Развивающая психолого-педагогическая программа для детей 3-5 лет «Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте»

1
0
Материал опубликован 8 November 2020

Развивающая психолого-педагогическая программа

для детей 3-5 лет

«Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте»



Пояснительная записка


Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами у него есть накопленный опыт, активно формируется словарный запассловарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям ребенок начинает активно проявлять интерес к освоению окружающего мира, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие является основным познавательным процессом в дошкольном возрасте. Сущность восприятия заключается в целостном отражении ситуаций, предметов, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия: пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:

1) усвоение сенсорных эталонов - это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов;

2) способы восприятия: внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами, обведение контура образца и предмета пальцем, прикладывание образца к предмету.

3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте словесно описывает различные свойства конкретного предмета.

Необходимость разработки данной развивающей программы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды восприятия. Значение развития различных видов восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Принципы развивающей работы при составлении данной программы:

принцип единства диагностики;

принцип системности развивающих задач;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

деятельностный принцип;

принцип комплексности методов развивающего воздействия;

принцип учета объема и степени разнообразия материала;

принцип возрастания сложности.

Программа состоит из трех блоков, направленных на развитие разных видов восприятия, включающих себя 30 занятий.

Развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий 25 минут.

Программа развивающих занятий рассчитана на детей в возрасте 3-5 лет. Осуществляется в группе из 4-6 человек.

Цель развивающей программы: развитие основных видов восприятия.

Задачи программы: 1) формирование у ребенка зрительных сенсорных эталонов;

2) развитие ориентировки в пространстве и времени;

3) формирование слухового восприятия;

4) развитие тактильной чувствительности.

Развивающая программа представляет собой цикл из трех блоков, каждый из которых направлен на развитие определенного вида восприятия:

1 блок - развитие зрительного восприятия;

2 блок - развитие восприятия пространства и времени;

3 блок – развитие слухового и тактильного восприятия.

В каждом блоке занятий уделяется внимание развитию определённого вида восприятия.

Структура занятия развивающей программы:

Вводная часть для всех занятий включает в себя игры, упражнения, направленные на создание положительного отношения к занятию. Продолжительность этой части — 3-5 минут.

Основная часть отвечает главной цели занятия.

Продолжительность основной части — 15 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта. Продолжительность этой части — 3-5 минут.

Этапы и сроки реализации программы


Первый этап (сентябрь):

Подбор детей в группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: «Разрезные картинки», «Коробочка форм», определение слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста» Т. Д. Марциновской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, проба «Назови фигуры» направлена на исследование зрительного восприятия.

организация условий осуществления развивающей программы;

консультирование родителей;

информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения развивающей программы;

обсуждение развивающей программы с педагогами, администрацией.

Второй этап (октябрь-апрель):

реализация развивающей программы;

проведение развивающих занятий с группой детей, согласно разработанной программе;

контроль динамики хода развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;

проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов развивающей работы.

внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).

Третий этап (май):

повторное диагностическое обследование с целью оценки эффективности развивающей работы,

разработка, в случае необходимости, программы индивидуального курирования отдельного случая;

обсуждение итогов развивающей работы с родителями и воспитателями.

Структура программы

Блок 1 Развитие зрительного восприятия

Темы занятий

Разноцветный мир

Оттенки цвета

Теплые и холодные цвета

Знакомство с вариантами геометрических форм


Конструирование по образцу

Выделение параметров фигуры


Целое и части (работа с разрезными картинками)

Развитие восприятия сюжетных изображений

Свойства предметов

Развитие восприятия глубины пространства


Блок 2 Восприятие пространства и времени

Темы занятий

Ориентировка на собственном теле


Определение расположения предметов в пространстве

Справа- слева, выше-ниже

Движение в заданном направлении

Ориентировка в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ


Изучение временных показателей

(год)

Изучение временных показателей

(Смена времени года)


Изучение временных показателей

(Месяцы в году)

Изучение временных показателей

(дни недели)

Изучение временных показателей

(время суток)



Блок 3 Развитие слухового и тактильного восприятия

Темы занятий

Музыкальные инструменты

Звуки природы

Восприятие высоты звука

Восприятие ритма

Восприятие динамики звука

Восприятие тембра

Формирование у детей знаний о строении и возможностях рук.

Развитие мелкой ручной моторики

Формирование тактильных представлений.

Развитие тактильных ощущений


Содержание программы


Блок 1. Развитие зрительного восприятия

Состоит из десяти занятий, направленных на развитие восприятия цвета, формы, размера предмета, выделение целого и части, восприятие свойств предметов, развитие глубины пространства.

Блок 2. Развитие восприятия пространства и времени.

Состоит из десяти занятий, направленных на пространственное восприятие детьми своего тела, ориентировку в помещении, на листе бумаги; временное ориентирование включает в себя занятия на изучение временных показателей.

Блок 3. Развитие слухового и тактильного восприятия.

Состоит из десяти занятий, направленных на изучение детьми основных важных свойств музыкальных звуков и развитие осязательных ощущений.


Структура занятий


Структура занятий, входящих в блок 1


Развитие зрительного восприятия



№п/п

Тема занятия

Цель занятия

Структура занятия

1.

Разноцветный мир

Научить различать цвета


Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки»

Основная часть: игры-упражнения «Цветы», Разложи игрушки в своем домике», игра «Разноцветная вода»

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы»

2.

Оттенки цвета

Научить видеть оттенки цвета

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки»

Основная часть: игры-упражнения «Три воздушных шарика», «Волшебные краски», «День и ночь».

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».


3.

Теплые и холодные цвета

Закрепить знания о теплых и холодных тонах цветов

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки»

Основная часть: Дидактические игры: «Зима – лето»; «Кто быстрее»; «Сравни узоры», «Раскрась картинку»;

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».


4.

Знакомство с вариантами геометрических форм


Узнать и закрепить названия геометрических фигур

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки».

Основная часть: игра-сказка «Путешествие геометрических фигур».

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».



5.

Конструирование по образцу

Закрепление названий геометрических фигур

Вводная часть: игра-приветствие

Основная часть: Игра «Мастерская форм»

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».



6.

Выделение параметров фигуры




Вводная часть: игра-приветствие

Основная часть: дидактическая игра «Сравни предмет»

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».



7.

Целое и части

Научиться составлять целое из частей

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки».

Основная часть: игра «Путешествие на воздушном шаре»

Заключительная часть: упражнение

8.


Развитие восприятия сюжетных изображений.


Учиться объединять картинки одним сюжетом

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки».

Основная часть: игра -сказка «Расскажи о животных»

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».




9.

Свойства предметов

Обобщение свойств предметов: форма, размер, цвет

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки».

Основная часть: игры «Круг, треугольник, квадрат», «Кто наблюдательней?»

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».




10.

Развитие восприятия глубины пространства

Формирование пространственных представлений

Вводная часть: игра-приветствие «Здравствуйте ладошки».

Основная часть: дидактические игры: «Что изменилось?», «Сделай узор».

Заключительная часть: Упражнение «Мы сегодня молодцы».





Структура занятий, входящих в блок 2


Восприятие пространства и времени


№п/п

Тема занятия

Цель занятия

Структура занятия

1.

Музыкальные инструменты

Научить ребенка ориентироваться в пространстве своего тела

Вводная часть: Приветствие «Здороваемся рукопожатиями».

Основная часть: игра «На зарядку становись», «Непослушный спортсмен».

Заключительная часть: упражнение «Башенка».

2.

Определение расположения предметов в пространстве

Освоить пространство с опорой на схему собственного тела

Вводная часть: Приветствие «Здороваемся рукопожатиями».

Основная часть: игротренинг «В поисках клада».

Заключительная часть: упражнение «Башенка».

3.

Справа- слева, выше-ниже

Научить ребенка ориентироваться в пространстве листа

Вводная часть: Приветствие «Здороваемся глазами».

Основная часть: игротренинг «Волшебный маршрут»

Заключительная часть: упражнение «Башенка»

4.

Движение в заданном направлении

Научить ребенка двигаться в заданном направлении

Вводная часть: Приветствие «Здороваемся глазами»

Основная часть: игра «Карта сокровищ»

Заключительная часть: упражнение «Башенка»

5.

Ориентировка в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ

Научить ребенка ориентироваться в пространстве с опорой на зрительный образ

Вводная часть: Приветствие «Здороваемся глазами».

Основная часть: игротренинг «Зашифрованное послание».

Заключительная часть: упражнение «Башенка».

6.

Изучение временных показателей (год, календарь)

Знакомство детей с календарем

Вводная часть: Приветствие. Рассказ ведущего о календаре.

Основная часть: сказкотерапия «Сказка о времени»

Заключительная часть: Беседа «Что мы узнали нового». Упражнение прощание «Какие мы молодцы!»

7.

Изучение временных показателей (времена года)

Закрепить и расширить знания и представления о временах года у детей

Вводная часть: Приветствие. Рассказ ведущего о Песочной стране.

Основная часть: Песочная терапия «Феи времен года» Упражнения: «Снежинки», «В весеннем лесу», «Однажды в летний день», «Осенние листочки»

Заключительная часть: упражнение «Любимое время года»

8.

Изучение временных показателей (месяцы)

Знакомство и закрепление названий месяцев в году

Вводная часть: Приветствие. Рассказ о том, что времена года состоят из месяцев.

Основная часть: Упражнение на знакомство с месяцами. Чтение и обсуждение Стихотворения М. Погарского «Двенадцать месяцев в году»

Заключительная часть: упражнение «Найти и назвать на рисунке все месяцы в году.

9.

Изучение временных показателей (дни недели)

Запоминание дней недели

Вводная часть: Приветствие. Чтение стихотворения Я. Бжехва «Муха-Чистюля».

Основная часть: Дидактическая игра «Неделька стройся».

Заключительная часть: упражнение на закрепление. Прощание.

10.

Изучение временных показателей

(время суток)

Научиться определять время суток

Вводная часть: Приветствие.

Основная часть: Сюжетно-ролевая игра «Гномики»

Заключительная часть: Беседа «Что делают гномики в разное время суток?» Прощание.


Структура занятий, входящих в блок 3


Развитие слухового и тактильного восприятия


№п/п

Тема занятия

Цель занятия

Структура занятия

1.

Музыкальные инструменты

Учить детей дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками

Вводная часть: Музыкальное приветствие, игра «Тишина»,

Основная часть: игра «Угадайка»

Заключительная часть: Составление коллективного рассказа. Прощание.

2.

Звуки природы

Обогащение звукового опыта детей

Вводная часть: Музыкальное приветствие.

Основная часть: игра-путешествие «Прогулка в лес»

Заключительная часть: Составление коллективного рассказа. Прощание.

3.

Восприятие высоты звука

Научить детей различать выразительные возможности интервалов

Вводная часть: Музыкальное приветствие.

Основная часть: Игры «Птицы и тенчики», «Эхо»

Заключительная часть: Музыкальное прощание.

4.

Восприятие ритма

Различать ритм в музыке.

Вводная часть: Музыкальное приветствие

Основная часть: игра «ритмическое лото»

Заключительная часть: Музыкальное прощание.

5.

Восприятие динамики звука

Научить различать звук по двум динамическим оттенкам

Вводная часть: Музыкальное приветствие

Основная часть: Игры «Тихо-Громко», «Кто самый внимательный»

Заключительная часть: Упражнение «Нарисуй звук»


6.

Восприятие тембра

Раличать выразительность звучания контрастных музыкальных инструментов

Вводная часть: Музыкальное приветствие

Основная часть: игры «Узнай инструмент», «Угадай на чем играю»

Заключительная часть: Музыкальное прощание.

7.

Формирование у детей знаний о строении и возможностях рук

Формирование у детей знаний о строении и возможностях рук.


Вводная часть: Приветствие. Упражнение «Ловкие руки»

Основная часть: Упражнения «Золушка»,

«Занимательные катушки», «Ловкие руки», «Лабиринт»

Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. Прощание

8.

Развитие мелкой ручной моторики

Подготовка руки к осязательному обследованию объектов

Вводная часть: Приветствие. Пальчиковая гимнастика.

Основная часть: игры «Найди сюрприз», «волшебная ложечка», «Слепи животное»

Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. Прощание

9.

Формирование тактильных представлений

Формирование приемов и способов обследования предметов.


Вводная часть: Приветствие. Пальчиковая гимнастика.

Основная часть: Дидактические игры:

 «Сухие материалы», «Тактильные дощечки», «Чудесный сундучок»,

Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика. Прощание




10.

Развитие способов осязательного восприятия

Нахождение на ощупь предметов по описанию свойств и качеств.


Вводная часть: Приветствие. Пальчиковая гимнастика.

Основная часть: Дидактические игры:

 «Найди по описанию», «Волшебный сундучок».

 «Закрой окошечки», «Тактильное лото».

Заключительная часть: Пальчиковая гимнастика.




Литература

Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

Большакова С.В. Формирование мелкой моторики рук, игры и упражнения. –М.:ТЦ «Сфера», 2014

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010.

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004.


11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации