Развивающая психолого-педагогическая программа для детей 3-5 лет «Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте»
Развивающая психолого-педагогическая программа
для детей 3-5 лет
«Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте»
Оглавление
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами у него есть накопленный опыт, активно формируется словарный запассловарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям ребенок начинает активно проявлять интерес к освоению окружающего мира, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие является основным познавательным процессом в дошкольном возрасте. Сущность восприятия заключается в целостном отражении ситуаций, предметов, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия: пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:
1) усвоение сенсорных эталонов - это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов;
2) способы восприятия: внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами, обведение контура образца и предмета пальцем, прикладывание образца к предмету.
3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте словесно описывает различные свойства конкретного предмета.
Необходимость разработки данной развивающей программы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды восприятия. Значение развития различных видов восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Принципы развивающей работы при составлении данной программы:
принцип единства диагностики;
принцип системности развивающих задач;
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
деятельностный принцип;
принцип комплексности методов развивающего воздействия;
принцип учета объема и степени разнообразия материала;
принцип возрастания сложности.
Программа состоит из трех блоков, направленных на развитие разных видов восприятия, включающих себя 30 занятий.
Развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий 25 минут.
Программа развивающих занятий рассчитана на детей в возрасте 3-5 лет. Осуществляется в группе из 4-6 человек.
Цель развивающей программы: развитие основных видов восприятия.
Задачи программы: 1) формирование у ребенка зрительных сенсорных эталонов;
2) развитие ориентировки в пространстве и времени;
3) формирование слухового восприятия;
4) развитие тактильной чувствительности.
Развивающая программа представляет собой цикл из трех блоков, каждый из которых направлен на развитие определенного вида восприятия:
1 блок - развитие зрительного восприятия;
2 блок - развитие восприятия пространства и времени;
3 блок – развитие слухового и тактильного восприятия.
В каждом блоке занятий уделяется внимание развитию определённого вида восприятия.
Структура занятия развивающей программы:
Вводная часть для всех занятий включает в себя игры, упражнения, направленные на создание положительного отношения к занятию. Продолжительность этой части — 3-5 минут.
Основная часть отвечает главной цели занятия.
Продолжительность основной части — 15 минут.
Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта. Продолжительность этой части — 3-5 минут.
Этапы и сроки реализации программы
Первый этап (сентябрь):
Подбор детей в группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: «Разрезные картинки», «Коробочка форм», определение слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста» Т. Д. Марциновской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, проба «Назови фигуры» направлена на исследование зрительного восприятия.
организация условий осуществления развивающей программы;
консультирование родителей;
информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения развивающей программы;
обсуждение развивающей программы с педагогами, администрацией.
Второй этап (октябрь-апрель):
реализация развивающей программы;
проведение развивающих занятий с группой детей, согласно разработанной программе;
контроль динамики хода развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;
проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов развивающей работы.
внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).
Третий этап (май):
повторное диагностическое обследование с целью оценки эффективности развивающей работы,
разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;
обсуждение итогов развивающей работы с родителями и воспитателями.
Структура программыБлок 1 Развитие зрительного восприятия | ||||
Темы занятий | ||||
Разноцветный мир | Оттенки цвета | Теплые и холодные цвета | Знакомство с вариантами геометрических форм | Конструирование по образцу |
Выделение параметров фигуры | Целое и части (работа с разрезными картинками) | Развитие восприятия сюжетных изображений | Свойства предметов | Развитие восприятия глубины пространства |
Блок 2 Восприятие пространства и времени | ||||
Темы занятий | ||||
Ориентировка на собственном теле | Определение расположения предметов в пространстве | Справа- слева, выше-ниже | Движение в заданном направлении | Ориентировка в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ |
Изучение временных показателей (год) | Изучение временных показателей (Смена времени года) | Изучение временных показателей (Месяцы в году) | Изучение временных показателей (дни недели) | Изучение временных показателей (время суток) |
Блок 3 Развитие слухового и тактильного восприятия | ||||
Темы занятий | ||||
Музыкальные инструменты | Звуки природы | Восприятие высоты звука | Восприятие ритма | Восприятие динамики звука |
Восприятие тембра | Формирование у детей знаний о строении и возможностях рук. | Развитие мелкой ручной моторики | Формирование тактильных представлений. | Развитие тактильных ощущений |
Блок 1. Развитие зрительного восприятия
Состоит из десяти занятий, направленных на развитие восприятия цвета, формы, размера предмета, выделение целого и части, восприятие свойств предметов, развитие глубины пространства.
Блок 2. Развитие восприятия пространства и времени.
Состоит из десяти занятий, направленных на пространственное восприятие детьми своего тела, ориентировку в помещении, на листе бумаги; временное ориентирование включает в себя занятия на изучение временных показателей.
Блок 3. Развитие слухового и тактильного восприятия.
Состоит из десяти занятий, направленных на изучение детьми основных важных свойств музыкальных звуков и развитие осязательных ощущений.
Структура занятий, входящих в блок 1
Развитие зрительного восприятия
№п/п | Тема занятия | Цель занятия | Структура занятия |
1. | Разноцветный мир | Научить различать цвета | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки» Основная часть: игры-упражнения «Цветы», Разложи игрушки в своем домике», игра «Разноцветная вода» Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы» |
2. | Оттенки цвета | Научить видеть оттенки цвета | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки» Основная часть: игры-упражнения «Три воздушных шарика», «Волшебные краски», «День и ночь». Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
3. | Теплые и холодные цвета | Закрепить знания о теплых и холодных тонах цветов | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки» Основная часть: Дидактические игры: «Зима – лето»; «Кто быстрее»; «Сравни узоры», «Раскрась картинку»; Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
4. | Знакомство с вариантами геометрических форм | Узнать и закрепить названия геометрических фигур | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки». Основная часть: игра-сказка «Путешествие геометрических фигур». Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
5. | Конструирование по образцу | Закрепление названий геометрических фигур | Вводная часть: игра-приветствие Основная часть: Игра «Мастерская форм» Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
6. | Выделение параметров фигуры | | Вводная часть: игра-приветствие Основная часть: дидактическая игра «Сравни предмет» Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
7. | Целое и части | Научиться составлять целое из частей | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки». Основная часть: игра «Путешествие на воздушном шаре» Заключительная часть: упражнение |
8. | Развитие восприятия сюжетных изображений. | Учиться объединять картинки одним сюжетом | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки». Основная часть: игра -сказка «Расскажи о животных» Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
9. | Свойства предметов | Обобщение свойств предметов: форма, размер, цвет | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки». Основная часть: игры «Круг, треугольник, квадрат», «Кто наблюдательней?» Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
10. | Развитие восприятия глубины пространства | Формирование пространственных представлений | Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки». Основная часть: дидактические игры: «Что изменилось?», «Сделай узор». Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы». |
Структура занятий, входящих в блок 2
Восприятие пространства и времени
№п/п | Тема занятия | Цель занятия | Структура занятия |
1. | Музыкальные инструменты | Научить ребенка ориентироваться в пространстве своего тела | Вводная часть: Приветствие «Здороваемся рукопожатиями». Основная часть: игра «На зарядку становись», «Непослушный спортсмен». Заключительная часть: упражнение «Башенка». |
2. | Определение расположения предметов в пространстве | Освоить пространство с опорой на схему собственного тела | Вводная часть: Приветствие «Здороваемся рукопожатиями». Основная часть: игротренинг «В поисках клада». Заключительная часть: упражнение «Башенка». |
3. | Справа- слева, выше-ниже | Научить ребенка ориентироваться в пространстве листа | Вводная часть: Приветствие «Здороваемся глазами». Основная часть: игротренинг «Волшебный маршрут» Заключительная часть: упражнение «Башенка» |
4. | Движение в заданном направлении | Научить ребенка двигаться в заданном направлении | Вводная часть: Приветствие «Здороваемся глазами» Основная часть: игра «Карта сокровищ» Заключительная часть: упражнение «Башенка» |
5. | Ориентировка в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ | Научить ребенка ориентироваться в пространстве с опорой на зрительный образ | Вводная часть: Приветствие «Здороваемся глазами». Основная часть: игротренинг «Зашифрованное послание». Заключительная часть: упражнение «Башенка». |
6. | Изучение временных показателей (год, календарь) | Знакомство детей с календарем | Вводная часть: Приветствие. Рассказ ведущего о календаре. Основная часть: сказкотерапия «Сказка о времени» Заключительная часть: Беседа «Что мы узнали нового». Упражнение прощание «Какие мы молодцы!» |
7. | Изучение временных показателей (времена года) | Закрепить и расширить знания и представления о временах года у детей | Вводная часть: Приветствие. Рассказ ведущего о Песочной стране. Основная часть: Песочная терапия «Феи времен года» Упражнения: «Снежинки», «В весеннем лесу», «Однажды в летний день», «Осенние листочки» Заключительная часть: упражнение «Любимое время года» |
8. | Изучение временных показателей (месяцы) | Знакомство и закрепление названий месяцев в году | Вводная часть: Приветствие. Рассказ о том, что времена года состоят из месяцев. Основная часть: Упражнение на знакомство с месяцами. Чтение и обсуждение Стихотворения М. Погарского «Двенадцать месяцев в году» Заключительная часть: упражнение «Найти и назвать на рисунке все месяцы в году. |
9. | Изучение временных показателей (дни недели) | Запоминание дней недели | Вводная часть: Приветствие. Чтение стихотворения Я. Бжехва «Муха-Чистюля». Основная часть: Дидактическая игра «Неделька стройся». Заключительная часть: упражнение на закрепление. Прощание. |
10. | Изучение временных показателей (время суток) | Научиться определять время суток | Вводная часть: Приветствие. Основная часть: Сюжетно-ролевая игра «Гномики» Заключительная часть: Беседа «Что делают гномики в разное время суток?» Прощание. |
Структура занятий, входящих в блок 3
Развитие слухового и тактильного восприятия
№п/п | Тема занятия | Цель занятия | Структура занятия |
1. | Музыкальные инструменты | Учить детей дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками | Вводная часть: Музыкальное приветствие, игра «Тишина», Основная часть: игра «Угадайка» Заключительная часть: Составление коллективного рассказа. Прощание. |
2. | Звуки природы | Обогащение звукового опыта детей | Вводная часть: Музыкальное приветствие. Основная часть: игра-путешествие «Прогулка в лес» Заключительная часть: Составление коллективного рассказа. Прощание. |
3. | Восприятие высоты звука | Научить детей различать выразительные возможности интервалов | Вводная часть: Музыкальное приветствие. Основная часть: Игры «Птицы и тенчики», «Эхо» Заключительная часть: Музыкальное прощание. |
4. | Восприятие ритма | Различать ритм в музыке. | Вводная часть: Музыкальное приветствие Основная часть: игра «ритмическое лото» Заключительная часть: Музыкальное прощание. |
5. | Восприятие динамики звука | Научить различать звук по двум динамическим оттенкам | Вводная часть: Музыкальное приветствие Основная часть: Игры «Тихо-Громко», «Кто самый внимательный» Заключительная часть: Упражнение «Нарисуй звук» |
6. | Восприятие тембра | Раличать выразительность звучания контрастных музыкальных инструментов | Вводная часть: Музыкальное приветствие Основная часть: игры «Узнай инструмент», «Угадай на чем играю» Заключительная часть: Музыкальное прощание. |
7. | Формирование у детей знаний о строении и возможностях рук | Формирование у детей знаний о строении и возможностях рук. | Вводная часть: Приветствие. Упражнение «Ловкие руки» Основная часть: Упражнения «Золушка», «Занимательные катушки», «Ловкие руки», «Лабиринт» Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. Прощание |
8. | Развитие мелкой ручной моторики | Подготовка руки к осязательному обследованию объектов | Вводная часть: Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Основная часть: игры «Найди сюрприз», «волшебная ложечка», «Слепи животное» Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. Прощание |
9. | Формирование тактильных представлений | Формирование приемов и способов обследования предметов. | Вводная часть: Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Основная часть: Дидактические игры: «Сухие материалы», «Тактильные дощечки», «Чудесный сундучок», Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. Прощание |
10. | Развитие способов осязательного восприятия | Нахождение на ощупь предметов по описанию свойств и качеств. | Вводная часть: Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Основная часть: Дидактические игры: «Найди по описанию», «Волшебный сундучок». «Закрой окошечки», «Тактильное лото». Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. |
Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Большакова С.В. Формирование мелкой моторики рук, игры и упражнения. –М.:ТЦ «Сфера», 2014
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010.
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004.
11