Статья «Развитие воображения на основе технологии рисования песком у старших дошкольников»
Кузнецова Е.Р.
МБ ДОУ «Детский сад № 37»
«Развитие воображение на основе технологии рисования песком у старших дошкольников»
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому созиданию. ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка».
Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.
Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей, как ведущее психическое новообразование дошкольника широко представлено в работах отечественных психологов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, О.М. Дьяченко, Л.Ю Субботина и др.)
Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной. Средства и методы рисования песком развивают не только творческое мышление, но и другие психические процессы ребенка, а так же мелкую моторику рук. Кроме того, песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психо-эмоционального состояния ребенка. Техника рисования песком способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов и существенно повышает мотивацию к образовательной и поисково-исследовательской деятельности.
Проведя теоретический анализ проблемы развития воображения у старших дошкольников, можно сделать вывод о том, что воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов)
Ребенок 5-7 лет восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, т.е. он расположен к развитию творчества. С возрастом способность к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.
В 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Препятствуют творческому мышлению конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем.
В целом работа по развитию воображения посредством рисования на песке проходит ряд последовательных этапов.
Сначала дети знакомятся с техникой рисования песком на стекле, учатся засыпать фон, выполнять движения разными частями кисти руки. Одновременно дети знакомятся со способами создания изображения палочкой на песке во время прогулки, на столе с мукой дома. У детей появляется возможность самостоятельного выбора способа создания задуманного ими образа.
Освоив способы рисования на песке можно переходить к работе по развитию воображения, учитывая принцип от простого к сложному. Сначала детям предлагаются простые задания по созданию образов на основе заданных элементов, создание образов по словесному описанию. Например, дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы получился образ, затем более сложные задания - «Удивительная ладонь», «Поможем художнику» и др.
Постепенно для работы вводятся дополнительные материалы, с помощью которых можно «украсить», рисунок, сделать образ более насыщенным и интересным.
Следующим шагом детям предлагаются задания на создания собственных образов (например, «автомобиль будущего», «фантастический пейзаж» и др.).
На основе своих творческих работ ребята могут сочинять сказки, рассказы.
Рассмотрев возможности использования рисования песком для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста пришла к выводу, что в нашем ДОУ имеются все возможности для проведения такой работы, а именно: закуплены пескографы, песок.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи:
Развивать навыки работы с сыпучим материалом – песок.
Развивать чувство композиции, ритма, чувство света и тени.
Познакомить с приемами рисования песком – рисование ребром ладони, рисование струёй.
Продолжать учить рисовать всей ладонью и пальцами обеих рук, щепоткой, кулачком.
Способствовать формированию умения использовать в рисовании песком дополнительные инструменты, трафареты, декоративный материал.
Развивать чувство симметрии, синхронизации обеих рук.
Для реализации поставленных задач были разработаны и апробированы следующие дидактические игры на пескографе:
"Отпечатки наших рук". Цель: учить совместному действию, оценить собственные ощущения.
"Песочный дождик". Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
"Змейки". Цель: снять эмоциональное напряжение.
«Удивительная ладонь». Цель: развитие воображения, снтие эмоционального напряжения.
«Узоры на песке». Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.
«Следы на песке». Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.
«Кто в домике живет». Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;
«Сказочные сюжеты». Цель: развитие воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.
«Путешествие в сказочный город». Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости.
«Автомобиль будущего». Цель: развитие воображения, мышления.
«Новая квартира для любимого питомца». Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.
«Ковер-самолет для принцессы». Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.
«Дойди по дорожке». Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.
Воспитанники используют в своей деятельности различные приемы рисования песком; у детей чаще стали возникать оригинальные нестандартные идеи при творческой работе; воспитанники приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт взаимодействия на основе творческой деятельности; научились более свободно выражать свои мысли; дети стали самостоятельно реализовывать творческую задачу.