12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Татьяна Васильевна325
Я - музыкальный руководитель ДОУ с большим стажем работы. Профессию свою обожаю. Стремлюсь к постоянному поиску новых технологий. По жизни - оптимистка. В свободное время люблю читать классическую литературу, прессу, путешествовать по России.
Россия, Московская обл., Зарайск









                                                      Публикация на тему:

«Психогимнастика и развитие нравственности у дошкольников»





МАДОУ «Детский сад № 9

«Красная шапочка»

Московская область

г. Зарайск

Музыкальный руководитель:

Васильева Татьяна

Васильевна







Февраль 2021г.

В дошкольном возрасте закладываются основные аспекты нравственного воспитания детей. Ребёнок начинает понимать: где добро и зло, где беда и радость, понимание и равнодушие. Именно на основе этих понятий у него формируется определённая нравственная позиция. Важно, чтобы ребёнок у ребёнка развивались нравственные качества, и он придерживался определённым нормам и поведениям.

Возникает вопрос, а как развивать нравственные качества ребёнка. Как посеять в душе ребёнка ростки доброты и дать этим росткам развиваться и совершенствоваться?

Ребёнок — это как мягкий пластилин, а мы воспитатели в какой — то степени скульптуры. И от нас зависит, как мы слепим ребёнка, каким он будет. Наша задача формировать: позитивное отношение ребёнка к миру, к окружающим людям.

Нравственность — это, прежде всего норма, норма определённого поведения. Формирование нравственных качеств у ребёнка — это процесс длительный и постепенный. Ребёнок должен видеть, понимать, почему именно так надо поступать, а не иначе. Развивать нравственные качества у детей можно через беседу, художественную литературу, картин, занятий, игр, аудио и видео запись и.т. д.

В своей работе по формированию нравственных качеств большое внимание я уделяю психогимнастике, которая в этом случае играет важную роль. Она создаёт атмосферу, благодаря которой у ребёнка формируется нравственное поведение. Ребёнок начинает использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни. Дети непроизвольно начинают жалеть пчелу, учатся понимать, что добро всегда побеждает зло. Невозможно обойтись в этом мире без ласки и доброты, учатся говорить ласково с добротой с нежностью.

Использование психогимнастики в повседневной жизни решает сразу несколько задач:

установлению благоприятного микроклимата в детском коллективе;

-содействует благоприятному установлению аудиального и визуального контакта между детьми и взрослыми;

развивает познавательную активность детей;

содействует формированию нравственных позиций у детей;

формирует позитивное отношение к окружающему миру и людям.

Вначале ребёнок представляет, а затем уже использует полученные знания в повседневной жизни. Ребёнку, как бы дают попробовать, значит быть добрым, какие у него появляются чувства, ощущения. Важно добиваться, чтобы это были положительные эмоции, чтобы у ребёнка появилось желание снова почувствовать и ощутить эти чувства.

Взрослый, а это воспитатель или родитель является для ребёнка неким эталоном показа тех или иных действий, развития тех или иных качеств. Помните, что в большинстве случаев на развитие нравственных качеств ребёнка влияет нравственная позиция самого педагога.

В дошкольном возрасте закладываются основные аспекты нравственного воспитания детей. Ребёнок начинает понимать, где добро и зло, где беда и радость, сочувствие и равнодушие. Именно на основе этих понятий у него формируется определённая нравственная позиция. Важно, чтобы у ребёнка развивались нравственные качества и он придерживался определённых норм поведения.

Возникает вопрос: как развивать нравственные качества ребёнка? Как посеять в его душе ростки доброты и дать этим росткам развиваться и совершенствоваться?

Ребёнок-это мягкий пластилин, а мы в какой-то степени скульпторы, и от нас зависит, каким мы слепим ребёнка, каким он будет. Наша задача-формировать позитивное отношение ребёнка к миру, к окружающим людям.

Нравственность-это, прежде всего, норма определённого поведения. Формирование нравственных качеств у ребёнка-это процесс длительный и постепенный. Ребёнок должен видеть, понимать, почему именно так надо поступать, а не иначе. Развивать нравственные качества у детей можно через беседу, художественную литературу, картины, занятия, игры и т.д.

В работе по формированию нравственных качеств у детей большое внимание уделяю психогимнастике. Она создаёт такую атмосферу, благодаря которой у ребёнка формируется нравственное поведение. Дети начинают использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни: непроизвольно начинают жалеть пчелу, учится понимать, что добро побеждает зло, учатся говорить ласково, с добротой и нежностью.

Итак, для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает?

Задачи:

-развитие нравственных представлений, позитивного отношения к окружающему миру и людям.

-развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенсорных эталонов; 

-установление благоприятного микроклимата в детском коллективе, аудиального и визуального контакта между детьми и взрослыми

Так что же такое «Психогимнастика».

В данном конкретном случае понятием «психогимнастика» мы обозначаем систему этюдов («выразительных движений»), сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов. 
Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций.

Психогимнастика призвана в такой же степени решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению.

Уточним, где и как использовать психогимнастику.

1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

Вначале ребёнок представляет, а затем уже использует полученные знания в повседневной жизни. Ему как бы дают попробовать, что значит быть добрым, почувствовать, какие при этом появляются ощущения. Важно добиваться, чтобы это были положительные эмоции, чтобы у ребёнка появилось желание снова ощутить эти чувства.

Взрослый(воспитатель, родитель) является для ребёнка неким эталоном показа тех или иных действий, развития тех или иных качеств. Помните, что в большинстве случаев на развитие нравственных качеств ребёнка влияет нравственная позиция самого педагога.

Методика проведения.

Воспитатель показывает вначале образец, но после выполнения его детьми обязательно отмечает и поощряет образные находки детей, даже случайные 
Произносится текст и показываются (одновременно) действия.
Повторение текста. Дети в этот же момент выполняют самостоятельно движения без показа педагога.
После выполнения хвалит самые лучшие, интересные образы, созданные детьми.

Комплексы психогимнастики.

«Мама»

Произносится слово «мама»:

-с нежностью в голосе;

-с лаской;

-с теплотой;

-с благодарностью;

-с любовью.

Дети по очереди произносят слова «мама», меняя интонацию.


«Пожалеем пчелу»

Представьте, что к нам в группу прилетела пчела. Она жужжит. Покажите, как жужжит пчела. (Дети произносят ж-ж-ж). Она очень зла и хочет кого-то укусить. Покажите, как злится пчела. (Дети изображают злую пчелу.) Вот пчела села к вам на ладошку. (Дети протягивают ладошку.) Давайте пожалеем пчелу, погладим её. (Дети гладят ладошку.) Улыбнитесь пчеле. (Дети улыбаются.)Смотрите, пчела улетает..(Дети смотрят вдаль.) Давайте помашем пчеле. (Дети машут.)

«Доброта, нежность и ласка»

Доброта прилетела к нам и села на кончик носа. (Дети трогают кончик носа.) Доброта сказала: «Улыбайтесь, всему миру улыбайтесь». (Дети улыбаются.) Нежность прилетела, обняла нас за плечи (дети гладят плечи) и сказала: «Дорожите друг другом». Ласка прилетела, обняла всё тело (дети обнимают себя) и сказала: «Любите друг друга».

«Кукла заболела»

Заболела кукла Маша (показать куклу). Голова у неё болит. (Дети дотрагиваются до лба.) Носик у неё не дышит. (Дети вдыхают носом воздух.) Надо лечить Машу. Выпей Маша таблетку. Покажите Маше. Как пить таблетку. (Дети пьют воображаемую таблетку.) Полощи, Маша, горло. (Дети «полощут» горло.) Выздоровела Маша! (Дети улыбаются.) Голова у неё не болит. (Дети гладят себя по голове.) Носик дышит. (Дети делают вдох.)Теперь можно Маше идти гулять. (Дети встают и идут.)

«Мой ротик»

Сейчас я буду называть действия, а вы показывайте эти действия, но ничего не говорите.

-Мой ротик молчит.

Дети сжимают губы.

-Мой ротик говорит.

Дети имитируют губами разговор.

-Мой ротик поёт.

Дети изображают пение.

-Мой ротик кричит.

Дети изображают крик.

-Мой ротик улыбается.

Дети улыбаются.

Психогимнастика может и должна выступать и как самостоятельный, самодостаточный вид деятельности. Лучше всего подгруппами, а с детьми, у которых вялые эмоции — индивидуально. Ее можно планировать и «по факту», по ситуации.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.