Статья «Флористика как средство развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования детей»

27
12
Материал опубликован 4 January 2021 в группе

Статья "Флористика, как средство развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Современному обществу требуются творчески активные и свободно мыслящие личности. Система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития творческих способностей учащихся. Одним из таких средств является декоративно-прикладное творчество. Образовательная программа "Флористика" способствует формированию у обучающихся представления о флористическом искусстве и его месте в жизни человека. В процессе обучения у детей расширяется кругозор, происходит накопление знаний по флористике, биологии, экологии, формируется мотивация к самостоятельному творчеству. Важно, что ребята учатся видеть красоту природы, творчески воссоздавать её (дарить "вторую жизнь" растениям). В нашей стране этот вид искусства относительно молод и представляет в обществе  большой  интерес к флористике во всех её проявлениях.

Флористика – это один из видов декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание букетов, панно, композиций, картин, натюрмортов, поделок из разнообразных природных материалов. Для флористических работ используются живые цветы, листья, трава, плоды, орехи, шишки, веточки, семена, мох, береста, засушенные растения и другой  природный материал.

p1610013795.jpg

На протяжении многих лет я занимаюсь с детьми флористикой и всегда стараюсь создать все возможные условия для полета их фантазии, творчества, воспитать художественный вкус, чувство любви к  природе. Моя задача, как педагога - развивать творческую активность, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои навыки работы с природным материалом, нацеливать на поиск новых творческих решений.

w1609792653.jpg

Прежде чем создавать композиции и панно из цветов, необходимо создать мотивацию и пробудить интерес к работе с природным материалом, вызвать у ребят желание узнать больше о родной природе, о том, что нас окружает. С этой целью на прогулках, экскурсиях в парк, на берег реки мы собираем разные виды трав и цветов, листья, семена. В нашей местности растёт великое множество красивоцветущих растений в природе (ирисы, лилии Даурские, герань лесная и луговая, анемоны, рододендрон и  многие другие). Ребята изучают   собранный материал, учатся правильно сушить растения.

d1609891586.jpg

Кроме сбора дикорастущих растений, ребята с родителями выращивают множество разных цветов дома на садовых участках (георгины, астры, настурцию, гладиолусы, лилии, пионы, флоксы, хризантемы, розы). На участке Центра внешкольной работы мы с ребятами тоже выращиваем  цветы на наших клумбах (анютины глазки, бархатцы, ромашки, шафраны, маргаритки).

На начальном этапе ознакомления детей с техникой работы с природным материалом и учитывая возраст детей, обязательно применяю метод наглядности, используя образцы своих работ (панно из сухоцвета, бересты), работы учащихся прошлых лет, иллюстрации, демонстрирую презентации картин и панно из цветов и листьев, объемных поделок из разного природного материала (шишек, соломы, веточек). В работе с детьми применяю метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Эмоциональному восприятию явлений природы способствуют музыкальные произведения (Вивальди "Весна", Чайковского "Времена года", Свиридова "Дождь" и многие другие), которые дети прослушивают на занятиях. Во время экскурсий на природу использую художественное слово (стихи, рассказы) и фольклор (народные игры,  песни, пословицы и поговорки, загадки о природе).

x1609831870.jpg

В своей деятельности применяю парные, групповые, индивидуальные формы работы. Для одаренных детей и детей с ОВЗ составляю индивидуальные образовательные маршруты.  Внедряю в образовательный процесс  инновационные технологии (личностно-ориентированные, технологии проектной деятельности, игровые, здоровьесберегательные, технологии коллективной творческой деятельности, информационно-коммуникативные, интегрированного обучения, портфолио учащихся). Применение данных технологий способствуют повышению качества обучения, творческой активности учащихся, интереса к занятиям,  результативности, сохранности контингента учащихся. В работе  с учащимися стараюсь создать атмосферу добра, взаимоуважения, доверия, взаимопомощи, радости творчества во всех формах организации деятельности детей в учебном процессе (экскурсиях на природу, в музей, играх, конкурсах, ярмарках, викторинах, выставках, театрализованных занятиях).

m1609811158.jpg
Флористика - одно из любимых занятий  в нашем Центре внешкольной работы. Это увлекательная работа, сближающая нас с природой. Ребята осваивают разные техники (аппликация, мозаика, лепка, конструирование), стили  и виды флористики, знакомятся с народными промыслами и ремёслами, постигают азы берестяного промысла.  На занятиях  ребята  учатся составлять букеты из цветов, композиции из сухоцвета, бересты, плодов и семян. Так рождались творческие работы – «Розы», "Летние фантазии", «Осенние дожди», «Весёлые птички», «Летний денёк»,  "Домик в лесу", "Королева осени", "Осенний лес", "Лесная полянка".
r1609796031.jpg
i1609752415.jpg

Ребята оформляют мгновенное панно на бумаге и ватмане из живых цветов,  мастерят поделки из овощей, мха,  шишек, плодов рябины: "Летучий корабль с инопланетянами», «Дракон», «Лесные зверята», "Жар-птица",  "Летний день". Младшие школьники создают картины и панно, объёмные поделки из соломки, бересты, ракушек, сосновых иголок, семян подсолнечника, тыквы, кедровых орехов, спила веток – «Осенний пейзаж», «Цветы», "Корзина с цветами", «Ёжик», "Лебедь", «Цветочная мозайка», "Подсолнухи», «Ветка рябины», «Сова на дереве» и многие другие. 

Ежегодно ребята принимают активное участие в выставке цветов и поделок «Дары осени», которая проходит в конце сентября в Центре внешкольной работы.  Совместно с педагогами ЦВР дети составляют великолепные букеты из красивых осенних цветов: астр, георгинов, гладиолусов, ромашек, флоксов, бархатцев, шафранов. Многие работы учащихся отличаются своей оригинальностью, изысканностью, неповторимостью.

s1609753102.jpg

Хочется отметить, что учащиеся и педагоги ЦВР участвуют в выставках цветов и поделок (из овощей и природного материала) Культурно-досугового центра,  районного музея. Свои творческие способности и таланты учащиеся демонстрируют на конкурсных мероприятиях разного уровня. Ребята ежегодно (2013-2019 г.г.)  принимали участие и становились победителями и призёрами в районном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды надежды» в номинации "Декоративно-прикладное творчество".

v1609752563.jpg

На протяжении  нескольких лет ребята принимают участие, становятся победителями и призёрами в краевых творческих конкурсах декоративно-прикладного творчества "Мир, в котором мы живём", "Приамурские узоры" и  других. Учащиеся и педагог ЦВР представляют свои работы на Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества. Ребята стали победителями  Всероссийских творческих конкурсов "Осенние фантазии", "Промыслы родного края", "Весеннее настроение", "В мире цветов" (2020 г.).

Занятия флористикой развивают старательность и усидчивость, внимательность, воображение, творческую фантазию и мышление, чувство композиции,  навыки цветовосприятия и цветопередачи, художественной вкус учащихся; формируют навыки адаптации и социализации в обществе; воспитывают трудолюбие, аккуратность, любовь к родной природе, искусству, своей Родине.

r1609797116.jpg
y1609796970.jpg

Используемая литература:

1. Асманн П., "Современная флористика", "Культура и традиции", 1998.

2. Бегония Р., Школа флористики. М.-Эксмо, 2006.

​​​​​​​3. Черныш И.В., Поделки из природных материалов./М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

4. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие/ Ермолинская Е.А. и др, - Москва, Просвещение: 2009.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/sovremennie-innovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-456029.html

https://zen.yandex.ru/media/id/5ae1567357906af28ad4b474/obrazovanie-buduscego-novye-formy-dopolnitelnogo-obucheniia-detei-5ec12c3d8600f212158d33fc

https://www.studmed.ru/view/tehnologii-buylova-lnsovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey_4d43a486614.html

​​​​​​​Автор фотоснимков и фотоколлажей: Сингаевская Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ЦВР муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края.

​​​​​​​На фотоснимках изображены работы учащихся объединений "Чудесенка" (5-6 лет), "Радуга" (7-10) лет. А также работы победителей и призеров краевых и Всероссийских творческих конкурсов (Козинец Виктории, Поздеевой Миланы, Погрибниченко Ильи).

Приложение. Достижения обучающихся.

i1609830250.jpg

Достижения обучающихся.

https://cloud.mail.ru/public/4ZqY/5voe3n5df

Фотографии работ учащихся, учебных занятий.

https://cloud.mail.ru/public/bYrm/MkcDKRJYY

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какая красота! Молодцы авторы!

4 January 2021

Спасибо большое, Наталья Алексеевна!

4 January 2021

Спасибо, что поделились удивительными творческими работами!

5 January 2021

Благодарю, Ольга Анатольевна!

5 January 2021

Очаровательные работы!!!

5 January 2021

Спасибо большое, Ирина Михайловна! Мы с детьми очень любим этот вид творчества!

6 January 2021

Очень красивая публикация!

5 January 2021

Благодарю, Ольга Николаевна!

6 January 2021

Наталья валерьевна, спасибо за творческие идеи, фантастические работы, мастерский подход к делу!!! Поздравляю с победой, заслуженно!!!

11 January 2021

Спасибо Вам, огромное, Любовь Давыдовна!!!

11 January 2021

Наталья Валерьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

12 February 2021

Спасибо Вам большое, Раиса Поликарповна!!!

13 February 2021

Похожие публикации