья на деревьях (идёт снег)?
Когда люди спят? Когда делают зарядку?
Назови животных, которых ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Что остаётся на земле после дождя?
Что делает врач, повар, продавец?
Кто больше: корова или собака?
Кто меньше: птица или пчела?
Сколько лап у кошки, у петуха?
Какого человека называют хорошим? Плохим?
Чем ты любишь заниматься?
Оценка результатов:
Высокий уровень (5 баллов) – 15-18 вопросов.
Выше среднего (4 балла) – 12-14 вопросов.
Средний уровень (3 балла) – 9-11 вопросов.
Ниже среднего (2 бала) – 5-8 вопросов.
Низкий уровень (1 балл) – 4 и меньше вопросов.
Знание основ арифметики
Параметры оценки: навыки счёта, арифметические действия, сравнение чисел.
Низкий уровень (1 балл)
Считает в ограниченном пределе. Счёт неосознанный. Сравнивает контрастные множества с помощью взрослого. Арифметические действия мало доступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не принимает.
Средний уровень (3 балла)
Навыки счёта неустойчивые. Счёт больше механический. Порядковый счёт в малом пределе. Сравнивает множества путём пересчёта. Сравнивает числа в небольшом интервале. Выполняет арифметические действия только 1, используя пальцы и др. знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью взрослого.
Высокий уровень (5 баллов)
Считает в прямом и обратном порядке. Счёт осознанный. Владеет порядковым счётом. Сравнивает множества и числа. Выполняет арифметические действия, знает цифры и оперирует ими, а также арифметические знаки. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи.
Эмоционально-волевая сфера
Параметры оценки: произвольность деятельности, отношение к оценке, результату, школьная мотивация.
Низкий уровень (1 балл)
Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфоричность, негативизм и т.д.)
Средний уровень (3 балла)
Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция. Неспособен длительно удерживать цель. Не выражено стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берётся за голову…). Неустойчивая заинтересованность в оценки и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации). Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может застревать в определенном эмоциональном состоянии.
Высокий уровень (5 баллов)
Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально-положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуации, способен гибко переключатся из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать.
Моторика
Методика: «Изобрази животное»
Цель: выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике.
Оценка результатов:
Низкий уровень (1 балл): движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряжённость, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием малодоступны. Мимика вялая, или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты (подрагивание, хромота, нарушение координации движений).
Средний уровень (3 балла): движения недостаточно координированные. Снижена целенаправленность движений. Переключение и смена позы в соответствии с заданием затруднено. Мимика маловыразительная. Взгляд не заинтересованный.
Высокий уровень (5 баллов): движения свободные и непринуждённые, продуктивные, целенаправленные. Лёгкое переключение и смена позы в соответствии с заданием. Мимика живая, выразительная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный.
Методика: «Зашнуруй»
Цель: выявление особенностей мелкой моторики, определение уровня развития зрительно-моторной координации.
Оборудование: два домика с дырочками, шнурками.
Проведение обследования: ребёнка просят зашнуровать, как на образце.
Оценивается: соответствие образцу.
Оценка в баллах:
1 балл: задание принимает, но не может воспроизвести образец.
3 балла: незначительные искажения, осуществляется незначительный зрительный контроль.
5 баллов: точное и правильное воспроизведение образца, зрительный контроль достаточный.
Низкий уровень (1 балл)
Нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти.
Средний уровень (3 балла)
Незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при пользовании ножницами, карандашом, ручкой.
Высокий уровень (5 баллов)
Точность движений рук, согласованность движений обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы, ручку.
Психолого-педагогическое обследование
Ф.И. ребенка__________________________________________________________________
Дата_________________________________________________________________________
Год обучения__________________________________________________________________
Цветовое обозначение уровней развития психических процессов
низкий уровень
ниже среднего
средний уровень
высокий уровень
Беседа:
представления о себе___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
семья______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
домашние и дикие животные____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
профессии_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
растения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
времена года__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Состояние психических процессов
Восприятие:
Методика: «Цветные кубики» (цвета)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Коробка форм» (формы)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Назови знакомые фигуры» (формы)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Включение в ряд» (величины)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Определи правую и левую сторону» (пространственная ориентировка в схеме собственного тела)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Положи верно» (пространственная ориентировка на листе бумаги)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Методика: «Что в мешочке» (целостность восприятия)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Разрезные картинки» (целостность восприятия)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Какие предметы спрятаны в рисунке» (целостность восприятия)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание:
Методика: «Кто спрятался в лесу» (объем)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Найди отличия» (концентрация)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Найди и вычеркни» (устойчивость, переключение, распределение)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Память:
Методика: «Десять слов» (слуховая)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Положи картинки в первоначальном порядке» (зрительная)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Повтори предложение» (смысловая)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Память_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление:
Методика: «Классификация картинок по функциональному назначению» (классификация, обобщение по существенным признакам)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Группировка картинок по способу действия» (уровень наглядно-образного мышления)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «ССК» (причинно-следственные связи, анализ, синтез)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Нелепицы» (логическое рассуждение, закономерность окружающего)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика: «Сравни предметы» (сходства и различия)
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воображение:
Методика: «Дорисуй до реального предмета»
задание____________________________________________________________________
условие задачи______________________________________________________________
помощь____________________________________________________________________
выполнение__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воображение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика:
посчитай до 5___________________________________________________________
отсчёт_________________________________________________________________
сравни два множества_____________________________________________________
уравнять двумя способами_________________________________________________
покажи части суток_______________________________________________________
Продуктивные виды деятельности:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
конструирование_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
рисование_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра:
дидактическая_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
сюжетно-ролевая_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
подвижная___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
самостоятельная игровая деятельность___________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
1. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.: «Экспресс-диагностика в детском саду», Семаго М.М., Семаго Н.Я. — «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка», 2008
2. Давыдова Ольга Александровна «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений» / Давыдова Ольга Александровна. - М.: Школьная Пресса, 2018
3. Жаворонкова Л. А. Правши-левши. «Межполушарная асимметрия биопотенциалов мозга человека»: моногр. / Л.А. Жаворонкова. - М.: Экоинвест, 2009
4. Ксения Литинская: Межполушарное взаимодействие. Задания для развития ребёнка.
5. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» / Т.П. Трясорукова. - М.: Феникс, 2018
6. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика»
7. Шанина Г.Е. «Межполушарные взаимодействия и способы их двигательной латеральной коррекции в детско-юношеском возрасте» / Г.Е. Шанина. - М.: Полиграфист, 2001
8. Крупенчук О.И. Движение и речь. «Кинезиология в коррекции детской речи». М Литера, 2019
9. Сиротюк А.Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М. 2015 г.