12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Скоробогатова Елена Игоревна22

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

















Развивающая программа «В мире эмоций и чувств»





























Скоробогатова Е.И.

Педагог-психолог МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Саратовская область






Аннотация

В современном мире развитие эмоциональной сферы младших школьников играет важную роль в процессе социализации и коммуникации ребёнка в мире сверстников и взрослых. Современные стандарты образования уделяют особое внимание личностному развитию и психологической безопасности ребёнка. Гармоничное развитие личности невозможно без использования специальных методов и средств развития эмоционально-волевой сферы. Не секрет, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее.

Программа «В мире эмоций и чувств» направлена на развитие представлений у детей 7-8 лет о четырех базовых эмоциях: радость, грусть, злость, страх. В ходе совместных встреч с педагогом-психологом дети знакомятся с эмоциями, учатся выражать их разными способами,знакомятся с социально-приемлемыми способами выражения негативных чувств, формируется положительная самооценка и отношение к сверстникам.


Пояснительная записка

Младший школьный возраст – благоприятный период для организации работы по

эмоциональному развитию детей: они впечатлительны, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей, стремятся к признанию себя среди других. Эмоциональные процессы соединены с процессами познания. Создание условий для развития эмоциональной сферы и преодоление эмоциональных нарушений у младших школьников является одним из важнейших элементов в работе педагога-психолога. Данная работа предполагает выявление проблем, проведение профилактических мероприятий по преодолению эмоционального дискомфорта и формированию эмоциональной стабильности, формирование положительной самооценки, способности к саморегуляциии, формирование психических новообразований и т.д.

Представленная работа является достаточно актуальной. В последние годы увеличилось количество детей с различного рода трудностями в личностной и эмоциональной сфере - агрессивность, тревожность, импульсивность, расторможенность. Кроме того, на фоне таких явлений возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Соответственно организованная работа в этом направлении может обогатить

положительный эмоциональный опыт и снизить риски формирования личностных особенностей.

В структуре современных требований к организации начального общего образования,

обозначенных во ФГОС НОО, особое внимание уделяется целевым ориентирам, которые

определяют основные цели и задачи работы ОУ. В документе отмечены качества

личности школьника (целевые ориентиры), которые напрямую зависят от уровня и

особенностей развития эмоциональной сферы школьника: ребёнок обладает установкой

положительного отношения к миру, способен договариваться и учитывать интересы и

чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявлять свои

чувства, старается решать конфликты, может использовать свою речь для выражений

мыслей и чувств, ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам и правилам поведения в разных видах деятельности во взаимоотношениях с

взрослым и сверстникам.

Эмоциональная сфера детей в этом возрасте характеризуется незрелостью, находится на этапе становления, поэтому в различных ситуациях могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведение, не соответствующее ситуации. Отрицательные эмоции: злость, гнев, раздражение, страхи и обиды, в силу того, что ребёнок еще не обладает механизмами осознанного избавления от напряжения, могут закрепиться и привести к нарушениям психологического здоровья.

В ходе реализации программы дети знакомятся с основными эмоциональными

состояниями: радость, грусть, злость, страх. Расширяют и обогащают представления о

том, как можно выразить основные эмоциональные состояния, как можно

идентифицировать эмоциональное состояние другого человека, что можно сделать, чтобы

изменилось эмоциональное состояние. Учатся проявлять положительное внимание к

эмоциональным состояниям сверстника, понимать причинно-следственные связи эмоции

и событий, как в собственном поведении, так и в поведении окружающих. Находить

способы входа из конфликтных ситуаций, связанных с «неправильным» выражением

чувств. Приобретают положительный опыт принятия себя в среде сверстника, а так же

возможность самореализации и раскрытии своего личностного потенциала через игру.

Программа разрабатывалась с учётом запроса со стороны педагогов, которые в

процессе реализации основной образовательной программы обратили внимание, что в

классах есть дети, которые в общении со сверстниками и взрослыми испытывают

трудности в адекватном выражении как положительных, так и отрицательных чувств и

эмоций. В их поведении, часто эмоциональные реакции не соответствуют ситуации, по

силе и характеру. Детям трудно выражать отрицательные эмоции словом, и как следствие,

часто возникают конфликты и ссоры между детьми. Часть детей не проявляет внимание к

переживаниям сверстников, им трудно пожалеть, сказать доброе, лаковое слово или

прийти на помощь.

Основная идея работы в рамках данной программы заключается в формировании у детей установки на то, что отрицательными эмоциями можно и нужно управлять. Каждая встреча с детьми предлагает практическую отработку через речь, через игру или символы «добра» позитивного восприятия себя и сверстников. Единство структуры работы с детьми, использование только основных тем: «радость», «грусть», «злость», «страх» позволяет сформировать целостное представление о каждой эмоции в отдельности.

Программа апробирована на базе МОУ «СОШ р.п. Озинки» во II полугодии 2019-2020 учебном году.

Программа включает три этапа: первичная диагностика, этап реализации самой программы, итоговая диагностика.

В качестве диагностического инструментария для анализа и оценки особенностей

эмоциональной сферы первоклассников были выбраны следующие методики:

- методика Изотовой Е.И. «Эмоциональная идентификация» - позволяет отследить такие параметры как восприятие экспрессии, понимание эмоций, идентификация эмоций;

- проективная методика «Рисунок семьи» А.Л. Венгер - позволяет выявить характер детско-родительских отношении в семье ребёнка, характер эмоциональных связей, состояние психоэмоционального комфорта;

- карты наблюдений за ребёнком в повседневной деятельности – позволяет определить индивидуальные особенности эмоциональных проявлений детей (Приложение).

По результатам запроса педагогов 1-х классов, а так же по результатам динамических наблюдений за детьми были отобраны учащиеся, у которых отмечались трудности эмоциональной сферы (7 человек).

В результате обработки полученных данных были сделаны следующие выводы:

В процессе беседы было выявлено, что для данной категории детей характерны –

неадекватный уровень понимания эмоционального состояния: не понимают

эмоциональное состояние и не могут его назвать и ситуативно-конкретный: понимают в

контексте ситуации, но не дают словесного обозначения. Бедный эмоциональный словарь,

использование слов «хорошее, плохое» вместо обозначения основных эмоций.

Анализируя ответы родителей в анкетах, отмечается недостаточный уровень внимания к эмоциональной сфере детей, отсутствие разговоров на тему переживаний, на тему как управлять своими эмоциями.

Анализ рисунков на тему «Моя семья» показал наличие трудностей в сфере взаимоотношений детей в семье: недостаток общения, недостаток эмоционального тепла,

ограничение круга досуговых мероприятий, в отдельных случая изоляция и

игнорирование детей и их потребностей.

В соответствии с вышеуказанными сведениями, содержание программы выстроено вследующим образом:

- 1-2 встречи – знакомство и введение правил, игры на сплочение и позитивное взаимодействие, введение понятий: «чувства, настроение, радость, грусть, злость, страх».

- следующие 9 встреч – знакомство с каждой эмоцией по отдельности, сформирование целостного представления о каждой эмоции: мимические и пантомимические паттерны, как эмоция выражается в музыке, в изобразительной деятельности, как каждый из детей выражает чувства.

- следующие 5 встреч посвящены более детальному анализу эмоциональных состояний, формирование целостного представления о социально- приемлемых способах выражения эмоций, знакомство детей с доступными в этом возрасте способами регулирования, как позитивных, так и отрицательных чувств. Работа строится через анализ художественных произведения и решение проблемных ситуаций.

- последние 2 встречи предполагают диагностику сформированных у детей представлений через игры и упражнения.

Программа «В мире эмоций и чуств» носит развивающий характер.

Форма работы – групповая, в ходе которой в логическом порядке выстраиваются

беседы, игры разной направленности и содержания, продолжительностью 25-30 минут (2 раза в неделю).

Цель программы - развитие представлений об эмоциях у рервоклассников, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью.

Задачи:

1. Развитие представлений об основных эмоциях и чувствах (радость, грусть, злость, страх), формирование «словаря эмоций», учится говорить о своих переживаниях.

2. Создание предпосылок для формирования элементов саморегуляции, эмоциональных состояний, учиться выражать эмоции и чувства социально- приемлемыми способами.

3. Развивать выразительность, индивидуальность в передаче эмоций и чувств, обогащать эмоциональный опыт.

4. Формирование осознанного поведения, учится понимать связь эмоций и ситуации.

5. Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.

6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Основные методы: беседы, рассматривание и анализ изображений эмоциональных

состояний, психогимнастика, сюжетно-ролевые игры, коллективные работы, обыгрывание

эмоциональных состояний, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение выходам их

них, выражение своего эмоционального состояние через рисование.


Приемы организации игровой деятельности:

- 1 блок предполагает использование игры и ситуаций, где вводятся неожиданные «раздражители», которые носят комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слуховые-осязательные), которые требуют смены темпа, ритма движений и проявления реакций ребёнка. Основные приемы для побуждения к эмоциональным реакциям: преднамеренная изоляция одного из анализаторов, вариативность интенсивности.

- 2 блок предполагает внимание к сбалансированности у детей всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении эмоциональных механизмов экспрессии, а так же развитию неповторимого индивидуального подчерка образной передачи движений. Содержанием работы выступают различные художественные произведения.

- 3 блок включает работу с детской художественной литературой – чтение и анализ содержания рассказов и сказок. Важно обращать внимание на эмоциональное состояние героев, стараться вызывать эмоциональный отклик у детей на характер событий в произведениях, учится выражать своё отношение к происходящему, находить закономерности и связи событий и переживаний. Прослушивание музыки помогает открывать новые стороны эмоциональных переживаний. Важно учится подбирать слова к анализу настроений в музыкальных произведениях.

Структура занятия:

I. Ритуал приветствия - 1-2 минуты

II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей) - 1 минута

III. Основное содержание занятий (совокупность психотехнических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы) - 20-25 минут

IV. Рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия) - 1-2 минуты

V. Ритуал прощания - 1 минута

В процессе практической работы возможно сокращение количества игр и упражнений, увеличение времени проведения этюдов и инсценировок, в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей детей.

Планируемые результаты: нормализация взаимоотношений со сверстниками, снижение количества неадекватных импульсных реакций, устойчивость настроения, способность

вербализировать свои чувства и настроения, понимание взаимосвязи ситуации и эмоции,

повышение уровня саморегуляции.

Требования к помещению: просторная комната, столы и стулья по числу участников.

Необходимые материалы - бумага, музыкальнее сопровождение, мяч, атрибуты для

инсценировок, карточки с изображением настроений (эмоций), фотографии детей в

разных эмоциональных состояниях, зеркало и т.д.


Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

Дата

Знакомство

1 час


Мы разные и мы похожи

1 час


Чувства

1 час


Знакомьтесь, радость

2 часа


Знакомьтесь, грусть

2 часа


Знакомьтесь, страх

2 часа


Знакомьтесь, злость

2 часа


Все эмоции нужны

1 час


Злость и радость

1 час


Грусть и радость

1 час


Страх и радость

1 час


Мое настроение

1 час


Наше настроение

1 час


Итоговое занятие

1 час


Итого

18 часов





Литература:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. 2003

2. Диагностика социального развития ребёнка. - Великий Новгород. 200

3. Изотова Е.И. Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теории и практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.2004

4. Ковалец И.В. Азбука эмоций. – М. 2004

5. Крюкова С.В. Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.М. 2010

6. Хухлаева О.В. Лесенка радости М. 1998

7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М. 2005

8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.



Приложение

Диагностика эмоциональной сферы первоклассников

Методика «Эмоциональная идентификация», автор Изотова Е.И

Цель – выявление особенностей идентификации различных модальностей у детей дошкольного \младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития.

Показатели методики: восприятие экспрессивных признаков; понимание эмоционального содержания; идентификация эмоций; вербализация эмоций; актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений; индивидуальные эмоциональные особенности.

Методика осуществляется в индивидуальной форме, состоит из следящих этапов:

Этап №1-ребёнку демонстрируют карточки (пиктограммы) с эмоциональными состояниями, задача ребёнка определить и назвать эмоциональное состояние.

Инструкция: «Смотри, у меня есть интересные картинки, на них нарисованы гномики, все гномики разные, помоги мне узнать какое у кого настроение. Взрослый показывает ребёнку пиктограммы, по одной. Как, ты думаешь, какое настроение у гномика? Как ты догадался? В завершении взрослый спрашивает: какой гномик тебе больше всего понравился? Почему этот гномик больше всего тебе понравился?»

Этап №2-ребёнку демонстрируют фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, а так же пиктограммы, его задача определить и назвать эмоциональное состояние на пиктограмме и показать это же эмоциональное состояние на фотографиях.

Инструкция: «Мы с тобой посмотрели картинки, а у меня еще есть фотографии, на которых нарисованы ( девочка или мальчик). Давай поиграем, я покажу пиктограмму, а ты угадаешь какое настроение и покажешь его на фотографиях, картинку можно положить рядом с фото. Взрослый по одной демонстрирует пиктограмму– какое настроение у мальчика? Положи эту картинку рядом с таким же фото. Как ты догадался?»

Этап №3-ребёнка просят рассказать и нарисовать ситуации, в которых он испытывал эмоции радости, грусти, злости, страха, удивления. лица гномикам в зависимости от заданного взрослым эмоционального состояния;

Инструкция: «Слушай, вот у меня сегодня веселое настроение, я думаю, у тебя тоже бывает разное настроение, давай об этом поговорим. Когда у тебя бывает веселое настроение? Когда бывает весело? ( грустно, когда злишься, когда бывает страшно, когда удивляешься) Попробуй нарисовать себя веселым, вспомни историю и нарисуй».

Инструментарий: карточки( пиктограммы), на которых изображены гномики с различными эмоциональными состояниями, 6 модальностей (весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида); фотографии с изображением девочки и мальчика в различных эмоциональных состояниях, 6 модальностей ( радость, злость, печаль, страх, отвращение, зависть); листы, простой и цветные карандаши.

Количественный анализ.

- за каждый правильный ответ 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа 0 баллов, ответ, который был получен при помощи включения взрослого 0.5 балла

Итого

1 этап

2 этап

3 этап

Высокий уровень 6 правильных ответов


Высокий уровень 6 правильных ответов


Высокий уровень 6 правильных ответов

Средний уровень 5-3 правильных ответов

Низкий уровень 3-0 правильных ответов


Средний уровень 5-3 правильных ответов

Низкий уровень 3-0 правильных ответов


Средний уровень 5-3 правильных ответов

Низкий уровень 3-0 правильных ответов


Качественный анализ.

Качественный анализ осуществляется исходя из содержания и полноты ответов детей. В качестве научной основы для определения уровня развития представлений об эмоциях у дошкольников используется периодизация А.М Щетининой.

Добербальный (4-5 лет) эмоция не обозначается словами, ее осознание можно обнаружить через устновление детьми соответствия лица характеру ситуации.

Диффузно-аморфный (4-5 лет) Дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко. Эталоны не достаточно сформированы.

Диффузно-локальный (4-5 лет) Восприятие выражения эмоций глобально и поверхностно. Дети начинают выделять, отдельные элементы экспрессии, характерно ярко выраженного эмоционального отношения.

Аналитический (6-7 лет) Дети с этим типом опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии, что я является показателем форсированности эталоном экспрессии. При этом проявляют сочувствие, сопереживание.

Синтетический (6- 7 лет) Обобщённое, целостное восприятие эмоций. Дети не дифференцируют элементы экспрессии, а воспринимают их в совокупности.

Аналитико-синтетический (6-7 лет) Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их.

Уровни понимания детьми эмоциональных состояний. А.М. Щетинина

Неадекватный: дети не понимают эмоциональное состояние и не могут его назвать.

Ситуативно-конкретный: дети понимают эмоциональное состояние человека только в контексте конкретной ситуации, подсказанной взрослым. Эмоции словами не обозначают или используют подсказки.

Словесные обозначения и описания экспрессии: дети быстро и точно выбирают определение и описание эмоционального состояния из числа предложенных и называют его самостоятельно, выделяют элементы экспрессии.

Осмысление в форме описания: дети самостоятельно называют эмоциональные состояния. Выделяют и описывают экспрессию в контексте придуманной жизненной ситуации.

Осмысление в форме описания и проявления эмпатии: дети самостоятельно и точно называют эмоции, анализируя экспрессию. Домысливают ситуацию от лица другого человека, проявляя эмоциональное отношение к происходящему.

Анкета опросник для родителей

«Представление родителя об эмоциональных особенностях ребёнка», автор Е.И. Изотова

Цель – выявление представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка по следующим показателям: эмоциональный опты ребёнка; присутствие у ребёнка факторов эмоциональной напряжённости; наличие у ребёнка знаний и представлений о эмоциях и чувствах; эмоциональное поле ребёнка; эмоциональный стиль ребёнка; экспрессивность ребёнка.


1 Ф.И.О., возраст ребенка______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2 Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)

_____________________________________________________________________________

3 А. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)________

3 Б. Почему?__________________________________________________________________

4 Как часто: редко, иногда, постоянно (отметить каждую эмоцию) Ваш ребенок

испытывает:

радость_______________________________________________________________________

печаль _______________________________________________________________________

гнев (злость) __________________________________________________________________

страх ________________________________________________________________________

обиду ________________________________________________________________________

стыд (вину) ___________________________________________________________________

зависть_______________________________________________________________________

отвращение ___________________________________________________________________

презрение_____________________________________________________________________

5 Как Вы думаете, что: ситуация, конкретный человек, конкретный предмет, чаще всего

является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций (отметить каждую

эмоцию):

радость_______________________________________________________________________

печаль _______________________________________________________________________

гнев (злость) __________________________________________________________________

страх ________________________________________________________________________

обида ________________________________________________________________________

стыд (вина) ___________________________________________________________________

зависть _______________________________________________________________________

отвращение___________________________________________________________________

презрение_____________________________________________________________________

6 Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию?

(Всегда, иногда, никогда)________________________________________________________

7 Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?

_____________________________________________________________________________

В чем выражается наказание? ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8.А. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый__________,

эмоционально заторможенный?____________________ (Да, нет, не могу сказать)

8.Б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную

ситуацию, человека или предмет?

(Да, нет, не могу сказать) ________________________________________________________

Качественный анализ, осуществляется на основании полноты и содержательности ответов родителей, так же проводится, сравнительны анализ ответов родителей с данным листов наблюдений за поведением детей в классе.


Проективная методика «Рисунок семьи» А.Л. Венгер

Диагностическая процедура

Материалы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик, простой карандаш. Инструкция: нарисуй свою семью так, как ты ее представляешь. Если ребенок задал вопрос: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте, а лучше скажите: «Рисуй, как тебе хочется».

После рисования – беседа: Кто здесь нарисован? Где они находятся? Чем занимаются? Им весело или скучно? Почему? Кто из них самый счастливый, несчастный, почему? Кто самый хороший или плохой? Кого позовешь на помощь, если случится беда? и т.д.

Для интерпретации надо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, насколько возможно иметь сведения о поведении в семье, детском саду, школе.

Интерпретация

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части: анализ характера и процесса рисования, анализ структуры рисунка, анализ особенностей фигур.

В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Отговорки типа «а брата я просто забыл нарисовать» или «Сестренка у меня не поместилась» должны потерять для Вас значение.

I. Анализ характера и процесса рисования.

Правило 1. Пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как и в реальной жизни человек стремиться занять столько места собой и продуктами творчества, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если кто-то мало значит для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализуя лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть.

Поэтому крупные изображения рисуют импульсивные и уверенные в себе дети, склонные к доминированию; маленькие фигуры указывают на наличие тревожности, чувства небезопасности, неуверенности. Уверенные в себе дети размещают изображение в центре листа или чуть выше, занимая все пространство, неуверенные – рисуют внизу, в углу, сбоку листа.

Уверенные, сильные, четкие линии обычны у детей с высокой самооценкой; слабые, робкие, прерывистые, незаметные линии – у неуверенных в себе детей.

Правило 2 Фигуры членов семьи рисуются, начиная от более значимых к менее значимым персонажам. В норме русской культуры рисуется сначала мать. Если первая фигура схематична, недекорирована – это обозначает слабую эмоциональную связь или отсутствие эмоциональной близости с испытуемым.

1) Если мать рисуется последней, то это отражает негативное отношение к ней;

2) Если ребёнок рисует сначала себя – эгоцентризм;

3) Возвращение к рисованию отдельных членов семьи указывает на их когнитивную и эмоциональную значимость;

4) Паузы при рисовании отдельных членов семьи обозначают конфликтное отношение к данным персонажам;

5) Рисование сначала фона отражает стремление отодвинуть во времени рисование своей семьи, что указывает на неблагополучную семейную ситуацию.

Правило 3 Стирание нарисованного анализируется по результату. Если изображение улучшается, то отмечается позитивное отношение к персонажу, если ухудшается (грязь, дырки от стирания) – негативное.

Правило 4 Спонтанные комментарии – это средство ослабления внутреннего напряжения. Они часто выдают эмоционально заряженные места. Исследователем обязательно фиксируются.

II .Анализ структуры рисунка .

Правило 5 Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1) наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок воспринимает как запретные;

2)полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке персонажем;

Увеличение состава семьи может быть связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Если ребенок изображает:

1) своего сверстника, то это может означать потребность в равнопартнерском общении,

2) младших детей, то может означать желание занять охраняющую, руководящую позицию,

3) постороннего взрослого говорит о неудовлетворенной потребности ребенка в близких эмоциональных контактах в кругу семьи;

Правило 6 Если на рисунке отсутствует сам автор, то можно строить гипотезу в двух направлениях:

1) либо это свидетельствует о чувстве отверженности, покинутости: «меня здесь не замечают».

2) либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми.

Правило 7 Если ребенок рисует только себя, это может говорить:

1) при позитивной концентрации на рисунке о несформированности чувства общности в семье, либо эгоцентризме,

2) при негативной – о чувстве отверженности, покинутости.

Правило 8 Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в рисунке. Если встретились с таким персонажем, необходимо подробно расспросить ребенка о нем.

Правило 9 Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, по мнению ребенка, хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Правило 10 Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической.

1) Если персонажи помещаются в тесное, замкнутое пространство, можно предположить о желании ребенка сплотить разобщенную семью;

2) Персонажи, которые на рисунке изображены по отношению к фигуре ребенка ближе всего, отличаются эмоциональной близостью, значимостью в реальной жизни. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, в тесном психологическом

контакте не пребывают;

3) Отделение члена семьи (иногда в рамочку), может говорить о слабости межперсональных связей с данным членом семьи, о негативном отношении к нему.

Правило 11 Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. По расположению фигур и по сходству их декорированности выделяются группировки внутри семьи.

III. Анализ особенностей собственно фигур.

Правило 12 Величина фигуры на рисунке выражает его субъективную значимость для ребенка (т.е. какое место отношения с этим персонажем занимает данный предмет в душе ребенка). Если:

1) самыми большими рисуют отца, мать, то они занимают в душе ребенка наибольшее значение (но это необязательно может быть симпатия).

2) дети равны по величине с родителями – эгоцентризм или (и) соревнование за любовь с другим родителем;

3) дети имеют значительно меньшие размеры, то это может говорить о незначительности, ненужности; потребности в опеке, заботе;

Правило 13 Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо:

1) с сильным нажимом,

2) сильно заштрихован,

3) контур несколько раз обведен,

Правило 14 Анализ отдельных частей тела связан с их функциями.

Руки – средство воздействия на мир, физического контроля поведения других. Если:

1) ребенок рисует у себя высоко поднятые руки с длинными пальцами, широкие плечи и другие атрибуты силы, - это может свидетельствовать о явной или подавленной агрессии, или компенсаторном механизме (слабости).

2) ребенок забывает руки нарисовать у себя, можно предположить о наличии чувства бессилия, чрезмерности контроля со стороны окружающих.

3) рисует у других длинные руки с длинными пальцами, это свидетельствует об агрессивности, могущественности этого члена семьи, его манипулятивности другими.

Голова – центр локализации «Я» - интеллектуальной и чувственной деятельности. Если пропускаются детали головы, особенно глаза, рот или штрихует все лицо, то это может свидетельствовать:

- о нарушении в общении;

- о наличии конфликтов в отношениях с данным человеком, враждебное отношение к нему.

Глаза – Это «орган» отражения эмоционального состояния: выражения радости или печали, просьбы эмоциональной поддержки. Иногда персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные.

Персонажи с глазами «точечками или щелочками» часто несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. Изображения глаз в виде пустых кружков указывают на проблемы в общении.

Рот – орган вербального влияния. Персонаж с большим и(или) заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанным с осуждением и словесным воздействием. Персонаж вообще безо рта или ртом «точечкой» не имеет возможностей словесно влиять на других людей. Прорисовка зубов говорит

- о вербальной агрессии, направленной на себя или другого;

- отражает чувство страха, враждебность нарисованного персонажа к ребенку.

Уши – орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные должен слушаться других. Персонаж, изображенный без ушей, может игнорировать обращения к нему.

Детализация, декорированность головы говорит об озабоченности внешним видом, стремлением компенсировать недостатки.

Ноги. Чем больше площадь опоры ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Неуверенные дети часто рисуют фигуры с крошечными ножками.

Правило 15 «Жесткие», роботоподобные фигуры, как правило, рисуют эмоционально-незрелые дети или, которые имеют напряженные отношения с членами семье.

Правило 16 Изображение большого количества мелких деталей, предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке.

Правило 17 Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость данной деятельности для семьи. Например, обилие на рисунке мягкой мебели означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.


Опубликовано


Комментарии (3)

Фролова Елена Николаевна, 21.12.20 в 10:47 2 Ответить Пожаловаться
Елена Игоревна,замечательная программа!
Очень актуальная тема в нашей работе. Грамотно составлена,все приложения есть. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Скоробогатова Елена Игоревна, 21.12.20 в 11:49 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку!
Кияйкина Наталья Федоровна, 22.12.20 в 12:59 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.