Развитие речи детей с помощью пальчиковой гимнастики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №7 имени Героя Советского Союза
Сергея Николаевича Судейского»
(учебный корпус №1)
Развитие речи детей с помощью пальчиковой гимнастики
Учитель-логопед: Березина Г.И.
Хорошая и правильная речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей, но в последние годы наблюдается рост речевой патологии у детей. Причины этих речевых нарушений могут быть разные, вот некоторые из них.
По этим и другим причинам появляется все больше малышей, речь которых развивается с различными отклонениями от нормы. Что же необходимо делать в первую очередь, конечно, развивать пальчики, т.к. взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна очень давно. Еще наши бабушки и мамы играли со своими детьми «Ладушки», «Сорока…», и возможно, даже не осознавали, что занимаясь таким образом с малышами развивали мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры способствуют развитию межполушарного взаимодействия мозга. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы. Развивается речь, память, внимание, воображение, подготовка руки к письму, первые математические понятия. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Поэтому есть основания рассматривать кисти рук, как орган речи, такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона голоного мозга. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детских рук, тем ярче творческая стихия детского разума, тем ребенок умнее».
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
Работу по развитию мелкой моторики можно начинать с детьми в возрасте шести-семи месяцев. Как показывают наблюдения, 5-7 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. По мере взросления малыша речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются его двигательной активностью рук. Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов в рисовании, конструировании, письме и самообслуживании. Руки ребенка еще не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики. У детей, прошедших «школу» пальчиковых игр, лучше развивается мышление, память, внимание, воображение, графические навыки.
Малыши прекрасно усваивают пальчиковые игры. Занятия на моторику для детей разных возрастов имеют свои особенности. В любом случае, чем раньше вводятся игры с пальчиками, тем эффективнее идет развитие ребенка. Занятия, влияющие на развитие моторики рук, рекомендуется начинать еще на первом году жизни.
В возрасте от 3 до 6 месяцев игры с детьми носят характер легкого тактильного общения, поглаживание ладоней и пальчиков ребенка, потягиваний за сомкнутые вокруг пальца взрослого кулачки.
С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой фаланги.
С 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений применяются активные: катать шарики, между ладошками, рвать бумагу, заниматься конструированием из кубиков, собирать разные пирамидки.
С 1,5 лет активно используют более сложные пальчиковые игры-потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет-задания. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, собирать крупные пазлы. Полезно сжимать в реке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
С 3 до 5 лет ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки, играть с мозаикой, нанизывать крупные и мелкие бусинки. Уверенно держать карандаш, закрашивать и заштриховывать картинку не выходя за контур.
В 6 лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру, лепить.
В результате освоения всех упражнений, кисти рук и пальцы обретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Можно с полной уверенностью говорить о том, что пальчиковые игры являются необходимыми в дошкольном возрасте.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребенка.
Речь ребенка, которая сопровождается стихотворными строчками, становится более четкой, ритмичной, яркой.
Ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
В результате пальчиковых упражнений ребенок успешно овладевает школьными навыками при формировании почерка.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр
Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре. Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это подготовит ребенка к правильному выполнению упражнения и создаст эмоциональный настрой.
Упражнения следует выполнять взрослым вместе с ребенком, постепенно разучивая текст наизусть. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения рук, чтобы они приносили радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. Следует придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда нельзя принуждать детей выполнять те или иные пальчиковые игры, если дети испытывают затруднения в выполнении некоторых упражнений, то необходимо выполнять их поэтапно, постепенно с помощью взрослых.
Для пальчиковых игр можно использовать любые стихотворения и песенки, а также специальные упражнения со стихами по любым лексическим темам. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования, а польза то них весьма ощутимая и впечатляющая. Актуальность пальчиковых игр сохраняется в дошкольном возрасте. Начинать надо с самых простых пальчиковых игр, затем постепенно их усложнять. Вот некоторые из них.
Человечек | |
Глазки, бровки, ушки, щечки, носик, ротик, оборотик. Пальцы, ножки, огуречик, вот и вышел человечек | Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики к лицу и телу, рассказывая эту потешку |
Птенцы | |
Полетела птичка-мать малышам жуков искать, а птенцы сидят в гнезде, мамочку зовут весь день | Все время в такт словам хлопать в ладошки |
Замок | |
На дверях у нас замок. Кто открыть его бы смог? Постучали Покрутили Растянули и открыли | Сцепить пальцы рук, покачать «замком» из рук Пожать плечами Стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев Покрутить руками Расцепить руки и широко развести в стороны |
Веселые ладошки | |
Хлопают ладошки, хлопают немножко. Пальчики встречаются, Дружно обнимаются, А теперь погладим ручки мы немножко, Пляшут наши ручки, Пляшут под гармошку | Хлопки в ладошки. Соединяем пальчики попарно. Делаем «замочек» Попеременно поглаживаем ручки Делаем «фонарики» Как будто играем на гармошке |
Прилетайте птички | |
Молоточками стучим, Мы кормушки мастерим. Вот кормушка для щегла,
Вот кормушка для чижа. Сыплем зерна, сыплем крошки, Вы поклюйте-ка немножко Прилетайте, птички, дятлы и синички | Стучим кулачок о кулачок (сверху вниз) Показываем правую руку ладошкой вверх Показываем левую руку ладошкой вверх 1,2,3 пальцы собраны в щепотку Указательными пальчиками стучим по коленям Машем руками как крыльями |
Котята | |
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, Два ловких, Два длинных, Два хитрых, Два маленьких самых, И самых красивых. | Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу) Постукиваем большими пальчиками Указательными Средними Безымянными Мизинцами |
Зимние забавы | |
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп И спать пошли. | Хлопаем в ладоши Лепим ком обеими руками 1,2,3, собираем в щепотку Ладошки вперед, сверху вниз Руки кверху ладошкой, книзу ладошкой Отряхиваем ладошки Как будто ложкой едим Руки под щеку |
Осенние листья | |
Один, два, три, четыре, пять Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. | Дети загибают пальчики, начиная с большого Сжимают и разжимают кулачки Загибают пальчики, начиная с большого Шагают по столу средним и указательным пальцами |