Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями в условиях группы продленного дня

2
0
Материал опубликован 23 September 2019





Методическая разработка


РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В УСЛОВИЯХ 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ













СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3


Глава I. Коррекционно - развивающая работа с детьми

с особыми образовательными потребностями 6

§ 1.1. Психолого-педагогические особенности детей

подросткового возраста 6

§ 1.2. Роль трудового обучения в работе с детьми

с особыми образовательными потребностями 12

Глава II. Развитие трудовых навыков у детей с особыми

образовательными потребностями

в муниципальном образовательном учреждении

Болтинской средней общеобразовательной школы 16


§ 2.1.Трудовое обучение в коррекционно-воспитательной работе 16


§ 2.2. Методическое обеспечение образовательного процесса

по развитию трудовых навыков

в условиях группы продленного дня 18


Заключение 24


Список литературы 25


Приложение 27
















ВВЕДЕНИЕ


Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число детей с отклонениями в психическом развитии.

Основной причиной такого поведения, по мнению большинства исследователей Т.А. Власовой, И.Ф. Марковскаой, М. Н. Фишман и других являются слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родах, а также раннем периоде жизни ребенка.

В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в течение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии [14].

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Особенно большие трудности дети испытывают при необходимости включать один и тот же объект в разные системы обобщений, отражающие сложные и многообразные взаимоотношения между явлениями реальной действительности.

При проведении операции классификации основная трудность для детей связана с тем, что они не могут мысленно совместить два и более признака предмета или явления. Но такая деятельность может быть довольно успешной при возможности практической деятельности с объектами классификации.

Дети испытывают трудности при выполнении задания, содержащего несколько инструкций: обычно они не осмысливают задание в целом, часто нарушают последовательность в работе, затрудняются в переключении с одного приема на другой. Некоторые инструкции дети вообще не выполняют, а правильности выполнения других может мешать наличие соседних инструкций. Но те же самые инструкции, представленные по отдельности, обычно не вызывают затруднений.

Для учебной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями характерно то, что один и тот же ученик, выполняя задание, может действовать как правильно, так и неправильно. Подобное сочетание правильного выполнения задания с ошибочным может свидетельствовать о том, что учащиеся временно теряют инструкцию из-за усложненных условий работы. Недостаточность регулирующей функции речи проявляется в затруднениях детей при словесном обозначении совершаемых действий, в предложенных речевых инструкциях. В словесных отчетах детей о проделанной работе обычно нет четкого обозначения последовательности произведенных действий, и в то же время часто содержится описание второстепенных, малозначимых моментов [14].

Проблемы детей с особыми образовательными потребностями чрезвычайно сложны. Каждая проблема существует в нескольких измерениях и выступает как совокупность условий внешней среды.

Последнее время все больше внимания стало уделяться содержанию обучения, воспитания и развития детей как в условиях интернатного обучения, так и в условиях группы продленного дня общеобразовательных школ. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями длительное время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении системой знаний, умений, навыков. Именно они по исследованиям Т. А. Власовой, К. С. Лебединской,

М. С. Певзнер, Е. С. Иванова, Ю. Г. Демьянова, И. Ф. Марковской нуждаются в коррекционно - развивающей помощи, которая должна осуществляться на всех видах занятий и типах уроков.

В школах VIII вида значимое место занимают предметы, несущие образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Среди таких предметов важное место занимает – труд.

По нашему мнению, на занятиях в группе продленного общеобразовательной школы для учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида по трудовому воспитанию созданы наиболее благоприятные условия для исправления этих недостатков у детей с особыми образовательными потребностями. На таких занятиях у детей развиваются мыслительные процессы, решаются задачи нравственного, эстетического и физического воспитания.

В настоящее время режим работы группы продленного дня заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. Дети с особыми образовательными потребностями, посещая группу продленного дня, не только выполняют домашние задания, но и развивают личностные качества, приобретают навыки общения. Многие дети воспитываются в неполных семьях. Часто родители не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть времени заняты на работе. Поэтому, как нам кажется, огромную роль играет посещение детьми группы продленного дня. Необходимость посещения заключается в том, что дети защищены от социальных нагрузок, эмоциональных стрессов, не чувствуют себя «забытыми». Детям с особыми образовательными потребностями необходимо посещение таких групп, так как они учатся организовывать себя после уроков, оберегаются от прямых и агрессивных асоциальных явлений.

В группе продленного дня дети могут реализовать себя в играх, творческих занятиях, свободном общении со сверстниками. Работая в группе продленного дня, мы стараемся создать ребенку все условия, чтобы он развивался физически и психологически для дальнейшей жизни. Этого можно достичь только совместными усилиями учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, и конечно воспитателя группы продленного дня, работающего с этими детьми.

Целью нашей работы является разработка программы по развитию трудовых навыков для детей с особыми образовательными потребностями в группе продленного дня.

С учетом поставленной цели мы выдвигаем следующие задачи:

    изучить психолого-педагогическую литературу;

    выявить основные психолого-педагогические и личностные особенности детей с ограниченными образовательными потребностями, посещающих группу продленного дня;

    представить программу по развитию трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями;

Организация работы по развитию трудовых навыков у учащихся с ограниченными образовательными потребностями в практике работы педагогов общеобразовательных школ, по нашему мнению, продолжает оставаться актуальной темой.

Нами проанализирована нормативно - правовая, справочная литература,

авторские программы. Практическая апробация методических материалов проводилась на базе муниципального общеобразовательного учреждения Болтинской средней общеобразовательной школы в период 2005-2008гг.

Наработанный опыт представлен в данной методической разработке.



























ГЛАВА I.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

с особыми образовательными потребностями


§ 1.1. Психолого-педагогические особенности детей

подросткового возраста


В большинстве публикаций развитие учащихся с особыми образовательными потребностями не рассматривается как самостоятельный дидактический принцип, этот вопрос обсуждается в связи с коррекционными задачами обучения. Во многих учебно-методических работах, адресованных учителям школ, в качестве специфической целевой установки обучения выделяется не развитие ребёнка, а коррекция его недостатков[26].

Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе

Л.В.Занкова «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят результат в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников».

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание коррекционно – развивающей работы, осуществляемой в образовательных учреждениях разного типа (в том числе и в центрах, оказывающим помощь семье и детям).

Под коррекционно – развивающей работой принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.

Коррекционно - развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Такая работа с детьми с особыми образовательными потребностями опирается на следующие принципы:

    Гуманизма – вера в возможности ребенка.

    Системности – ребенок как целостность развивающего субъекта.

    Реалистичности – учет реальных возможностей ребенка.

    Деятельностного подхода – ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

Основополагающим для нас является принцип гуманизма.

Применение этого принципа требует творческого подхода. Реализация подхода предполагает поиск позитивного начала – преодоление возникших трудностей, проблем.

Принцип системного подхода предполагает понимание человека как целостной системы. Он эффективен в поведении и развитии человека, требует изучение подсистем, взаимосвязей человека. При организации работы необходимо опираться на силы и возможности ребенка.

Целостный подход предлагает анализ связей, отношений не только внутри системы (внутренний мир человека), но и вне его.

Принцип реалистичности предполагает, прежде всего учет реальных возможностей и ситуаций. Работая с таким ребенком, важно понять и принять его таким, какой он есть.

Под принципом деятельностного подхода мы понимаем вид коррекционной работы, направленный на формирование и развитие личности ребенка [8].

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в школе, необходимо связать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы в школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее образование, триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития, усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта [8].

Коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков, в процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение социального опыта. В процессе коррекционной работы у детей развиваются умственная, физическая, нравственная способности, а также способность организовывать и регулировать свою деятельность и навыки социально – трудовой ориентировки.

И так, исходя из концепции специального образования, можно сделать вывод, что:

    коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное

положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в школе;

    коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей

общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников;

    по объёму и значимости коррекционно-педагогического процесса

в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование;

    коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный

выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Среда выступает для коррекционно-педагогического процесса не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально – трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

В теории и практике обучения детей с особыми образовательными потребностями часто можно встретиться с мнением, что коррекция определяется как способ компенсации дефекта. Поскольку мы говорим о становлении личности в результате общего и специального образования, то коррекционно-педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так как вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней.

Коррекционная работа непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка.

Разработка адекватной системы трудового обучения и воспитания детей

с особыми образовательными потребностями имеет большое теоретическое и практическое значение.

Цели и задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания этих детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с особыми образовательными потребностями эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Мы предполагаем, что решением коррекционно-воспитательной работы

с такими детьми, может быть их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.

Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

    раннее начало коррекционной работы;

    благоприятная семейная обстановка и тесная связь образовательного учреждения с семьёй;

    применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей и целям их воспитания;

    работа с детьми школьного возраста должна быть направлена на трудовую деятельность, игры, привитие навыков самообслуживания и целенаправленности действий.

Применение адекватных программ и методов обучения детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимым является трудовое обучение, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний на практику и возникает возможность применения их для решения новых задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и на ведущую деятельность данного возрастного периода.

Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

Коррекция развития детей осуществляется преимущественно в условиях деятельности. Основным методом обучения должна стать организация активной постоянной предметно – практической деятельности на уроках трудового обучения. В предметно – практической деятельности дети могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения [1].

Часто у детей с особыми образовательными потребностями можно наблюдать

негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное, психическое беспокойство.

Необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности.

Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы психолого-медико-педагогических работников.

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей. Здесь всё дано в наглядном легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Большое значение в определении трудовых возможностей ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

К задачами трудового воспитания относятся:

    обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом самообслуживании;

    выработка положительного отношения к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении, умение выполнять несложные виды этого труда;

    формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской;

    выработка твердых навыков выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;

По индивидуальным возможностям научить каждого переключаться

с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно.

Соответствующая трудовая подготовка детей с особыми образовательными потребностями должна дать возможность ученикам после окончания обучения обеспечивать себя, жить в коллективе, социально адаптироваться в обществе.

В настоящее время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые тенденции в развитии специальной педагогики. При этом надо обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную озабоченность специалистов, занимающихся проблемами детей с особыми образовательными потребностями: Т. А. Власова, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, Е. С. Иванова [3].

По нашему мнению основными направлениями трудовой деятельности могут быть:

    оздоровительная коррекция;

    психическая коррекция;

    физическая коррекция;

    занимательный (ручной) и самообслуживающий труд;

    эстетическое образование и воспитание;

    знакомство с живым миром;

    развитие связной коммуникативной речи, логопедическая коррекция.

Дети с особыми образовательными потребностями уже в раннем возрасте отстают от нормально развивающихся сверстников в развитии. В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незаметны или малозаметны

для окружающих в школьном возрасте становятся более яркими. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов - внимания, восприятия, памяти, мышления.

Вследствие нарушений моторики, неумения осмыслить логику бытовых действий дети с трудом и в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся сверстники, овладевают навыками самообслуживания.

Ярко проявляются и нарушения в познавательной сфере. На первый план выступает нарушение внимания: детям трудно собраться, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность. Их чаще привлекают яркие, красочные предметы и игрушки, но и к ним они быстро теряют интерес. Такие дети не овладевают или овладевают в недостаточной степени персептивными действиями - рассматриванием, ощупыванием, выслушиванием.

Резко проявляются и нарушения памяти, особенно трудны для запоминания инструкции, в которых отражена последовательность выполнения действий.

Ведущей формой мышления являются наглядно- действенное, хотя и оно не достигает того уровня развития, который характерен для нормально развивающихся сверстников. У детей, не получивших, специальной коррекционно-педагогической помощи, фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач, отсутствует готовность к учебной деятельности.

Дети могут отставать от нормально развивающихся сверстников в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки. У многих нарушена осанка, отсутствуют пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированы. В отношении силы, быстроты и выносливости они заметно уступают нормально развивающимся сверстникам. Им довольно трудно сохранять рабочую позу в течение урока, они быстро утомляются, у них снижена работоспособность. Своеобразие психомоторики у детей этой категории состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности у них может сочетаться с резким недоразвитием более простых форм [18].

Важным условием успешной учебной деятельности является внимание. У таких детей оно характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, неустойчивостью, быстрой и легкой отвлекаемостью, рассеянностью. На уроке, занятии такой ребенок может показаться внимательным учеником, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя, воспитателя. Восприятие у категории таких детей также имеет определенные особенности. Прежде всего, его скорость заметно снижена: для того, чтобы узнать предмет или явление, им требуется заметно больше времени, чем нормально развивающимся сверстникам.

У таких детей уменьшен и объем восприятия - одновременного восприятия группы предметов. Подобная узость восприятия затрудняет овладение чтением, работу с многозначными числами.

Значительно нарушены пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение учебных предметов математики, географии, истории.

В исследованиях Л.В.Занкова, Х.С.Замского, Б.И.Пинского выявлены качественные особенности памяти детей данной категории. Отмечено, что у них страдает произвольное и непроизвольное запоминание. Особые трудности представляет заучивание результатов табличного умножения и деления. Самостоятельно овладеть приемами осмысленного запоминания они не могут, поэтому на педагогов ложится задача их формирования. Такие дети быстро забывают знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме.

У большинства детей этой категории отмечаются нарушения мышления, речевого развития, при этом страдают компоненты: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

Мышление таких детей характеризуется тугоподвижностью, косностью. Такие школьники не умеют переносить полученные знания в новые условия.

Одной из существенных особенностей таких школьников является нарушение ориентировочной основы действия. Поставленную задачу они выполняют без предварительной ориентировки, без должного анализа содержащихся в ней требований.

Эмоции детей недостаточно дифференцированы, переживания примитивны. Дети испытывают либо удовольствие, либо неудовольствие, а дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти не наблюдается. Их реакции зачастую не адекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира. У них проявляются чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам, у других - чрезмерная легкость, поверхностная реакций на серьезные жизненные события, быстрые переходы от одного настроения к другому.

Одним из компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка. Для подростков характерна неадекватная самооценка, что проявляется в неправильной оценке собственных возможностей, в неспособности критически оценивать свои поступки. Им свойственна как завышенная, так и заниженная самооценка.

У детей с особыми образовательными потребностями нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели. При неблагоприятных условиях жизни возникают трудности в поведении, в установлении нравственного отношения с окружающими.

Таким образом, исследования и практика работы с такой категорией детей показывают, что своевременное оказание подросткам коррекционно-педагогической помощи приводит к значительному повышению уровня развития и определенной адаптации в окружающем их предметном и социальном мире.

§ 1.2. Роль трудового обучения в работе с детьми

с особыми образовательными потребностями


Под трудовой деятельностью понимается осмысленная работа человека для достижения сознательно поставленной цели. Она всегда осуществляется

по определенному заданию с целью получения продукта для удовлетворения личных и общественных потребностей. Трудовая деятельность является условием существования человеческого общества.

Труд учащихся, соединяемый с образованием, является не только средством подготовки к практической деятельности, но и средством формирования личности. Он способствует как физическому, так и умственному развитию учащихся. В процессе выполнения трудовых заданий знания школьников конкретизируется, и уточняются, формируется умение применять их

в практической деятельности.

Труд является составной частью воспитания. Занятия по трудовому обучению в группе продленного дня создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с особыми образовательными потребностями в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на таких занятиях объясняется, прежде всего, тем, что

в решении трудовой задачи учащиеся действует в соответствии со своими желаниями и планами, а не только выполняют волю педагога.

Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников, а также влияет на дальнейшую судьбу учащихся. На занятиях по трудовому обучению мы должны обеспечить наилучшие условия для коррекции психофизических недостатков, для развития познавательных возможностей у детей с особыми образовательными потребностями. Для этого необходимо у учащихся формировать первоначальные умственные действия в труде - умение определять свойства и качество материалов, изделий, инструментов, сравнить качество изготовленных изделий

с образцом. На этой основе делать простые обобщения, умение ответить

на поставленный вопрос, дать отчет о поэтапном выполнении работы

в соответствии с планом учителя, с предметно- технологической картой, руководствоваться инструкцией, самостоятельно определить последовательность производственных операций.

Коррекционно-воспитательная направленность занятий в группе продленного дня предполагает не только коррекцию недостатков познавательной деятельности ребенка, но и воспитания социальных качеств личности, необходимых в трудовой деятельности, а именно: стойкий интерес к труду, отношение к общественной собственности, положительные жизненные эмоции, умение работать в коллективе.

Кроме того, дети приучаются к точности, аккуратности, понимают культуру труда. Чтобы поднять социальную ценность аномального ребенка, необходимо его научить самостоятельно учиться активировать его умственные способности. Уже с первых шагов трудового обучения следует проводить работу по развитию навыков самостоятельной работы [12].

Содержание и объем самостоятельных занятий трудом в школе определяется необходимостью дать детям подготовку к будущему овладение профессией. Эта подготовка складывается из воспитания привычек и навыков культуры труда, первоначальных организованных умений в труде, (оборудовании рабочего места, поддерживание на нем определенного порядка, умение довести работу до конца); аккуратного и бережного отношения к материалам, инструментам, труда; выполнения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, обучение элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами; умение пользоваться простейшими измерительными инструментами.

В результате полученные первоначально элементарные знания, умения, навыки будут расширяться упрочиваться, а сами дети становиться все более самостоятельными.

Мы предполагаем, что такие занятия по трудовому обучению, охватывают широкий круг знаний, умений и навыков, корректирующих недостатки психофизического развития школьников, положительно влияют на всестороннее развитие и их подготовку к профессиональному обучению.

Уроки труда и кружковые занятия нельзя рассматривать как деятельность, направленную на достижение только внешних результатов - учить детей изготовлять отдельные изделия, вырабатывать определенную сумму знаний, умений и навыков по труду. Наглядно-практический характер таких занятий, способствует развитию их личностных качеств. При организации работы группы продленного дня необходимо продумывать построение занятий по развитию трудовых навыков, с тем, чтобы обеспечить наилучшие условия для всестороннего развития ребенка.

Принцип коррекционно-воспитывающего обучения выражается

в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребенка.

Коррекционно-воспитательный характер обучения предполагает также развитие эмоционально-волевой сферы детей, формирование социальных качеств необходимых для социально-трудовой адаптации.

Правильный подбор объектов работы, их эстетическое оформление способствуют воспитанию у детей культуры труда, побуждение к трудовой деятельности, воспитывают умение отличать по настоящему красивое

от безвкусицы и украшательства.

Трудовое воспитание при обучении учащихся осуществляется:

    в кабинете труда;

    на занятиях в группе продленного дня;

    на пришкольном участке;

    в уголке живой природы;

    при выполнении домашних заданий;

    при изготовлении изделий.

Ребенок последовательно по намеченному плану решает целую серию трудных для него интересных и посильных технических задач. Это предъявляет повышению требования мыслительным способностям ребенка. Он вынужден напряженно думать над тем, что и как нужно делать. При этом от ребенка требуется проявить инициативу, настойчивость и сообразительность, учащиеся усваивают разнообразные задания об инструментах и материалах.

Таким образом, трудовая деятельность:

    стимулирует и развивает психические процессы;

    формирует элементы самообслуживания, хозяйственно- бытового труда;

    знакомит с профессиями и в целом формирует представления о труде;

    формирует умения трудиться в коллективе, участвовать в совместной деятельности.

В трудовой деятельности ребенок имеет дело с различными материалами, требующими значительных усилий при обработке. Работа по дереву многообразие операций при изготовлении технических игрушек требуют участия почти всей скелетной мускулатуры. Длительная системная тренировки содействует ее развитию повышению общей работоспособности и физической выносливости ребенка. Руки ребенка в результате упражнений становятся более сильными, послушными и ловкими.

Разностороннее трудовое обучение имеет большое значение для умственного и физического развития учащихся. В процессе трудовой деятельности развиваются и уточняются зрительные представления детей. Их зрительная память вырабатывает глазомер, развивает элементарные пространственные объектные представления столь необходимые для успешного освоения, программного материала учебным предметам и для практической подготовки учащихся к трудовой деятельности.

Говоря о значении труда для разностороннего развития детей, необходимо отметить его роль в формировании их устной речи. На уроках и занятиях по труду у детей возникает потребность выразить свои мысли, догадки, предложения.

Трудовое обучение в школе - это не просто один из предметов школьного курса, его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше.

Важнейшие результаты трудового воспитания, внутренняя убежденность учащихся в том, что труд основа жизни человеческого общества и священная обязанность каждого.

Трудовое обучение оказывает большое влияние на физическое развитие учащихся, а эстетическое воспитание в трудовом обучении заключается в формировании у школьников умения воспринимать человеческие взаимоотношения.

Воспитывая у детей элементарные трудовые навыки, мы воспитываем и уважение к любому виду труда. Дети должны уважительно относиться к труду уборщицы, работнику банка и к другим профессиям.

Рассматривая задачи воспитания нужно отметить, что воспитывает не только сам труд, но и общественные отношения в которых осуществляется трудовая деятельность учащихся.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что трудовое обучение школьников с ограниченными образовательными способностями является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы.








ГЛАВА II.

Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями в муниципальном образовательном учреждении Болтинской средней общеобразовательной школе

Рыбинского муниципального района

§ 2.1. Трудовое обучение в коррекционно-воспитательной работе

Для детей с особыми образовательными потребностями

в общеобразовательных школах создаются классы – группы коррекционно-развивающего обучения. Они создаются и для детей с трудностями в обучении, направляемых по рекомендациям и заключениям психолого-медико-педагогических консультаций. Система коррекционно - развивающего обучения - это форма дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации в школе. Реализуя дифференцированный подход, система такого обучения создает условия для интеграции детей с задержкой психического развития в среду школы. Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе, индивидуально выстроено на каждого ребенка, направлено на обеспечение усвоения знаний, общее развитие учащихся. Результативность работы достигается в условиях комплексного подхода к проблемам ребенка. В своей работе мы исходим из особенностей и своеобразия развития детей с трудностями

в обучении.

В муниципальном образовательном учреждении Болтинской средней общеобразовательной школе Рыбинского муниципального района тоже существуют классы, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Как правило, они имеют целый ряд трудностей в обучении, нарушения в развитии. В силу особенностей психофизического развития детей

с проблемным развитием любая учебная перегрузка может принести вред, вызвать отрицательное отношение к учению. Так, при слишком высоком темпе школьники торопятся, нервничают, работают кое-как, не выдержав напряжение, выключаются из работы.

Одно из основных мест в системе коррекционно – развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями, на наш взгляд, занимает логопедическая работа. В нашей школе с такими детьми работает логопед. Это обусловлено тем, что нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. У большинства детей часто выявляются отклонения в звуковой стороне речи.

При логопедическом обследовании у школьников выявляются также нарушения подвижности речевой моторики, такие как неточность, недостаточный объем мышц языка, трудности удержания определенной позы, переключения органов артикуляции с одного положения на другое. Особенности речи детей,

с особыми образовательными потребностями проявляются в недостаточном развитии лексико-грамматического строя речи. Недоразвитие словарного запаса связано с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире. Исследования логопеда подчеркивают, что основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети затрудняются пересказать небольшой текст. Недостатки устной речи проявляются и в дальнейшем. Также большие трудности вызывает у детей и применение орфографических правил. Занятия учитель – логопед проводит систематически, как индивидуально, так и в группах. Занятия проводятся во внеурочное время, с учетом режима работы школы и группы продленного дня.

По нашему мнению работа логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями заключается в своевременном предупреждении и преодолении трудностей, которые возникают у детей не только в развитии речевых особенностей, но и мелкой моторики руки. В свою очередь занятия по трудовому воспитанию в группе продленного дня является неотъемлемой частью взаимосвязи логопедической и коррекционной работы.

Таким образом, работа учителя- логопеда и воспитателя группы продленного дня строится в системе коррекционно - развивающего обучения, как своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи, способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации. Учащиеся неодинаково успешно овладевают рабочими приёмами. Большинство из них затрудняются осознавать действия и их результаты.

Мы предполагаем, что через занятия по трудовому обучению, можно решить и эту проблему. Развивающее значение занятий по трудовому обучению на наш взгляд значительно. Выполнение трудового задания всегда стимулирует проявление творческих задатков, потенциальных возможностей ребенка, снимает состояние заторможенности, дети приучаются работать самостоятельно.

Применение специальной системы для выработки у учащихся самостоятельности на занятиях в группе продленного дня, обеспечивает более высокий уровень подготовки их к дальнейшему трудовому обучению.

Общая задача состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения, на развитие трудовых возможностей учащихся.

Благодаря обучению труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках в практике.

Коррекционно-воспитательная направленность наших занятий по трудовому обучению предполагает не только коррекцию недостатков познавательной деятельности ребенка с проблемным развитием, но и воспитание социальных качеств личности, необходимых в трудовой деятельности, а именно: стойкий интерес к труду, положительные жизненные эмоции, умение работать

в коллективе. Содержание и объем самостоятельных занятий по трудовому воспитанию в группе продленного дня определяется необходимостью

к подготовке овладению профессиями.

Занятия по трудовому обучению предполагают не только коррекцию недостатков познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями и формирование положительных качеств личности, но и способствует выработке таких трудовых умений, которые упражняют всю систему анализаторов ребенка. Кроме того, организованный труд дает возможность развивать двигательные трудовые умения самого разнообразного характера и укрепления сердечно-сосудистой системы, улучшает постановку правильного дыхания, помогает преодолевать различные нарушения в моторно-двигательной сфере ребенка.  На каждом занятии подчеркивается общественная значимость труда, его практическая направленность. Это воспитывает ответственность за выполняемое изделие. Продумывать отбор объектов труда

с учетом использования труда и различных побочных материалов (спичечные коробки, катушки); практическое применение поделок будет способствовать воспитанию экономного и рационального использования основного материала. Также проводить специальную работу, учитывающую недостатки физического развития детей с особыми образовательными потребностями, направленную

на развитие дифференцированных движений кисти и пальцев рук - моторики. При необходимости умело заменить трудные виды работы более легкими, чередуя труд и отдых, приучая детей к длительной концентрации внимания на одном предмете.

Таким образом, трудовому обучению учащихся с ограниченными возможностями в Болтинской школе отведена одна из ведущих ролей.


§ 2.2. Методическое обеспечение образовательного процесса

по развитию трудовых навыков в условиях группы продленного дня


Система оказания специальной психологической помощи детям с особыми образовательными потребностями показывает, что при всем многообразии различных разработок для работы с такими детьми, нет определенного перечня позиций. Коррекционно - развивающая работа с детьми является высокоцелевым творческим видом деятельности. На основе проанализированных литературно-информационных источников, результатов исследования детей логопедом, наших собственных исследований нами разработана программа по развитию трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционно - развивающаяся программа по трудовому обучению включает в себя: общую характеристику программы, цель и задачи, план и содержание программы занятий, форма проведения занятий, эффективность использования программы.


Пояснительная записка

Данная программа разработана для развития трудовых навыков у детей

с особыми образовательными потребностями на занятиях в группе продленного дня.

Содержание программы базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках технологии. Программа углубляет и расширяет знания учащихся, что позволяет:

    привлечь учащихся к трудовому обучению на занятиях в группе продленного дня и совместному выполнению поделок из различных материалов;

    повысить уровень развития трудовых навыков на занятиях и использование их в быту;

    способствует формированию у детей навыков самоконтроля, возможности выполнять разные виды работ;

    познакомить детей с различными видами профессий.

На основе данных теории и результатов диагностики, разработано содержание программы по развитию трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями.

Задачами трудового воспитания и обучения в школе являются:

    привитие любви к труду;

    уважение к людям труда;

    ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

    формирование у них в процессе учебы и общественно- полезной работы, трудовых навыков и умений;

    побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания на уроках и во внеклассной работе.

Учащиеся выполняют различные виды работ: оригами; конструирование

из бумаги, изготовление поделок из природного материала, проволоки, ткани. Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование, которые расширяют знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах. Создавая те или иные изделия, дети знакомятся

с различными профессиями, людьми труда, что важно для профессиональной ориентации. Программой предусмотрен обширный перечень работ

для выполнения, во внеурочных занятиях, где имеется простор для развития индивидуальных способностей учащихся.

Для коррекции используются разнообразные методические пути:

    использование наглядного материала;

    блок- схемы;

    таблицы;

    памятки;

    индивидуальный подход

От содержания учебного материала зависит возможность использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Они избираются с учетом особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.


Цель и задачи программы

Цель программы: формирование трудовых навыков и социализация учащихся с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

    совершенствовать трудовые навыки учащихся;

    развивать творческие способности, наблюдательность;

    познакомить детей с различными видами профессий.

Форма проведения занятий

Основными формами работы являются коррекционно - развивающие занятия

в группе продленного дня, беседы, экскурсии.

Форма контроля

    промежуточный контроль;

    итоговый контроль;

Оценивание результатов

Результаты оцениваются по рейтингу лучших работ.

Тематическое планирование

Весь материал разбит на 3 блока (оригами, конструирование, поделки

из природного материала). Определено время проведения каждого занятия.

Тематическое планирование


Тема занятий

Время проведения (по месяцам)

Дидактический материал. Оборудование

Примечание

(вид занятия: беседа, практическое занятие)

I

Оригами




1

Знакомство с историей бумаги. Сведения о производстве бумаги.

Сентябрь

Образцы видов бумаги

Беседа

2

Изучение строения, направления волокон, различных свойств бумаги.

Октябрь

Образцы видов бумаги

Беседа

3

Изготовление разных вариантов шапочек из бумаги.

Октябрь

Образцы вариантов изгот. головных уборов, образцы бумаги

Складывание из бумаги разных вариантов головных уборов

4

Изготовление изделий в технике оригами


Ноябрь

Образцы изделия, предменто-технологическая карта изготовления

Выполнение поделок из бумаги в технике кирикоми.

5

Изготовление цветов в технике оригами


Март

Рисунки цветов, образцы цветов выполн. по технике оригами

Изготовление фигурок цветов

6

Изготовление поделок способами складывания по спирали


Сентябрь

Фотографии, репродукции, образцы изделий выполн. путем складывания по спирали, карта изготовления

Выполнение панно с использованием приема складывания

по спирали

7

Изготовление животных: кенгуру, жирафа, тюленя, мыши, поросенка


Февраль

Образцы изделий, карта изготовления, фигурки животных, исп. музыки из мультфильмов про животных

Выполнение поделок из бумаги

8

Изготовление птиц: попугая, лебедя, голубя


Октябрь

Образцы изделий, карта изготовления фигурок птиц, исп. музыки из мультфильмов про птиц

Выполнение поделок из бумаги

9

Поделки для сыпучих и мелких материалов: сумочки, коробочка, кошелек (3 способа сложения)


Апрель

Образцы изделий, карта изготовления

Выполнение поделок из бумаги

II

Художественное конструирование из бумаги




10

Изготовление рамок для художественных работ

Март

Образцы рамок, чертежи, карта изготовления

Выполнение рамки из бумаги

11

Изготовление композиции из бумаги

Сентябрь

Фотографии, репродукции, образцы изделий

Изготовление композиций из плотной бумаги по представлению

12

Приемы работы с фольгой

Январь

Образцы фольги, изделий, карта изготовления

Изготовление фигуры человека по представлению

13-15




Изготовление новогодних поделок

(3 занятия)

Декабря

Образцы новогодних композиций, сувениров, поделок. Работа под музыку на новогоднюю тематику

Выполнение поделок в разных видах по представлению




Техническое конструирование




16


Изготовление водонапорной башни

Октябрь

Образец репродукций

Беседа, изготовление башни из бумаги

17


Изготовление беседки из бумаги

Январь

Образцы готовых изделий, репродукции картин

Рассказ воспитателя, выполнение работ

18


Изготовление лодки с парусом

Май

Образцы готовых изделий, репродукции картин

Рассказ воспитателя, выполнение работ


Конструирование из геометрических фигур




19

Изготовление машин из фигур

Декабрь

Образец репродукций, использование наглядного материала

Выполнение машин по представлению

20


Силуэтные модели

Май

Образец репродукций, использование наглядного материала

Выполнение силуэтных моделей по представлению

III


Поделки из природного материала




21


Знакомство об основных инструментах при работе.

Октябрь

Наглядный показ инструментов

Беседа, чтение сказок

22

Изготовление поделок из шишек


Январь

Пластилин, природный материал, репродукции поделок

Выполнение поделок

23

Изготовление поделок из желудей


Сентябрь

Пластилин, природный материал, репродукции поделок

Выполнение поделок

24

Изготовление поделок из древесной стружки


Ноябрь

Репродукции, образцы поделок

Выполнение композиций по представлению

25-26

Изготовление поделок из кожи

(2 занятия)


Апрель

Образцы изделий из кожи, образцы кожи

Выполнение поделок

27

Аппликация из ткани и засушенных листьев


Ноябрь

Образцы ткани, засушенных листьев, образцы аппликаций готовых изделий

Выполнение панно из природных материалов и ткани по представлению

28

Аппликация из оболочек лука и чеснока


Апрель

Образцы аппликаций из оболочки лука, чеснока, цветной бумаги, картона

Выполнение панно из природных материалов и ткани по представлению

29-30

Изготовление поделок из бересты (2 занятия)


Март

Образцы бересты, изделий из бересты, репродукции готовых изделий из бересты

Изготовление изделий по образцу

31-32

Изготовление поделок из веточек (срезы веток)

Февраль

Образцы изготовления, репродукции, готовые изделия

Изготовление композиций из срезов веток

33

Изготовление поделок из древесных опилок

Март

Образцы изготовления, репродукции, готовые изделия

Беседа, изготовление композиций по представлению

34

Изготовление поделок из разных видов круп

Май

Образцы поделок готовых, репродукции

Беседа, изготовление поделок


Содержание


В первом блоке «Оригами» учащиеся знакомятся с историей и различными свойствами бумаги, изготавливают разные изделия в технике оригами, а также способами складывания бумаги по спирали.

Во втором блоке «Художественное конструирование» учащиеся знакомятся с различными приемами изготовления композиций из бумаги, фольги и выполняют изделия, используя техническое конструирование, собирают машины и силуэтные модели из геометрических фигур.

В третьем блоке «Поделки их природного материала» дети знакомятся

с основными инструментами при работе с природным материалом, изготавливают различные поделки из кожи, древесной стружки, бересты, из разных видов круп, а также выполняют аппликации из засушенных природных материалов. Дети готовы к совместному выполнению поделок из разных видов материала.


Литература


1. Гармотин, А.Н., Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги.- Ростов - на-


стов- на- Дону:-Оригами для начинающих. 287с.

0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 Дону: Изд. Дом « Владис», Рипол классик, 2004.- 320 с.

2. Гусакова М.А. Аппликация.- М.: Просвещение, 1987.- 128с.

3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня:

конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.- Волгоград:

Учитель, 2005.- 382 с.

4. Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю, Солондаев В.К. Как помочь

ребенку с проблемами в развитии. Учебное пособие. – Ярославль: « Ремдер»,

2007.- 144 с.

5. Молотобородова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров.

– М.: Просвещение, 1990. – 176с.

6. Николаенко Н.Н., Худоярова С.Н., Николаенко Т.Н.

Методтческие рекомендации по проведению уроков трудового обучения

в начальных классах. М.; Граф- Пресс; Ставрополь: Сервисшкола, 2001.- 304с.

7. Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой

авт.- сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 287с.

8. Щеплыгин И.К., РоманинаВ.И., Качакова И.И. Аппликационные работы

в начальных классах.- М.: Просвещение, 1983.- 160 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для формирования успешной учебной и трудовой деятельности школьников с особыми образовательными потребностями необходимыми условиями являются поиск знаний, формирование и закрепление умений и навыков. Реализация этих

условий осуществляется на уроках, во внеурочное время, а также в группе продленного дня.

Изложенный в методической разработке материал- это попытка выделить значимость формирования трудовых навыков у детей с ограниченными потребностями в работе группы продленного дня, показать их важность для жизненного и профессионального самоопределения школьников. На протяжении всего обучения в общеобразовательной школе по трудовому обучению у учащихся формируются знания, умения, навыки, интерес к трудовой деятельности, на базе которых создается фундамент для выбора дальнейшей профессии.

Трудовая деятельность является одним из важнейших средств

для реализации собственных интересов, творческих потребностей, индивидуальных запросов для детей с ограниченными образовательными потребностями.

Представленная в методической разработке программа по развитию трудовых навыков у детей с ограниченными образовательными потребностями способствует привитию интереса к трудовой деятельности, имеет практическую значимость.

Данная программа апробирована в муниципальном общеобразовательном учреждении Болтинской средней общеобразовательной школе Рыбинского муниципального района в течение 2005- 2008гг. В ходе работы были выявлены наиболее сильные и слабые стороны, установлена степень заинтересованности учащихся трудовой деятельностью, проверена отработка тематики занятий, подготовлен теоретический материал, разработаны практические занятия.

Исходя из результатов работы, можно сделать вывод:

    трудовая деятельность оказывает заметное влияние на развитие и воспитание, на жизненное самоопределение учащихся с ограниченными образовательными потребностями;

    содержание предложенной программы способствует расширению и закреплению знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения образовательной программы по трудовому обучению;

    программа успешно реализуется в рамках работы группы продленного дня, стабилен интерес учащихся к занятиям по трудовому обучению.

Предложенная методическая разработка мной будет интересна для педагогов других школ, работающих с учащимися с ограниченными образовательными потребностями. Представленная программа поможет учителям и воспитателям организовать работу по формированию трудовых навыков у учащихся в работе группы продленного дня.

Настоящая разработка представляет автору возможность по дальнейшему освоению и расширению материала по формированию трудовых навыков у детей с ограниченными образовательными потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. , 1997.

2. Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной

помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология-.

1994г. - №1– С.11

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.-

Москва, Просвещение.- 1987г.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Зуева З.Я. Моя любимая продленка. Педагогическое творчество. 2004. №5

6. Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю., Солондаев В.К.

Специальная психология в практике образования.- Ярославль: Ремдер, 2007.

7. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных

дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1999.

8. Коррекционно – развивающие программы с использованием специального

оборудования для детей и подростков. [Текст]: метод. Пособие.- 2- е изд.,

стереотипное. Под общ. Ред. Е.Е. Чепурных. Ярославль: Центр «Ресурс»

2007.

9. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся

классов коррекционно-развивающего обучения. Коррекционная

педагогика.- 2003. - №1 – С.51-53

10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение,

1990.

11. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для

учителя. М.: Просвещение, 1999 год.

12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей

с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1998.

13. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы

практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – С.43.

14. Психология: Учебник для педагогических вузов под редакцией.

Б.А. Сосновского. – М.: Юраит – Издат, 2005. – 660с.

15. Попова И.Н. Организация и содержание работы в группе продленного дня:

Начальная школа. И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И.Ромашкова. М.: Айрис-

пресс, 2006.

16. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

17. Панский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для

психического

развития. – Москва, Педагогика, 1995г.

18. Психология подросткового и юношеского возраста. С - Пб.,2000.

19. Садовничая З.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе

продленного дня: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1998.

20. Система воспитательной работы в группах продленного дня. Автор-

составитель В.В. Гордеева.- Волгоград: Учитель. 2007.

21. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М.. 2000.

22. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии:

Учебно-метод. Пособ. Под ред. Л.М.Шипицыной.- СПб.: Издательство,

«Речь», 2003.

23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

24. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования

детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология –

1994г. - №4 – С.9.

25. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах

продленного дня. Под редакцией Г.Г.Манке. М.: Просвещение, 1998.

26. Школьный психолого-медико-консультативный консилиум: организационные

основы деятельности. Автор- составитель А.Д. Вильшанская. – Волгоград:

Учитель, 2008.






































ПРИЛОЖЕНИЕ




Список приложений


1. Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей

Аппликация из ткани и засушенных растений

2. Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей

Изготовление поделок из бересты

3. Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей

Изготовление поделок из кожи

4. Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей

Изготовление цветов из бумаги в технике оригами

5. Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей

Изготовление художественной рамки для фотографий из плотной фольги

6. Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей

Изготовление новогодних поделок из бумаг.

7. Фотографии. На занятии по изготовлению новогодних игрушек

8. Фотографии. Трудовая акция « Наш любимый школьный двор»

9. Фотографии. На занятии по изготовлению игрушек- сувениров для ветеранов

ВОВ и малышей

10. Фотографии. Вручение сувениров на школьном празднике «Салют, Победа»

11. Фотографии. Трудовая акция «Чистый стадион»

12. Фотографии. На занятии «Приготовим сами, своими руками»

13. Фотографии. Мастерим сами, своими руками

14. Диагностика трудовых навыков воспитанников за 2006- 2007 гг.

15. Диагностика трудовых навыков воспитанников за 2007- 2008 гг.

16. Анкета для родителей и детей

17. Анкета для родителей «Домашние поручения ребенка»



28


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.