Публикация «Нарушение письменной речи»
Вид дислексии | Характеристика |
Фонематическая | при фонематической дислексии люди не могут правильно воспринимать и дифференцировать буквы, фонемы которых созвучны по одному или нескольким признакам: твёрдые-мягкие, глухие-звонкие и так далее. Проблема людей с этим типом дислексии заключается в том, что нарушение слухового восприятия звуков приводит к их неправильному применению: з-с, т-д, г-к и так далее. Ошибки переносятся на письмо, порождая ещё одну серьёзную проблему обучения – дисграфию. Кроме того, дети с дислексией этого вида плохо запоминают написание букв, фонемы которых для них «похожи», и в итоге ошибочно используют их. Признаками фонематического типа являются пропуски согласных на стыке и добавление гласных звуков, которых нет в словах, перестановка местами и «выпадение» слогов и звуков. |
Оптическая | Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Оптическая дислексия связана с функциональной незрелостью, а значит и с недостаточно тонкой и дифференцированной работой центрального отдела зрительного анализатора, что обусловливает задержку в формировании у ребенка зрительно-пространственных представлений. При этих условиях почти неизбежны затруднения в зрительном узнавании оптически сходных букв, отличающихся друг от друга лишь некоторыми деталями или различным расположением в пространстве похожих или даже совсем одинаковых элементов. Если трудности зрительного узнавания проявляются уже на уровне отдельных букв, то в этих случаях имеет место литеральная дислексия, а если затруднено узнавание буквенных рядов — то вербальная. К оптической дислексии можно отнести и такое нарушение чтения, как соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности ее прослеживания взглядом. В этих случаях в течение некоторого времени ребенку предлагается читать «по линейке» (при ее помощи закрываются ниже расположенные строчки) или даже через специальную прорезь, сделанную только для одной строки. |
Аграмматическая | При аграматической дислексии неправильно строятся слова в предложениях, не согласовываются окончания существительных, глаголов и других частей речи. Основные симптомы явления: ребенок пишет, путая падежи и числа в словах, заканчивает слова неверно; путаница в употреблении лица в местоимениях; неграмотное согласование слов и словосочетаний в предложении; неверное написание глаголов и отглагольных форм; |
Семантическая | При семантической дислексии дети читают слова правильно, но не понимают смысла. Чаще всего нарушение обнаруживается на этапе чтения по слогам: дети не представляют образ слова, разделённого дефисами, и хотя читают без ошибок, не могут правильно показать картинку или ответить на вопрос учителя. огласно официальной медицине, причинами семантической дислексии могут быть нарушение звуко-слогового синтеза и недостаточность общего развития ребёнка: его знаний о мире, лексикона и так далее. |
Тактильная | Механизм этой формы дислексии связан с трудностями дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. Встречается у слепых детей. Симптомы: в процессе чтения отмечаются смешения букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (Е- И, В-Х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой Р (А-Б, Б-Л, Л-К). |
Мнестическая | При мнестической дислексии люди испытывают сложности с идентификацией букв и обозначающих их звуков. Практически это может выражаться: В неспособности человека запомнить на слух и повторить в правильном порядке ряд букв (3-5); Путанице, возникающей при различении и использовании при чтении и письме букв, имеющих общие составляющие (Д-Л, Г-Т и так далее). Причиной мнестической дислексии является недостаточная развитость высшей мыслительной деятельности, отвечающей за чтение и письмо, но это не означает, что ребёнок «отстаёт в развитии»: интеллект дислексиков на уровне, а иногда и выше сверстников, они наделены многими талантами и имеют особый взгляд на мир. |
Потамошнева Наталья Алексеевна