Статья «Реализация индивидуального подхода в обучении младших школьников как путь к развитию одаренности ребенка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулундинская средняя школа №1
Реализация индивидуального подхода в обучении
младших школьников
как путь к развитию одаренности ребенка.
Довбня Светлана Александровна,
учитель начальных классов.
Порой очень трудно определить, что такое детская одаренность. Проблески ли это будущего таланта или просто хорошая подготовка к учебной деятельности. Детский возраст-период впитывания, накопления знаний. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. Для учеников начальных классов велик авторитет учителя, у них очень заметен настрой на то, чтобы выполнять все указания учителя. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению новых знаний. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых, но очень важно не упустить эти условия развития. Таким образом, возрастное явление- своеобразие хода развития- сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности.
Еще В.А. Сухомлинский сказал, что у каждого ребенка есть талант. Его только надо « откопать». Человеческая личность-это обязательно гармония мыслей и поступков. Поэтому в основе работы с одаренными детьми я использую индивидуальную работу с каждым учеником. Ведь именно через реализацию индивидуального подхода и можно выявить и развить одаренность ребенка.
В условиях урока индивидуальный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных задач.. Работа учителя будет продуктивной, если ее вовремя спланировать. И я всегда стараюсь планировать свою работу на основе следующих методических и психологических положений:
1.Любая работа должна быть мотивирована.
2.Любой навык- это автоматизированные компоненты сознательной деятельности.
3.Сознательная деятельность осуществляется на основе знания правил и правильного их применения.
4.Применение правил означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению тех или иных задач.
В своей практике я использую различные приемы индивидуализации обучения: зачеты, тесты, карточки, использую платформы Учи.ру и Яндекс Учебник, а так же виртуальную доску Padlet.
Любые задания, выдаваемые мною детям, всегда можно дифференцировать по степени трудности. Но при этом я всегда помню о том, что ребенок 6-9 лет еще весьма зависим в своем поведении от свойств нервной системы и темперамента.
Он еще не может справляться с утомлением. Чтобы снять у ребенка напряжение я предоставляю ему право работать в собственном темпе. Усвоение учащимися учебного материала-процесс индивидуальный. И здесь очень важно не пропустить любую мелочь, чтобы не упустить момент помощи одаренному ребенку.
Очень хорошие результаты на практике дают такие задания, как «Задание на выбор». Каждый ребенок при такой работе оценивает свои возможности и способности и выполняет посильное для него задание. Обычно дети с ранним подъемом интеллекта стремятся заниматься самостоятельно. Учитель не должен руководить такими детьми, а лишь ненавязчиво и только при необходимости ,помогать добывать знания.
Рано созревшие интеллектуально дети, опираясь на логику, способны порой прийти к гениальным нравственным суждениям. И этот факт тоже нужно учитывать при индивидуальной работе с детьми.
Так же при индивидуальной работе с одаренными детьми нужно не просто как-то занять время детей или даже расширить их эстетическое образование, а суметь оптимально загрузить умственные способности. А это значит обеспечить одаренному ребенку возможность безостановочно продвигаться вперед к усвоению все более сложных понятийных структур.
Благодаря такой работе результаты не заставляют себя долго ждать. Мои ребята очень много читают дополнительной литературы познавательного характера, они умеют самостоятельно добывать знания, интеллектуально развиты. Им нравится шагать в ногу со временем и они неплохо владеют компьютером и используют его в нужном русле, работая на платформах Я Класс, Яндекс Учебник, Учи.ру. Они умеют рассуждать и доказательно выступать, о чем свидетельствуют их научно-исследовательские работы. Им просто нравится учиться. А это, я думаю, самая лучшая награда для учителя.