Развивающая предметно – пространственная среда, как компонент инновационного современного подхода к образовательной деятельности дошкольников

8
0
Материал опубликован 4 June 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

94 города Калуги



















Консультация для педагогов ДОУ на тему:



Развивающая предметно – пространственная среда, как компонент инновационного современного подхода к образовательной деятельности дошкольников.











Подготовлена воспитателем

Тихоновой Н. Н.

I кв.категория



Калуга

2021

План консультации:

Введение.

1. Требования к развивающей предметно - пространственной среде РППС) в дошкольных учреждениях.

2. Базовые составляющие РППС в ДОУ.

3. Особенности РППС в помещениях групп младшего дошкольного возраста.

4. Особенности РППС в помещениях групп среднего дошкольного возраста.

5. Особенности РППС в помещениях групп старшего и подготовительного дошкольного возраста.

6. Заключение.

7. Памятки для педагогов.



Список используемой литературы.

Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Атемаскина Ю.В. - М.: Детство - Пресс, 2011. - 112 с.

Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / Бородина О.Н. // Учитель Кузбасса. - 2014. -№ 1 - с. 8 - 11

Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения

Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии / Сыпченко Е.А. - М.: Детство - Пресс, 2012. - 766 с.

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/17/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-dou

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2644.html(01.03.17)

http://doshkolnik.ru/pedagogika/13473

 











С. Л. Новоселова дала следующее определение предметно - пространственной среде в дошкольном учреждении – это «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

t1622783388ab.gifВыдающийся философ и педагог прошлого Жан Жак Руссо предложил рассматривать среду, в которой растет ребенок, как оптимальное средство его саморазвития. Он считал, что благодаря развивающей среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

В свете современных требований, изменений в системе образования, появления и внедрения в образовательную систему инновационных технологий и методик, подход к организации предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении в настоящее время особенно актуален.

Развивающая предметно – пространственная среда в современном дошкольном образовательном учреждении является составляющей частью образовательной среды. Она представляет собой специально организованное пространство - помещение, участок группы с оборудованием, инвентарем, разнообразными материалами, используемыми для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями.

Требования к РППС (развивающая предметно – пространственная среда) в дошкольном учреждении.

РППС должна быть:

t1622783388ac.gifБезопасной;

Полифункциональной;

Содержательно – насыщенной;

Трансформируемой;

Доступной;

Вариативной;

Современной.

t1622783388ad.gifБезопасность РППС– все детали, части, компоненты среды должны отвечать требованиям безопасности, обеспечивать сохранение жизни и здоровья детей. Игрушки должны иметь сертификаты и декларации соответствия качества. Все крупные компоненты среды должны иметь крепления к стене.

t1622783388ae.gifПолифункциональность РППС– возможности для разнообразного использования составляющих предметной (предметов мебели, модулей, ширмы, маты, крупные игрушки и прочие компоненты). Желательно наличие предметов среды, которые не обладают жестко закрепленном способом  употребления (предметы – заместители, природные материалы и т.д.), подходящих для использования в различных видах детской деятельности.

t1622783388af.gifНасыщенность РППС–образовательное пространство помещений группы должно быть оснащено разнообразными средствами обучения детей, предусмотренными программой обучения расходными, игровыми, техническими и другими материалами, инвентарем. Разнообразие оборудования, материалов и инвентаря должно обеспечивать эмоциональное благополучие, возможности для самовыражения и саморазвития воспитанников в ДОУ, обеспечивать полноценное развитие двигательной, игровой, исследовательской, познавательной, творческой активности детей.

t1622783388ag.gifТрансформируемость РППС– дает возможности педагогам для изменения среды в зависимости от меняющихся интересов детей, от целей и задач образовательных ситуаций, от индивидуальных и возрастных возможностей воспитанников.

t1622783388ah.gifДоступность РППС– все помещения, в которых осуществляется образовательная деятельность детей должны быть доступны для всех участников образовательного процесса. У всех воспитанников ДОУ, включая детей с ОВЗ должен быть свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, предназначенным для всех видов детской деятельности.

t1622783388ai.gifВариативность РППС–в игровом помещении группы должно быть выделено пространство для разнообразных игр, конструирования, уголок уединения и др.; для детей должен быть обеспечен свободный выбор пособий, материалов, игр и игрушек; игровой материал должен меняться периодически; в группе должны появляться новые игровые и развивающие разнообразные материалы, которые стимулируют детей к различным видам деятельности (игровой, исследовательской, творческой, познавательной, двигательной, коммуникативной, музыкальной и пр.

Современность РППС– развивающая среда должна иметь все возможности для использования ее в современном образовании, при использовании педагогами инновационных технологий и методик.

 При проектировании предметно – пространственной среды следует знать, что основные три базовые составляющие среды – это

*пространство

*время

*предметное окружение


Проектирование развивающей среды с учетом данных составляющих дает возможность педагогу обеспечить развитие ребенка во всех видах детской деятельности.

Кроме того, при проектировании необходимо выделить три зоны предметно – пространственной среды для организации полноценной активности воспитанников:

- активная,

- спокойная,

- рабочая.


РППС в детском саду для детей разного возраста имеет свои характерные особенности, то есть та среда, которая оптимальна для детей 3 – 4 лет не будет нести развивающую и образовательную функцию для детей 5 – 6 лет, например. Таким образом, при создании среды группы педагогам необходимо руководствоваться возрастными особенностями детей.







t1622783388aj.jpgМладший дошкольный возраст (дети 2 – 4 лет).

Для малышей необходимо наибольшее пространство в групповом помещении и на прогулке для удовлетворения потребности в движении. Игра – ведущий вид деятельности для детей, особенно младшего дошкольного возраста. Поэтому в предметно – пространственной среде должно быть множество игр, игрушек, материалов именно для игровой деятельности. Правильно организованное пространство дает все возможности для того, чтобы каждый малыш имел возможность заняться тем, что ему нравится, а педагогам – возможности для дифференцированного индивидуального подхода к развитию и воспитанию детей.

Средний дошкольный возраст (дети 4 – 5 лет).

Основным видом детской деятельности детей среднего дошкольного возраста продолжает выступать игра. Поэтому при организации пространства педагог должен руководствоваться высокой потребностью детей в играх и игрушках.

t1622783388ak.jpgКроме того, воспитатели продолжают учить детей понимать окружающих, их стремление к тесному взаимодействию между собой и со взрослыми. Наряду с этим ребенок 4 – 5 лет порой нуждается в личном пространстве, которое может обеспечить уголок уединения. Дети данного возраста начинают играть не рядом или парами, а объединяются подгруппами. Образовательная деятельность преимущественно организуется педагогами по подгруппам. Поэтому при проектировании среды необходимо организовывать пространство таким образом, чтобы для детей была возможность активного передвижения в пространстве группы или на участке детского сада.



Старший дошкольный возраст (дети 5 – 7 лет).

t1622783388al.jpgУчитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, активное развитие психо -эмоциональной и нравственно – волевой сферы личности детей, активное умственной и интеллектуальное развитие воспитанников детского сада, педагогам необходимо тщательно продумывать создание пространственной развивающей среды. При размещении оборудования нужно обеспечить комфортное распределение детей в пространстве группы или участка, возможность объединяться в подгруппы по общим увлечениям и интересам.

Обязательными материалами и оборудованием в пространстве будут являться материалы, способствующие активизации познавательной, исследовательской, умственной деятельности детей; разнообразные технические средства, развивающие игры и пособия, мнемопособия, лэпбуки и пр.

РППС всех групп детского сада должна носить не только развивающий характер, но и постоянно изменяться, оставаться незамкнутой открытой системой, которая способна к корректированию. Таким образом, современная развивающая среда должна быть развивающейся, подвижной.

При создании и проектировании предметно – пространственной среды необходимо руководствоваться не только возрастными, индивидуальными, психологическими особенностями детей данной возрастной группы, требованиями ФГОС, но и особенностями педагогических технологий дошкольной образовательной системы, традиционных и инновационных методик и технологий.











t1622783388am.gifПамятка для педагогов дошкольного учреждения на тему:

«Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ».

При проектировании РППС необходимо ориентироваться на возраст детей, их особенности развития, психологические и физические данные, средний уровень развития детей.

Среда должна выполнять воспитывающую, образовательную, развивающую функции.

Пространственная среда должна способствовать саморазвитию детей, воспитывать самостоятельность; удовлетворять потребности и интересы ребенка.

Оборудование и материалы должны быть безопасными, функциональными, трансформируемыми, современными.

Элементы декора в пространстве группы должны носить сменный характер (меняться в зависимости от времени года; сезонных, народных, национальных праздников; образовательных ситуаций и пр.).

Необходимо выделить место в каждой группе для:

*уголка экспериментирования;

*уголка уединения;

*уголка творческой деятельности;

*уголка литературы;

*уголка развития двигательной активности;

*уголка развития (разнообразные дидактические, развивающие игры и игрушки);

*уголка сюжетно – ролевых игр;

*уголка конструирования;

*уголок природы;

*уголок музыки и театра.

t1622783388an.gif 7. При проектировании среды лучше разработать и придерживаться определенного дизайна помещения.

8. Развивающая предметно – пространственная среда каждой группы должна изменяться ежегодно в соответствии с возрастом и особенностями детей, пополняться постоянно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.