Статья «Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями, не успешных в общении»
Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями, не успешных в общении.
Важным условием социализации ребенка с особыми образовательными потребностями к обучению в школе является его успешность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками оказывает влияние на развитие личности ребенка, на успешность в обучении и на психологическое здоровье в целом.
Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями, не успешных в общении, представляет собой систему игр и упражнений. Эти игры и упражнения направлены на обучение детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками, помочь ребенку в преодолении отчужденного отношения к сверстникам, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребенка с особыми образовательными потребностями от других, увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а партнеров по обучению и игре.
Появление у ребенка страхов, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих сверстников и взрослых. Доброжелательность и внимание сверстников может оказать помощь в снятии этих страхов. С этой целью необходимо исключить игры, носящие соревновательный характер и наоборот следует организовать игры, в которых дети должны говорить друг другу комплименты, приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошие положительные качества, стараться сделать что-нибудь приятное для ребят своего класса.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения на:
* знакомство детей друг с другом,
* снятие страха тактильных контактов,
* формирование позитивного отношения к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками.
Педагог должен быть готов к тому, что разным детям для этого потребуется разное количество времени. Все игры необходимо проводить при добровольном участии детей. В каждом классе всегда есть часть детей, которым необходимо наблюдать за происходящим со стороны, и лишь после этого они могут присоединиться к общей игре. На этом же этапе необходимо дать ребенку с особыми образовательными потребностями возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость одноклассникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и задают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка с особыми образовательными потребностями особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки» или уступить дорогу на узком мостике.
Игры и упражнения.
«Передай привет по кругу».
Каждый здоровается тем способом, который показал педагог, или придумывает свой способ, отличный от других.
«Назови соседа ласково».
Выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка «Ты Савелий, ты умеешь делать так…» и повторяют его движения.
«Само презентация».
Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.
«Встаньте те, у кого…».
Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени.
«Ветер дует на …».
По команде педагога поднимаются только те, у кого, например, есть сестра, собака…
«Купаемся в хорошем настроении».
Круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха наполняем ее хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его с хорошим настроением с помощью ласковых прикосновений.
«Добрые волшебники».
Все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.
«Мы одно большое животное».
Все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного, и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т.д.
«Волшебные очки».
Каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.
«Подарки».
Педагог предлагает детям выбрать из шкатулки с мелкими игрушками одну, которая больше понравилась, и подарить тому, кому он захочет. Следить, чтобы каждому достались подарки.
«Царевна Несмеяна».
Водящий – «царевна Несмеяна». Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.
«Бездомный заяц».
Домиков для зайцев на один меньше, чем самих зайцев. По сигналу «волк идет» зайцы должны спрятаться в условные домики. Ситуация с бездомным зайцем побуждает детей оказать поддержку.
Результаты:
отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям, активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентных отношений.
Следующий этап – научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова, понимать эмоциональные состояния:
* привлечь внимание детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию, поведению;
* научить детей понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, голос (интонацию) и др.;
* развить у детей умение самим адекватно использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.
Дети часто не замечают эмоционального состояния другого человека. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя вещи.
Задача педагога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, эмоциональных состояний. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. Если данная способность не формируется, то дети в дальнейшем испытывают проблемы в общении со сверстниками.
Предлагаю рассмотреть игры, направлены на формирование этой способности.
«Зеркало».
Игроки как можно точнее повторяют движения за водящим.
«Упражнения».
Передай свое настроение (мимикой, словом, интонацией, прикосновением, движением).
«Узнай настроение по пиктограмме (назови)».
Подбери заданное настроение (на карточках). Найди грустного, веселого, сердитого… человечка. Каждому ребенку дают зеркало и предлагают внимательно посмотреть в него и найти веселого, грустного, удивленного, сердитого, спокойного, испуганного человечка. Необходимо добиваться правильных мимических движений, участия не только рта, глаз, но и бровей.«Доскажи: »
«Я сержусь, когда…»; «Когда меня ругают, я …»
«Дорисуй: »
Настроение (по заданной части пиктограммы).
«Скажи фразу: »
Веселым, сердитым, грустным голосом.
«Пойми меня: »
Расшифровать показанные жесты.
«Покажи заданную эмоцию. »
Педагог называет эмоциональное состояние человека, а дети мимикой показывают.
«Цветопись настроения »
Детям предлагают палитру с разными цветами и лист бумаги, необходимо изобразить настроение с помощью цвета.
Результаты:
дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами и считывать на уровне пиктограмм, сюжетных картинок, мимики, поз, голоса, прикосновений сверстников. Понимают и могут отразить эмоциональное состояние сверстника.