12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брагина Ольга Вячеславовна126
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 17 лет, в должности педагог-психолог 11 лет. Работаю в БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Россия, Вологодская обл., Грязовец

БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»

Общешкольный творческий проект

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

«МИР ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ»
 

Подготовила педагог-психолог Брагина Ольга Вячеславовна
 

ГРЯЗОВЕЦ

2015


 

Актуальность

Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. Расстройства эмоционально-мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Любые особенности развития, наблюдаемые у ребенка, ведут к изменениями эмоционального состояния. У детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у школьников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено, прежде всего, неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. Эмоциональная дефицитарность вызывает трудности социализации и приспособления к обществу. В обычных условиях детям с нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния.

Относительно позднее знакомство с многообразием чувств человека, наблюдающееся у детей с дефицитарно развивающимся слухом, может иметь целый ряд неблагоприятных последствий и в целом обедняет мир переживаний неслышащего ребенка, создает у него трудности понимания эмоциональных состояний других людей. Затруднения в выражении своих желаний и чувств в общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.

Исследования отечественных и зарубежных авторов (В.Петшак, Е.И.Исенина, Д.Б.Корсунская, Л.П.Носкова, Т.В.Розанова, А.М.Гольберг, Е.Ливайн) выявили, что у детей с нарушением слуха существуют общие закономерности развития эмоциональности, однако они проявляются с определенным своеобразием, обусловленным дефектом и его последствиями. Отставание и своеобразие развития речи детей с нарушением слуха значительно затрудняют осознание эмоциональных состояний их дифференциацию и обобщение. Слабослышащие школьники значительно реже, чем их слышащие сверстники, идентифицируют эмоции и эмоциональные состояния, переживания людей при описании картин. У детей с нарушение слуха наблюдаются значительные трудности в понимании причин эмоциональных состояний, а также в осознании того, что внутренние эмоциональные переживания могут стать причиной каких-либо поступков.

Эмоциональное развитие слабослышащих школьников также имеет ряд особенностей. Обнаруживаются ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях, трудности их вербализации. Наиболее знакомыми оказываются слова, обозначающие такие эмоции, как радость, гнев и страх; наименее знакомыми – стыд, интерес, вина.

Слабослышащие школьники, имеющие сниженный, ограниченный уровень речевого развития, по количеству правильно подобранных синонимических рядов, описывающих эмоции, значительно уступают своим сверстникам с более высоким уровнем развития речи. Значительные затруднения у слабослышащих школьников вызывает установление причин возникновения эмоций человека и вербализация как собственных, так и чужих эмоций. Из-за недоразвития речи и ограниченности общения с окружающими личный эмоциональный опыт слабослышащих школьников значительно обеднен.

Недостаточный или низкий уровень эмоционального развития слабослышащих школьников обусловлен рядом причин: недоразвитием речи (в частности, эмоционально-экспрессивных средств языка), недостаточно сформированными умениями и навыками идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, и, как следствие, собственной непродуктивной эмоциональной реакцией.

Исходя из всего вышеизложенного, передо мной как педагогом-психологом, работающим с детьми с нарушением слуха, встала острая необходимость заняться этой проблемой, и каким-то образом объяснить состояние человеческих эмоций детям с ограниченными возможностями по слуху.

В этом учебном году я решила попробовать организовать и провести со всеми обучающимися общешкольный проект НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ по теме «Мир эмоций и чувств».

Цель проекта: систематизировать знания школьников по теме «Эмоции человека» и создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений.

Задачи:

Познакомить, вспомнить, закрепить имеющиеся знания по теме, уточнить словарь, познакомить с новыми словами.

Создать условия каждому ребёнку для осознания важности межличностных отношений.

Формировать проектные и исследовательские действия.

Формировать умения работать в команде.

К участию в проекте я решила привлечь не только обучающихся и педагогов, но и всех работников школы.

Проект реализовывался по 3 основным этапам:

I этап – подготовительный, который включал в себя:

изучение литературы по данной тематике и методических материалов по проведению подобных мероприятий,

составление плана мероприятий,

подготовка диагностического инструментария,

разработка конспектов занятий и мероприятий с презентациями,

подготовка оборудования, наглядности, материалов для занятий,

входную диагностику по теме проекта.

II этап – реализация проекта, который включал в себя:

проведение общих мероприятий и занятий по классам,

оформление информационных стендов,

изготовление коллажей по эмоциям и чувствам,

III этап – аналитический:

заключительную диагностику по теме проекта,

анализ полученных результатов,

выводы,

оформление проекта.

Ход проекта.

I этап

Изучение литературы и методических материалов

1. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников // Дефектология. – 1989. №4.

2.Б.Д.Корсунская «Особенности социально-эмоционального развития детей с нарушениями слуха, в частности, проблемы налаживания» 2000г.

3. Интернет ресурсы: nsportal.ru , logoportal.ru, uchitelya.com и др.

2.Составление плана мероприятий.

День

Время

Мероприятие

Участники

Вторник

31 марта

2 большая перемена

Линейка, посвященная открытию недели

Все классы

в течение дня

Начало мониторинга «Моё настроение»

Входная диагностика по классам на тему недели

12.40-13.20

(5-6 урок)

«Мир эмоций»

Учащихся начальной школы

15.30 – 16.10

Презентация

«Мир эмоций и чувств»

Учащиеся средних и старших классов

Среда

1 апреля

«День

смеха, улыбок и

хорошего

настроения»

Весь день

Акция

«Подари улыбку»

Все сотрудники и учащиеся школы

13.30-14.10

(6 урок)

«Животный смех»

презентация с элементами арт-терапии

Учащиеся начальной школы

15.30 – 16.10

«День смеха в мире»

коррекционно-развивающее занятие с элементами Арт-терапии и презентация

Учащиеся средних и старших классов

Четверг

2 апреля

«Негативные эмоции в жизни человека»

13.30-14.10

«Город страхов.

Мы рисуем страх»

коррекционно-развивающее занятие с элементами

арт-терапии

Учащиеся начальной школы

14.40-15.20 (7урок)

«Как справится с гневом?»

тренинг для учащихся средних и старших классов

Учащиеся средних и старших классов

Пятница

3 апреля

Счастье

13.30-14.10

Страна Чувств

Учащиеся начальной школы

14.40-15.20 (7урок)

«Дерево счастья»

тренинг с элементами Арт-терапии

Учащиеся средних и старших классов

в течение дня

Заключительная диагностика по теме недели

Все классы

Понедельник

6 апреля

14.10 – 14.20

Линейка, посвященная закрытию недели

Все классы

3.Подготовка диагностического инструментария

Для каждого класса (группы), в зависимости от состояния развития речи, интеллекта и возраста были разработаны диагност-карты на основе пиктограмм К. Изарда .

1-2 классы(2В-3В)

3-4 классы

4В-5В классы

8-12 классы

4. Разработка конспектов занятий и мероприятий с презентациями

Педагогом-психологом были подготовлены презентации к мероприятиям, изложенным выше (см. план). Старшеклассникам было дано задание - подготовить презентации по темам: «Страхи», «Любопытство», «Счастье», «Обида», «Радость», «Гнев».

5. Подготовка оборудования, наглядности, материалов для занятий.

На данном этапе распечатаны диагност-карты, материалы для занятий (карточки со словами, картинки для коллажей, улыбки для акции и др.).

6. Входная диагностика.

На I этапе было проведено диагностическое исследование по классам, с целью выявления уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм (1-7 класс разного уровня сложности) и определение уровня развития «эмоционального словаря» (для учащихся 8-14 классов). Результаты входной диагностики показали, что:

60% учащихся 1-2 класса без ошибок определили 6 основных эмоциональных состояний, 1 первоклассник затруднился в определении 1 эмоции, ещё один в двух;

50% (2 человека) из 2В-3В класса безошибочно справились с заданием, тогда как остальные не смогли выполнить данное задание;

В 3 классе (9 учащихся) справился с заданием только 1 ученик, трое смогли правильно назвать только 5 эмоций, один – три, ещё один – только 2 и два человека написали только одну эмоцию;

В 4В-5В классе (3 ) 1 учащийся назвал правильно 4 эмоции из шести, а двое только две;

В 4 классе (2) обе девочки смогли назвать только 3 эмоции из 8 (38%);

В 5 классе ребята справились с работой в среднем на 60%;

В 6 классе (4) двое учащихся правильно назвали существительные- 75%, двое на 50%, глаголы - двое – на 75%, один -63%, один – не справился, прилагательные - двое на 75%, двое не назвали ни одного слова;

В 7 классе 2 справились на 80%, одна не смогла назвать ни одного слова;

В 9В классе дети в среднем справились на 47%;

В 8 классе на 48% (в среднем);

В 9-11 классе на 65%;

В 12-14 классе на 96%.

Таким образом, видно, что у большинства младших школьников недостаточный или низкий уровень эмоционального развития. Дети нуждаются в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях по данной тематике.

II этап – реализация проекта.

Согласно разработанному плану были проведены все мероприятия НЕДЕЛИ. На занятиях дети изготавливали коллажи, рассказывающие о каждой базовой эмоции, «превращали» страшных и злых животных в добрых и смешных, рисовали собственные страхи и учились избавляться от них, учились справляться с гневом и агрессией. Учащиеся старших классов на последнем занятии задумались над вопросом «Что же такое счастье?» и изготовили общее «Дерево счастья».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся старших классов на последнем занятии задумались над вопросом «Что же такое счастье?» и изготовили общее «Дерево счастья».

III этап – аналитический.

Учащиеся 12 класса были включены в качестве экспертов при повторной диагностике всех обучающихся школы. В качестве диагностического инструментария детям были предложены те же диагност-карты, что и при входной диагностике. Вместе со старшеклассниками мы проанализировали полученные результаты.

На гистограмме хорошо видна положительная динамика. Работа, проведенная в течение этой недели и повторное исследование, показали, что дети стали лучше опознавать свои и чужие эмоциональные состояния, обогатился их словарный запас.

Вывод по проекту

Реализация творческого проекта НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ по теме «Мир эмоций и чувств» прошла успешно. Эффективность данного проекта показала положительная динамика диагностики, направленная на изучение определения эмоциональных состояний человека. Поэтому, я считаю, что необходимо проводить подобные мероприятия для обучающихся с ОВЗ по слуху.

Опубликовано


Комментарии (1)

Desteni, 23.02.19 в 18:49 5Ответить Пожаловаться
Понравились некоторые идеи, возьму в копилочку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.