Статья «Развитие речи старших дошкольников через разные виды деятельности»
21-й век - это эпоха компьютерных технологий. У детей, похоже, есть все для их развития: Компьютеры, телефоны, телевизоры, но по какой-то причине все больше и больше детей с нарушениями речи.
Наблюдая за детьми, приходишь к выводу, что в наше время, когда родители постоянно заняты, у них нет времени общаться с детьми. Но формирование речи ребенка происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и всестороннее обучение речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития дошкольника, а в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Владение родным языком, развитие речи является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речь - это инструмент развития высших отделов человеческой психики. Обучая ребенка родному языку, взрослые способствуют развитию его высшего интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Хорошая речь - это ключ к грамотности и успешному развитию. Известно, что дети с плохо развитой речью могут отставать по разным предметам. Развитие и развитие навыков обучения и языковых навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение знаний. Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду я решила развивать речь дошкольника, занимаясь различными видами деятельности, такими как: - игровая деятельность - одно из самых эффективных средств познавательного и речевого развития дошкольников. И если ребенок в ходе организованной образовательной деятельности получает знания, то во время игры у него есть возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с друзьями, найти единомышленников поинтересам. Определенные типы игр по-разному влияют на когнитивное иречевое развитие. Игры стимулируют речь и развитие личности детей.
Использование игр в детском саду и дома объединяет усилия взрослых для обеспечения успешного речевого развития ребенка;
- познавательная и исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или отказ от собственных представлений, что обогащает и стимулирует речевое развитие старших дошкольников;
- сценическая деятельность является прекрасным стимулом для развития и совершенствования речи, способствует развитию связной и грамматически правильной речи в сдержанной форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Немалое влияние на развитие речи имеет музыкальная деятельность.
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Пальчиковый театр - увлекательная дидактическая игра, которая:
-стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;
-развивает воображение, память, мышление, внимание;
- помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые
функции.
Игры - шнуровки, содействуют развитию:
-сенсомоторной координации;
- пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»
-творческих способностей.
Благодаря такому подходу дети более сознательно станут пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысится речевая активность, появится живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях. В процессе работы по развитию речи решаются и воспитательные задачи: дети стараются внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.