12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Туребекова Лилия Николаевна31

Развитие речи детей подготовительной группы с помощью карт Проппа

Аннотация. Актуальность развития речи детей подготовительной группы состоит в необходимости подготовки детей к последующему обучению в школе и развитию у них всех сторон речевой деятельности: диалогической и монологической речи, грамматических норм, произношения и т.д.

Ключевые слова: развитие речи, подготовительная группа, дошкольное воспитание, карты Проппа.

Одним из главных направлений в соответствии ФГОС дошкольного образования является речевое развитие дошкольников. А главная задача в развития речи детей подготовительной группы состоит в необходимости подготовки детей к последующему обучению в школе и развитию у них всех сторон речевой деятельности: диалогической и монологической речи, грамматических норм, произношения, речевого творчества, коммуникативных навыков и т.д.

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, показал, что не все дети могут пересказать сказку или рассказ, иногда пропускают важные детали, события. У многих дошкольников речь недостаточно правильная, не всегда они употребляют слова в нужной форме или в соответствии с ситуацией. В общении дети зачастую стремятся побыстрее рассказать о произошедшем с ними событии, поэтому очень часто их речь сбивчивая, непоследовательная.

И хотя некоторые дети проявляют интерес к сказкам и желание самим придумывать, но их монологическая речь отличается бедностью, многочисленными повторами. Придумывая сказку, дети не могут ее закончить.

Поэтому работа с детьми подготовительной группы решила изучить современные технологии развития речи. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мной применяются карты Проппа.

В книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» автор описывает методику Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».

На одной карточке изображен предмет (домик, облако, сосуд), герой сказки (изображен с мячом), некоторое событие (драка, сражение, подъем по ступенькам, встреча с другим героем, помощником, волшебником или соперником).

С помощью карточек Проппа  можно выложить цепочку событий, то есть осуществлять своеобразное сказочное моделирование.

Замечено, что использование карт Проппа стимулируют развитие психических процессов у детей, то есть ребенку приходится размышлять о том, какое событие сказки соответствует той или иной картинке. Ребенку приходится выстраивать сюжет в соответствии с картинкой, то есть у него развивается творческое воображение, сочинительство. Также карты Проппа позволяют удержать детям в памяти большое количество информации, а также активизируют связную речь, обогащают словарь. Но, чтобы работать с картами Проппа воспитателю необходимо владеть следующими навыками:

- необходимо знать сказки и принципы построения сюжетов;

- перед тем, как предлагать ту или иную сказку для детей (Например, «Перышко Финиста ясна Сокола»), необходимо ее самостоятельно разобрать с помощью карт Проппа,

- необходимо нарисовать недостающие картинки (шкатулка, перо, посох, просвира, сокол, герой и героиня).

С помощью карт Проппа можно эффективно осуществлять развитие связной речи дошкольников посредством сказки. Опишу методику, как осуществляется работа с картами Проппа.

На первом этапе мы рассказывали детям сказку (Например, «Перышко Финиста ясна Сокола»). Затем проводили беседу: знакомили детей с жанром - сказкой; находили ее сходство с другими сказками (Например, «Аленький цветочек»), предлагали найти в сказке вымысел:

- волшебные предметы (перстень, тарелочка и др.);

- волшебные превращения (превращение принца в сокола).

Затем мы предлагали с помощью карт Проппа выстроить сюжетную линию. Работа осуществлялась поэтапно.

1 этап. Мы предъявляли карточку в соответствии сюжетом сказки и просили рассказать, какому событию в сказке она соответствует.

2 этап. Мы предлагали детям самостоятельно воссоздать события в сказке с помощью карт Проппа.

3 этап. Дети осуществляли пересказ сказки с помощью выложенных карт в определенной последовательности.

4 этап. Творческий. Дети самостоятельно придумывают сказку, изменяют сюжет.

Чтобы процесс развития речи проходил в форме игровой деятельности можно использовать квест-игру по той или иной сказке. В ходе прохождения различных станций с заданиями от тех или иных сказочных персонажей дети получают одну карту Проппа. После нахождения всех карточек дети могут восстановить последовательность событий в сказке путем пересказа и получить какой-нибудь «подарок» (ключ, картинку, открытку, фрагмент мультфильма и т.д.). Например, по сказке «Гуси-лебеди» дети играли в речевые игры, которые предлагали им выполнить печка, яблоньки, речка, искали карты Проппа и осуществляли пересказ сказки. Такая игра максимально способствовала развитию речевой активности, интереса к русским народным сказкам и творчества у детей.

Очень важно стимулировать собственное сочинительства у детей. Можно предложить использовать следующие задания для развития видов речевого творчества:

Пересказ сказки (Иногда встречаются очень длинные волшебные сказки с множеством событий, например «Василиса Премудрая»).

Проблемные вопросы (Например, в какой сказке используется эта карточка? Этот волшебный предмет?)

Игры (Угадай событие в сказке, например, в какой сказке есть погоня? Есть волшебный предмет? Или игра «Отбери карточки, которые встречаются в сказке «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

4. Сочинительство по картам Проппа (Измени концовку у сказки «Аленький цветочек»).

5. Рисование собственных карт.

6. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Было замечено, что карты Проппа помогают развивать речевое творчество, то есть самостоятельную деятельность детей по построению связных высказываний, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

В заключении хотелось бы отметить, что способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение, когда ребенку много читают сказок.

Итак, карты Проппа являются эффективным средством для развития связной речи, речевого творчества, воображения ребенка.

Список литературы

Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. -М.: Академия, 2005.

Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.

Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 2000. - С. 190-191.

Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1990. - С. 110-114.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 12.07.22 в 19:31 0Ответить Пожаловаться
Лилия Николаевна, спасибо, что познакомили с новой методикой. Очень хотелось бы увидеть карты Проппа и то, как они Вами используются.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.