12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Инна16
1

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Корниенко Инна Владимировна

Inna Kornienko

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад комбинированного типа №4 города Макеевки»

071-393-51-10

E-mail: dasantinna@gmail.com


РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ

С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития зрительной памяти у детей школьного возраста с различными нарушениями речи. Материал основан на практическом опыте и анализе его результатов, что делает его уникальным и важным в коррекции нарушений письма и чтения.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, зрительная память, дизорфография, мнемотехника, развитие памяти, познавательные функции.

Процесс гуманизации общества и школы, изменение стандартов и содержания образования создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе. Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи тяжелой степени для которых характерно нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, нарушения сложных форм словообразования, недостаточная сформированность связной речи, дислексия, дисграфия, а в дальнейшем и дизорфография. Поэтому педагогическое и развивающее воздействие должно быть направлено не только на один изолированный дефект, и даже на речевую систему в целом, а также на все высшие психические функции. Только используя различные приемы развития памяти, внимания и восприятия можно рассчитывать на положительную динамику обучения.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на образах, сохраненных в памяти, хотя бы несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не смогли бы понять смысла ни одного прочитанного предложения, так как забыли бы, с чего оно начиналось. Без памяти вся информация, получаемая от органов чувств, была бы бесполезной. Мы получаем информацию благодаря зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Основу памяти составляет генетическая предрасположенность человека запечатлевать различную информацию, его пластичность нервно-мозговой ткани. Часто эту способность называют природной памятью. Различные научные разработки и выводы ученых показывают, что природная память созревает в возрасте 7 лет, а далее может и не развиваться или даже регрессировать в следствии определенных неблагоприятных факторов. Однако природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями и талантами он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов, методик, практик и способов обработки информации. Этот путь открыт для каждого из нас. Нашу память можно сравнить с домом, где фундаментом является природная память, а все, что построено выше сформировано самостоятельно человеком (культурная память). Получается каждый может быть строителем своей памяти, а материалом для работы будут являться различные методы запоминания. Эти различные приемы известны нам с древних времен и называются они мнемотехниками.

Необходимость в использовании различных способов запоминания для учеников школы неоспорима. Память является высшей психической функцией, и поэтому постоянное развитие, увеличение и пополнение ее объема является актуальной проблемой для любого возраста человека. Особенно остро стоит эта задача для детей младшего школьного возраста и, конечно, в первую очередь для учеников, имеющих различные трудности в усвоении общеобразовательной программы.

Школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, пра вила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Значит и приемы запоминания должны быть разнообразными. А если у ученика есть дефициты еще в каких-либо психических процессах (восприятие, внимание, мышление), то иногда только на память и приходится опираться при решении различ ных задач.

При формировании процесса письма активно включены и взаимодействуют слуховой, зрительный, речедвигательный и двигательный компоненты. Для школьников с тяжелыми нарушениями речи характерно наличие различных проблем слухового анализатора. Так, часто присутствует преобладание зрительного внимания и восприятия над слуховым. Все мы не раз слышали о плюсах в использовании наглядности на уроках и занятиях в начальной школе. Ученикам интереснее и понятнее воспринимать информацию, опираясь на зрительную базу. Соответственно и зрительная память будет развиваться значительно активнее. Развитие зрительной памяти тесно связано со зрительным вниманием и восприятием, а это необходимо в дальнейшем и при чтении заданий и инструкций к ним и при проверке собственных работ. Именно с обследования и увеличения уровня зрительной памяти различными приёмами её развития рекомендуется начинать работу по развитию психических функций. Ребенку надо помогать запоминать, нужно учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Предлагаю несколько игр для развития зрительной памяти младшего школьника. Ученику раздаются несколько цветных карточек. На каждой изображен овощ, фрукт или ягода. Сначала дается не более 5 карточек. У педагога находятся те же картинки и в том же количестве. Взрослый выкладывает их перед учеником в определенной последовательности. По инструкции, ученик, не трогая свои каточки, смотрит и запоминает последовательность расположения изображений в течении одной минуты. Далее картинки закрываются, и школьник должен по памяти воспроизвести порядок расположения фигур используя свой набор. Если ребенок справляется, то количество картинок увеличивается. Так можно проверить уровень и объем природной зрительной памяти ученика. Однако смысл игры не только в этом. Как только школьник начинает допускать ошибки педагог обращает его внимание на то, что изображено на карточках и в каком виде. Необходимо ознакомить ученика с некоторыми методами запоминания, например, в начале в ряду лежат фрукты, потом овощи и лишь в конце две ягоды. Это прием запоминания называется классификация или обобщение. Конечно, названия методов школьнику говорить не нужно. Другой вариант ориентация на цвета объектов (два желтых, один красный, три зеленых и т. д.). Это уже метод ассоциации и опорных пунктов. Часто дети сами подсказывают способы запоминания изображений, связывая предметы со своими воспоминаниями или отношением к ним. Ученика надо только заинтересовать и настроить на поиск метода запоминания. Очень часто дети вспоминают свои чувства и переживания – «арбуз вчера папа покупал, он был очень сладким, а свёклу я не люблю». Самым фантастическим для ученика становится то, когда он с легкостью правильно воспроизводит ряд карточек, с которым не мог справится еще несколько минут назад. Необходимо объяснить школьнику, что это произошло оттого, что он подумал, вспомнил и представил себе определенный порядок правил, которым и пользуется теперь. Обязательно нужно обратить внимание, что ученик может использовать эти приемы и дальше, на уроках и дома. Один мальчик, когда его попросили выучить 20 слов на английском языке положил их на мелодию из мультфильма, с которым у него ассоциировались эти слова, а когда его попросили продемонстрировать свои знания, пропел их. Это, конечно, редкий случай. Часто бывает букву, которую трудно запомнить по написанию сравнивают с каким-то предметом или животным («б» белка, хвост вверх; «д» дятел, хвост вниз), цифры запоминаются в связи с днями рождениями, номерами домов. Для развития точности зрительной памяти, что часто необходимо при заучивании словарных слов, правильного написания и поиска орфограмм в словах, хорошо подойдет игра «Вазы», где ученик в течении 1 минуты запоминает изображение вазы с определенными узорами, а затем картинка убирается и среди других рисунков ваз он пытается найти точно такую же. Здесь также необходимо обратить внимание ученика на различные способы запоминания.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи просто необходимо вводить такие игры на логопедических занятиях регулярно, так как их зрительная память – это первое на что мы можем опираться. Конечно, обязательно с разъяснениями методов запоминания. Эти ученики не смогут сами придумать способ запоминания объекта, но повторить и сделать по образцу вполне способны.

Младшие школьники уже способны классифицировать, группировать мате риал для запоминания, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Педагоги должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «Почему?», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие ребенка в целом.

Список литературы

Выгодский Л.С. Этюд по истории поведения / Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1985.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Познавательные способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1991.

Шадриков В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. – М.: Педагогика, 1990.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.