12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Наталья Владимировна53
Работаю в коррекционной школе для детей с ОВЗ (глухие и слабослышащие). Стаж работы 13 лет, в данном образовательном учреждении-2 года.
Россия, Курская обл., Курск
8

Статья на тему «Развитие умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста в ситуации решения изобретательской задачи»

Семенова Наталья Владимировна

учитель математики и физики

ОКОУ «Курская школа – интернат для детей с ОВЗ»

Курская область, г. Курск

 

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СИТУАЦИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ

Ключевые слова: слабослышащие обучающиеся подросткового возраста, причинно-следственные связи, ТРИЗ (технология решения изобретательских задач).

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста, представлена программа развития умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста посредством решения изобретательской задачи.

Обосновывается эффективность применения разработанной автором коррекционной программы развития умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста посредством решения изобретательской задачи. Сформулированы рекомендации для педагогов по развитию умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста.

Annotation. The article considers features of development of the skills of establishing cause-and-effect relationships have hard-of-hearing students of adolescence, the program development skills of establishing causal relationships from deaf adolescent students through inventive problem solving. The article substantiates the effectiveness of the application of the author's corrective program for the development of skills for establishing cause-and-effect relationships in hearing-impaired students of adolescent age by solving an inventive problem. Recommendations for teachers on the development of skills for establishing cause-and-effect relationships in hearing-impaired students of adolescent age are formulated.

 

В период подросткового возраста происходит активное развитие абстрактно-логического мышления обучающихся, и задача педагога и психолога помочь в этом развитии, потому что формирование всех психических процессов, в том числе абстрактно-логического мышления, имеет важное значение в дальнейшем развитии подростка во всех видах его деятельности. Обучающиеся с нарушениями слуха имеют особенности развития абстрактно-логического мышления. Эти особенности создают ряд проблем: неравномерное развитие мыслительных операций, замедленное, по сравнению со слышащими, усвоение абстрактных понятий, невозможность отвлечься от наглядной ситуации, бедный словарный запас, неправильное употребление слов. Как одно из условий развития абстрактно-логического мышления Т.В. Розанова выделяет овладение детьми с нарушениями слуха началами логической грамоты, в том числе умением установления причинно-следственных связей Розанова, 1983.

Чтобы построить процесс по решению задачи развития умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста, необходимо руководствоваться интересами и возрастными предпочтениями современного подростка. Для этой цели как нельзя лучше подходит элемент технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – ситуация решения изобретательской задачи.

Почему в поисках технологий, которые могли бы обеспечить развитие умений установления причинно-следственных связей, мы обратились к методам, применяемым инженерами для решения технических и научных задач и проблем? Потому что это чисто практические методы, которые основаны на знаниях окружающей действительности, законов природы и той сферы производства где применяются - алгоритмические методы на основе ТРИЗ, в частности, ситуация решения изобретательской задачи.

Возможность применения ситуации решения изобретательской задачи в развитии умения установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста обусловлена тем, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решений, а основной акцент сделан на осознанные операции мышления. Технология ТРИЗ позволяет получить положительный результат решения задачи только при правильно применённой стратегии мышления. Уже из самой постановки задачи видно, что ситуация решения изобретательской задачи может быть использована с целью развития умения установления причинно-следственных связей.

Ситуация решения изобретательской задачи предполагает создание ситуаций, которые: позволяют обучающимся выделять в предметах свойства; иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов; определять в предметах существенные и несущественные признаки; различать необходимые и достаточные признаки предметов; устанавливать родо-видовые отношения; выполнять простейшие умозаключения; побуждает обучающихся высказывать свои предположения, гипотезы; предоставляют возможность реализовать эти предположения; дает возможность представить результаты решения изобретательской задачи окружающим с целью определения значимости и возможности использовать полученные результаты в повседневной жизни. Поэтому применение ситуации решения изобретательской задачи эффективно в работе по развитию умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста. Это умение необходимо обучающемуся для развития мыслительных операций и интеллекта.

С целью развития умения установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста нами была разработана программа развития умения установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста в ситуации решения изобретательской задачи.

Программа развития умения установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возрастав ситуации решения изобретательской задачи составлена с учетом требований ФГОС к адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования для слабослышащих детей с пролонгированным сроком обучения (вариант 2.2).

Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекционных занятиях, но и некоторые её элементы введены в учебный процесс.

Данная программа реализует следующие принципы:

единства диагностики и коррекции;

коррекционно-развивающей направленности процесса;

индивидуализации обучения;

комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы

В результате применения коррекционной программы, направленной на развитие умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста в ситуации решения изобретательских задач планируется достичь повышения уровня умений установления причинно-следственных связей.

Содержание программы

Нами была разработана программа, состоящая из 12 занятий, на которых планируется применять упражнения для развития умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста.

Формы занятий в основном носят изобретательский характер, они проводятся во внеурочное время. Это способствует обеспечению развитию мышления обучающегося.

Занятия проводятся 1 раз в неделю и предназначены для групповой коррекционной работы.

На основании результатов проведенного исследования мы предлагаем систему коррекционно-развивающих занятий, включающих три этапа:

I. Ориентировочный (1 занятия).

II. Реконструктивный (10 занятий).

III. Закрепляющий (1 занятия).

Программа направлена также на развитие речи обучающихся, на развитие умений установления причинно-следственных связей, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы научить подростка находить эффективное решение встающих перед ним каждодневных задач.

Приведем пример двух занятий коррекционно-развивающей программы.

Занятие № 1 «Знакомство».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

Оборудование: карточки-визитки (бейджики), фломастер, доска и разноцветные листочки.

Ход занятия

Организационный момент:

Ход упражнения. Каждом обучающемуся выдаётся карточка со словом, которую закрепляют на самом видном месте. Предлагается установить причинно-следственную связь в паре слов и сесть рядом с тем школьником, с которым закрепленное за тобой слово образует логическую цепочку. (Мед –пчела, цветок – бабочка, гусеница – листок, дерево – изба, бочонок – миска) Затем в каждый в паре должен сказать фразу: “Здравствуйте, я рад Вас видеть!”.

Далее необходимо объединится в «тройки» по причинно-следственной связи слов в них. А оставшегося обучающегося каждая «тройка» приглашает к себе. При этом нужно рассказать, почему именно к ним он подходит, чем они похожи. Это упражнение дает возможность контактировать друг с другом, обращать внимание на участников, создает положительны настрой на общение, располагает участников по отношению друг к другу.

2.Основная часть

Выработка правил поведения на занятиях.

Ход упражнения: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

1. Доверительный стиль общения. Для того, наша группа работала с наибольшей отдачей, чтобы мы с вами больше доверяли друг другу, нужно обращаться на “ты”.

2. Ответы участников строятся по схеме: я уверен (считаю), что….., потому что ….., следовательно …….. .

3. Терпимость к чужому мнению, нельзя перебивать, нельзя говорить, что кто-то неправ. Допускается – у меня другое мнение.

4. Доброжелательность в общении.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них.

8. Активное участие в происходящем.

9. Постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятие. Рекомендации ведущему подробно объяснить участникам эти правила, ответить на вопросы. Затем обсудить предложения от участников. Дается возможность высказываться всем участникам.

Физкультминутка.

Все становятся в круг. Каждый участник по очереди, отвернувшись из круга, дает задание: «У кого светлые волосы – тот приседает», «У кого есть собака – подпрыгните», и т.д. Участники должны не видеть лицо говорящего, это необходимо для развития слухового восприятия обучающихся с нарушениями слуха.

Игра "Цепочки слов"

Один из участников называет предмет, а второй игрок говорит свою ассоциацию к этому слову. Например: ключ-замок, тетрадь-ручка, чашка-чай и т.д. Игру можно усложнить. Предложить игрокам не прерывать цепочку и назвать как можно больше ассоциаций к заданному предмету. Собрать целую цепочку слов. Можно задать тему игры.

3. Заключительный этап.

«Дерево»

По окончании занятия психолог напоминает детям о том, чтобы они поделились впечатлениями о сегодняшнем занятии и прикрепили листочек на нарисованное на доске дерево (на кроне или на земле в зависимости от своих впечатлений от занятий). Психолог просит свои высказывания строить по схемой: понравилось (не понравилось) ……, потому что…….. .

Занятие № 2.

Тема: «Определение качества молока»

Цель: развития умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, умения определять виды зависимостей.

Оборудование: мензурка, кухонные весы.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте. Проверьте аппараты. Вы готовы к занятию? Сформулируйте ответ в виде:

Я готов к занятию, потому что ….. .

У мен на парте есть ….., у мен хорошее настроение, у мен ……., значит (не)готов к занятию.

2. Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем решать изобретательскую задачу. Нам предстоит выяснить, как в домашних условиях можно определить качество молока

Установите соответствие

 Физическая величина

весы

Формула

молоко

Физическое тело

плотность

Природное явление

кг/м3

Вещество

ρ =t1592320228ab.gif

Прибор

гиря

Единица измерения

Осадки

 

масса

 

объем

Прочитайте формулу для нахождения плотности вещества (ρ =t1592320228ab.gif). Чем больше масса вещества, тем больше плотность вещества и чем больше объем вещества, тем меньше плотность вещества. Вывод: плотность и масса находятся в прямой зависимости, а плотность и объем находятся в обратной зависимости.

ρ~m ρ~t1592320228ac.gif

Напомним, что две величины находятся в прямой зависимости, если при увеличении одной увеличивается другая и наоборот: при уменьшении одной уменьшается другая. Две величины находятся в обратной зависимости, если при увеличении одной уменьшается другая и наоборот: при уменьшении одной увеличивается другая. (схемы – на доске). Определите где прямая, а где обратная зависимости между величинами отражают следующие высказывания:

(Э) Стоимость букета зависит от количества цветов.

(Э) Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Э) Тише едешь, дальше будешь.

(Э) Что посеешь, то пожнешь

(Э) Время выполнения работы зависит от количества работников.

(Э) Калорийность молока зависит от его жирности.

Физкультминутка.

Слушайте внимательно, я буду сейчас называть причину и следствие. Если вы уверены, что мое высказывание верное, то вы приседаете. Уверенны, что мое высказывание ложное, то – подпрыгиваете.

(Э) Если зимой лед посыпать песком, то обувь скользить не будет.

(Э) Если светофор горит красный, то можно быстро перейти проезжую часть.

(Э) Если молоко не хранить в холодильнике, то оно прокиснет.

Составление плана и решение изобретательской задачи.

Значения каких величин необходимо знать для вычисления плотности молока? (масса и объем)

При помощи каких приборов найдем массу и объем? (весы, мензурка)

Установите последовательность событий в цепочке предложений:

Измерьте массу молока на весах. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Налейте молоко в мензурку. Рассчитайте плотность жидкости. Измерьте массу пустой мензурки, в которой находилось молоко. Определите объем с помощью мензурки. Рассчитайте плотность жидкости.

Жирность молока, %

Масса пустой мензурки, г

Масса молока, г

Объем молока, мл

Объем молока, см3

Плотность молока, г,см3

 

 

 

 

 

 

Плотность молока по ГОСТу 31450-2013 должна быть в пределах от 1,027г/см3 до 1,032 г/см3. Сравните полученное значение плотности с значением по ГОСТу. Сделайте вывод о качестве исследуемого молока, используя предложенный ряд слов: лабораторная работа - значение плотности - исследуемый образец - соответствие госту - жирность исследуемого молока - норма (не норма) - исследуемое молоко – качественное (некачественное).

3.Заключительный этап.

На экране логическая цепочка: ЗНАЛ(А) – НАУЧИЛСЯ (АСЬ) – ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ.

Обучающимся предлагается по указанной схеме оценить свои успехи.

Примечание.

(Э) – работа за экраном для развития слухового восприятия обучающихся с нарушениями слуха.

Занятие

Цель

1 «Знакомство»

Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

Занятие № 2 «Определение качества молока»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, умения определять виды зависимостей.

Занятие № 3 «Как предотвратить разлив нети из поврежденного корпуса танкера в море?»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, работа с противоречиями.

Занятие № 4 «Как найти альпиниста под снежным завалом?»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, работа с аналогиями.

Занятие № 5 «Как сделать так, чтобы бульон, молоко не убегали при закипании?»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, выделять общие и частные признаки предметов.

Занятие № 6 «Как не скользить зимой на льду»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, проводить анализ и синтез.

Занятие № 7 «Как разгладить сильно измятую рубашку»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, проводить анализ и синтез.

Занятие № 8 «Как накормить рыбок?»

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, анализа, обобщения, систематизации, развитие системного анализа.

 

Занятие № 9 «Как не обжечься, когда берешь горючую кастрюлю с плиты?»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, работа с противоречиями.

 

Занятие № 10 «Как контролировать экологическую безопасность вблизи опасного производства (АЭС, химкомбинат и т.д.)?»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, видеть общее и различное, работа с аналогиями.

Занятие № 11 «Как не пропустить прием лекарства?»

 

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении практических задач, нахождения ассоциации.

Занятие № 12 «Прощание»

 

Повысить уровень развития причинно-следственных связей.

 

Считаем важным дать рекомендации педагогам по развитию умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста:

 1. В развитии умений установления причинно-следственных связей важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен слабослышащему обучающемуся.

2. Предлагаемые задания, желательно, должны основываться на предметном материале и от занятия к занятию усложняться при положительной динамике.

3. Важно учить слабослышащих подростков применению полученных на занятиях навыков в учении и в повседневной жизни. Подобное повторение приемов позволяет более глубже изучить структуру формирования логических связей.

4. Периодично знакомить ребенка с новыми словами. При нахождении синонимов и антонимов закрепляйте их.

5. Регулярно выполняйте упражнения на установление причинно-следственных связей в парах слов, упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений, упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях, упражнения на установление закономерности подбора слов, упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу, упражнения на группировку по принципу отрицания, упражнения на нахождение равнозначных понятий, упражнения на разделение общих и единичных понятий.

6. Открывайте новые свойства привычных вещей, придумывайте   новое им применение.

Способность «переносить» алгоритм решения известной задачи в новые обстоятельства -– навык первой необходимости для современного человека. Поэтому умение устанавливать логические связи так важно развивать у школьника. В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, привлекает к себе большое внимание. Число таких детей не уменьшается, они нуждаются в оказании им качественного образования отвечающим их особым образовательным потребностям. Предполагается, что представленная нами коррекционная программа по развитию умений установления причинно-следственных связей у слабослышащих обучающихся подросткового возраста покажет положительную динамику.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Богданова Т. Г. Особенности словесно-логического мышления глухих и слабослышащих старшеклассников / Т. Г. Богданова, Е. В. Голенева // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. М. : Изд-во «Альфа», 2001. С. 8-13.

Брушлинский А. В. Мышление. Общая психология. М : Педагогика, 1986. 323 с

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха // Сурдопсихология. М. : Сфера. 2008. 677с.

Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (Дата обращения: 10.06.2020).

Официальный сайт Г.В. Альтшуллера, создателя ТРИЗЗ-РТВ-ТРТЛ :электронный источник: https://www.altshuller.ru/ обращение 08.06.2020

Петров В. М. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ : учебник по дисциплине «Алгоритмы решения нестандартных задач» / В. М. Петров. М. : СОЛОН-Пресс, 2017. 500 с.

Развитие мышления у детей с нарушением слуха / под ред. Т. В. Розановой. М. : Пед. о-во РФ, 1983. 76 с.

Специальная психология / под ред В. И. Лубовского. М.: Владос, 2003.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ковалева Галина Валентиновна, 16.06.20 в 18:23 1Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, спасибо за хороший ресурс!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 16.06.20 в 20:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу, Наталья Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.