Статья «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях ФЭМП»
«Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста
на занятиях ФЭМП»
Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно-образовательный процесс, как бы «пронизывает» развитие его сторон, и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития различных видов деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Активизация познавательной и творческой деятельности немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений.
Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к самому предмету – математике. Это может вести к увеличению числа неуспевающих детей в школе, а сам предмет им покажется недоступным.
В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика играет особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитии личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики – в умственном развитии, в развитии интеллекта.
Интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии по формированию элементарных математических представлений должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает утомление. Одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной - на зрительную, кинестетическую и т.д.
Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса.
На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы, использование наглядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.
В процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками образовательная деятельность осуществляется через различные
1) Методы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
2) Вопросы, задаваемые детям:
• репродуктивно-мнемические (что это такое? какого цвета флажки?)
• репродуктивно-познавательные (сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?)
• продуктивно-познавательные (что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?). вопросы активизируют восприятие, мышление, речь детей
3) Формы:
- непосредственно-образовательная деятельность (занятие)
- индивидуальная работа с детьми, испытывающие затруднения в усвоении материала;
- совместная деятельность детей с воспитателем по математическому образованию;
- использование в образовательном процессе интеллектуальных игр (шашки, шахматы);
- математическое развитие, интегрированное в другие виды деятельности при организации режимных моментов, подготовки к прогулке, прогулки, работе в календаре природы, при организации физкультурных минуток, дежурства детей, восприятие художественной литературы, и т.д.);
- самостоятельная деятельность детей в математических центрах групп;
- использование материала других центров активности для развития математических представлений (например, центр экспериментирования, конструирования, творчества);
- работа узких специалистов, направленная на решение задач математического развития: музыкальный руководитель и учитель-логопед (ориентировка в пространстве, темпоритмические навыки, количественный счет на слух); инструктор по физической культуре (ориентировка в пространстве, временные показатели, форма и количество);
- досуговая деятельность.
В группах должен быть оборудован центр математики, содержание которого направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающее возможности для самостоятельной деятельности детей, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.
Содержание центра математики:
- Игры на развитие пространственных и временных представлений;
- Игры на составление целого из частей;
- Игры на сравнение предметов;
- Игры на развитие логического мышления;
- Интеллектуальные игры: шашки, шахматы (настольные, демонстрационные);
- Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы);
- Развивающие игры: игры Никитина и Воскобовича: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат»; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, магнитные Пифагорики и др.
- Игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пентамино» и т.д.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы.
Что сделает занятия по математике эффективными:
• Нетрадиционная форма.
• Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
• Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
• Игровая мотивация.
• Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
• Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
• Чередование видов деятельности.
Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок («В гостях у Белоснежки и гномов»), в форме игр-путешествий («В гостях у сказки», «Волшебная страна» с использованием блоков Дьенеша, «Путешествие в страну Оригами»), расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр («Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»), КВН, «Поля чудес», занятия с использованием ИКТ и др.
Такая нетрадиционная форма работы с детьми по математическому развитию как опыты и эксперименты способствует развитию познавательного интереса.
- Так, например, измеряя длину предметов, можно использовать не только сантиметр, линейку, но и разные предметы (карандаш, шарфик, ладонь, палец и т.д.).
- Можно предложить детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокой и узкой и низкой и широкой) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды.
- «Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины.
Математические сказки
• Жили-были 2 ёжика. Они увидели, что на полянке выросло 6 грибов. Как вы думаете, можно ли разделить 6 грибов на 2 ёжиков? Как? 1+5, 2+4, 3+3, 4+2, 5+1.
Все вышеуказанные методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности, мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, способствуют активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.