Проект общешкольного мероприятия «Мир эмоций и чувств» для обучающихся с ОВЗ по слуху
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
Общешкольный творческий проект
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
«МИР ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ»
Подготовила педагог-психолог Брагина Ольга Вячеславовна
ГРЯЗОВЕЦ
2015
Актуальность
Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. Расстройства эмоционально-мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Любые особенности развития, наблюдаемые у ребенка, ведут к изменениями эмоционального состояния. У детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у школьников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено, прежде всего, неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. Эмоциональная дефицитарность вызывает трудности социализации и приспособления к обществу. В обычных условиях детям с нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния.
Относительно позднее знакомство с многообразием чувств человека, наблюдающееся у детей с дефицитарно развивающимся слухом, может иметь целый ряд неблагоприятных последствий и в целом обедняет мир переживаний неслышащего ребенка, создает у него трудности понимания эмоциональных состояний других людей. Затруднения в выражении своих желаний и чувств в общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.
Исследования отечественных и зарубежных авторов (В.Петшак, Е.И.Исенина, Д.Б.Корсунская, Л.П.Носкова, Т.В.Розанова, А.М.Гольберг, Е.Ливайн) выявили, что у детей с нарушением слуха существуют общие закономерности развития эмоциональности, однако они проявляются с определенным своеобразием, обусловленным дефектом и его последствиями. Отставание и своеобразие развития речи детей с нарушением слуха значительно затрудняют осознание эмоциональных состояний их дифференциацию и обобщение. Слабослышащие школьники значительно реже, чем их слышащие сверстники, идентифицируют эмоции и эмоциональные состояния, переживания людей при описании картин. У детей с нарушение слуха наблюдаются значительные трудности в понимании причин эмоциональных состояний, а также в осознании того, что внутренние эмоциональные переживания могут стать причиной каких-либо поступков.
Эмоциональное развитие слабослышащих школьников также имеет ряд особенностей. Обнаруживаются ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях, трудности их вербализации. Наиболее знакомыми оказываются слова, обозначающие такие эмоции, как радость, гнев и страх; наименее знакомыми – стыд, интерес, вина.
Слабослышащие школьники, имеющие сниженный, ограниченный уровень речевого развития, по количеству правильно подобранных синонимических рядов, описывающих эмоции, значительно уступают своим сверстникам с более высоким уровнем развития речи. Значительные затруднения у слабослышащих школьников вызывает установление причин возникновения эмоций человека и вербализация как собственных, так и чужих эмоций. Из-за недоразвития речи и ограниченности общения с окружающими личный эмоциональный опыт слабослышащих школьников значительно обеднен.
Недостаточный или низкий уровень эмоционального развития слабослышащих школьников обусловлен рядом причин: недоразвитием речи (в частности, эмоционально-экспрессивных средств языка), недостаточно сформированными умениями и навыками идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, и, как следствие, собственной непродуктивной эмоциональной реакцией.
Исходя из всего вышеизложенного, передо мной как педагогом-психологом, работающим с детьми с нарушением слуха, встала острая необходимость заняться этой проблемой, и каким-то образом объяснить состояние человеческих эмоций детям с ограниченными возможностями по слуху.
В этом учебном году я решила попробовать организовать и провести со всеми обучающимися общешкольный проект НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ по теме «Мир эмоций и чувств».
Цель проекта: систематизировать знания школьников по теме «Эмоции человека» и создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений.
Задачи:
Познакомить, вспомнить, закрепить имеющиеся знания по теме, уточнить словарь, познакомить с новыми словами.
Создать условия каждому ребёнку для осознания важности межличностных отношений.
Формировать проектные и исследовательские действия.
Формировать умения работать в команде.
К участию в проекте я решила привлечь не только обучающихся и педагогов, но и всех работников школы.
Проект реализовывался по 3 основным этапам:
I этап – подготовительный, который включал в себя:
изучение литературы по данной тематике и методических материалов по проведению подобных мероприятий,
составление плана мероприятий,
подготовка диагностического инструментария,
разработка конспектов занятий и мероприятий с презентациями,
подготовка оборудования, наглядности, материалов для занятий,
входную диагностику по теме проекта.
II этап – реализация проекта, который включал в себя:
проведение общих мероприятий и занятий по классам,
оформление информационных стендов,
изготовление коллажей по эмоциям и чувствам,
III этап – аналитический:
заключительную диагностику по теме проекта,
анализ полученных результатов,
выводы,
оформление проекта.
Ход проекта.
I этап
Изучение литературы и методических материалов
1. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников // Дефектология. – 1989. №4.
2.Б.Д.Корсунская «Особенности социально-эмоционального развития детей с нарушениями слуха, в частности, проблемы налаживания» 2000г.
3. Интернет ресурсы: nsportal.ru, logoportal.ru, uchitelya.com и др.
2.Составление плана мероприятий.
День |
Время |
Мероприятие |
Участники |
Вторник 31 марта |
2 большая перемена |
Линейка, посвященная открытию недели |
Все классы |
в течение дня |
Начало мониторинга «Моё настроение» |
||
Входная диагностика по классам на тему недели |
|||
12.40-13.20 (5-6 урок) |
«Мир эмоций» |
Учащихся начальной школы |
|
15.30 – 16.10 |
Презентация «Мир эмоций и чувств» |
Учащиеся средних и старших классов |
|
Среда 1 апреля «День смеха, улыбок и хорошего настроения» |
Весь день |
Акция «Подари улыбку» |
Все сотрудники и учащиеся школы |
13.30-14.10 (6 урок) |
«Животный смех» презентация с элементами арт-терапии |
Учащиеся начальной школы |
|
15.30 – 16.10 |
«День смеха в мире» коррекционно-развивающее занятие с элементами Арт-терапии и презентация |
Учащиеся средних и старших классов |
|
Четверг 2 апреля «Негативные эмоции в жизни человека» |
13.30-14.10 |
«Город страхов. Мы рисуем страх» коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии |
Учащиеся начальной школы |
14.40-15.20 (7урок) |
«Как справится с гневом?» тренинг для учащихся средних и старших классов |
Учащиеся средних и старших классов |
|
Пятница 3 апреля Счастье |
13.30-14.10 |
Страна Чувств |
Учащиеся начальной школы |
14.40-15.20 (7урок) |
«Дерево счастья» тренинг с элементами Арт-терапии |
Учащиеся средних и старших классов |
|
в течение дня |
Заключительная диагностика по теме недели |
Все классы |
|
Понедельник 6 апреля |
14.10 – 14.20 |
Линейка, посвященная закрытию недели |
Все классы |
3.Подготовка диагностического инструментария
Для каждого класса (группы), в зависимости от состояния развития речи, интеллекта и возраста были разработаны диагност-карты на основе пиктограмм К. Изарда .
1-2 классы(2В-3В) |
3-4 классы |
4В-5В классы |
4. Разработка конспектов занятий и мероприятий с презентациями
Педагогом-психологом были подготовлены презентации к мероприятиям, изложенным выше (см. план). Старшеклассникам было дано задание - подготовить презентации по темам: «Страхи», «Любопытство», «Счастье», «Обида», «Радость», «Гнев».
5. Подготовка оборудования, наглядности, материалов для занятий.
На данном этапе распечатаны диагност-карты, материалы для занятий (карточки со словами, картинки для коллажей, улыбки для акции и др.).
6. Входная диагностика.
На I этапе было проведено диагностическое исследование по классам, с целью выявления уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм (1-7 класс разного уровня сложности) и определение уровня развития «эмоционального словаря» (для учащихся 8-14 классов). Результаты входной диагностики показали, что:
• 60% учащихся 1-2 класса без ошибок определили 6 основных эмоциональных состояний, 1 первоклассник затруднился в определении 1 эмоции, ещё один в двух;
• 50% (2 человека) из 2В-3В класса безошибочно справились с заданием, тогда как остальные не смогли выполнить данное задание;
• В 3 классе (9 учащихся) справился с заданием только 1 ученик, трое смогли правильно назвать только 5 эмоций, один – три, ещё один – только 2 и два человека написали только одну эмоцию;
• В 4В-5В классе (3 ) 1 учащийся назвал правильно 4 эмоции из шести, а двое только две;
• В 4 классе (2) обе девочки смогли назвать только 3 эмоции из 8 (38%);
• В 5 классе ребята справились с работой в среднем на 60%;
• В 6 классе (4) двое учащихся правильно назвали существительные- 75%, двое на 50%, глаголы - двое – на 75%, один -63%, один – не справился, прилагательные - двое на 75%, двое не назвали ни одного слова;
• В 7 классе 2 справились на 80%, одна не смогла назвать ни одного слова;
• В 9В классе дети в среднем справились на 47%;
• В 8 классе на 48% (в среднем);
• В 9-11 классе на 65%;
• В 12-14 классе на 96%.
Таким образом, видно, что у большинства младших школьников недостаточный или низкий уровень эмоционального развития. Дети нуждаются в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях по данной тематике.
II этап – реализация проекта.
Согласно разработанному плану были проведены все мероприятия НЕДЕЛИ. На занятиях дети изготавливали коллажи, рассказывающие о каждой базовой эмоции, «превращали» страшных и злых животных в добрых и смешных, рисовали собственные страхи и учились избавляться от них, учились справляться с гневом и агрессией. Учащиеся старших классов на последнем занятии задумались над вопросом «Что же такое счастье?» и изготовили общее «Дерево счастья».
Учащиеся старших классов на последнем занятии задумались над вопросом «Что же такое счастье?» и изготовили общее «Дерево счастья».
III этап – аналитический.
Учащиеся 12 класса были включены в качестве экспертов при повторной диагностике всех обучающихся школы. В качестве диагностического инструментария детям были предложены те же диагност-карты, что и при входной диагностике. Вместе со старшеклассниками мы проанализировали полученные результаты.
На гистограмме хорошо видна положительная динамика. Работа, проведенная в течение этой недели и повторное исследование, показали, что дети стали лучше опознавать свои и чужие эмоциональные состояния, обогатился их словарный запас.
Вывод по проекту
Реализация творческого проекта НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ по теме «Мир эмоций и чувств» прошла успешно. Эффективность данного проекта показала положительная динамика диагностики, направленная на изучение определения эмоциональных состояний человека. Поэтому, я считаю, что необходимо проводить подобные мероприятия для обучающихся с ОВЗ по слуху.
Desteni