12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сабирова Татьяна Николаевна31
здравствуйте уважаемые коллеги. Мне 41 год, имею высшее образование по специальности специалист по социальной работе. В данный момент работаю по специальности учитель-логопед.
Россия, Свердловская обл., Красноуфимск

Вид дислексии

Характеристика

Фонематическая

при фонематической дислексии люди не могут правильно воспринимать и дифференцировать буквы, фонемы которых созвучны по одному или нескольким признакам: твёрдые-мягкие, глухие-звонкие и так далее.

Проблема людей с этим типом дислексии заключается в том, что нарушение слухового восприятия звуков приводит к их неправильному применению: з-с, т-д, г-к и так далее. Ошибки переносятся на письмо, порождая ещё одну серьёзную проблему обучения – дисграфию.

Кроме того, дети с дислексией этого вида плохо запоминают написание букв, фонемы которых для них «похожи», и в итоге ошибочно используют их.

Признаками фонематического типа являются пропуски согласных на стыке и добавление гласных звуков, которых нет в словах, перестановка местами и «выпадение» слогов и звуков.


Оптическая

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Оптическая дислексия связана с функциональной незрелостью, а значит и с недостаточно тонкой и дифференцированной работой центрального отдела зрительного анализатора, что обусловливает задержку в формировании у ребенка зрительно-пространственных представлений. При этих условиях почти неизбежны затруднения в зрительном узнавании оптически сходных букв, отличающихся друг от друга лишь некоторыми деталями или различным расположением в пространстве похожих или даже совсем одинаковых элементов. Если трудности зрительного узнавания проявляются уже на уровне отдельных букв, то в этих случаях имеет место литеральная дислексия, а если затруднено узнавание буквенных рядов — то вербальная.

К оптической дислексии можно отнести и такое нарушение чтения, как соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности ее прослеживания взглядом. В этих случаях в течение некоторого времени ребенку предлагается читать «по линейке» (при ее помощи закрываются ниже расположенные строчки) или даже через специальную прорезь, сделанную только для одной строки.


Аграмматическая

При аграматической дислексии неправильно строятся слова в предложениях, не согласовываются окончания существительных, глаголов и других частей речи. Основные симптомы явления:

ребенок пишет, путая падежи и числа в словах, заканчивает слова неверно;

путаница в употреблении лица в местоимениях;

неграмотное согласование слов и словосочетаний в предложении;

неверное написание глаголов и отглагольных форм;


Семантическая

При семантической дислексии дети читают слова правильно, но не понимают смысла.

Чаще всего нарушение обнаруживается на этапе чтения по слогам: дети не представляют образ слова, разделённого дефисами, и хотя читают без ошибок, не могут правильно показать картинку или ответить на вопрос учителя.

огласно официальной медицине, причинами семантической дислексии могут быть нарушение звуко-слогового синтеза и недостаточность общего развития ребёнка: его знаний о мире, лексикона и так далее.


Тактильная

Механизм этой формы дислексии связан с трудностями дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. Встречается у слепых детей.

Симптомы: в процессе чтения отмечаются смешения букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (Е- И, В-Х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой Р (А-Б, Б-Л, Л-К).

Мнестическая

При мнестической дислексии люди испытывают сложности с идентификацией букв и обозначающих их звуков.

Практически это может выражаться:

В неспособности человека запомнить на слух и повторить в правильном порядке ряд букв (3-5);

Путанице, возникающей при различении и использовании при чтении и письме букв, имеющих общие составляющие (Д-Л, Г-Т и так далее).

Причиной мнестической дислексии является недостаточная развитость высшей мыслительной деятельности, отвечающей за чтение и письмо, но это не означает, что ребёнок «отстаёт в развитии»: интеллект дислексиков на уровне, а иногда и выше сверстников, они наделены многими талантами и имеют особый взгляд на мир.



Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 17.11.21 в 05:01 0Ответить Пожаловаться
https://infourok.ru/sravnitelnaya-tablica-klassifikaciya-disleksii-3185991.html Для сравнения
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.