12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина16
Свердловская обл.
0

Статья «Реализация комплекса дидактических игр на уроках русского языка при изучении морфологических тем в начальной школе как средство речевого развития младших школьников»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рябина Ирина Анатольевна

Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

irka.ryabina@mail.ru

Ключевые слова: речь, развитие речи, дидактическая игра.

Аннотация: описывается опыт развития речи учащихся начальной школы с помощью комплекта дидактических игр при изучении морфологических тем.


 

В современном мире очень большую роль играет образование. Именно поэтому организация обучения учащихся в школе с каждым годом все более совершенствуется и развивается для достижения различных целей.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении учащимися связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам. Развивать речь обучающегося, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в образовательном учреждении создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Актуальность данной проблемы в науке важна: теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков, таких, как  К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования имеется требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: «Для того, чтобы обучающийся действительно усвоил образовательную программу, он должен уметь грамотно и четко излагать свои мысли как устно, так и письменно».

Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать их стоит через игру.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх  способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие связной речи детей. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках развития речи. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Цель исследования: обоснование, разработка и реализация процесса речевого развития младших школьников на уроках русского языка в 1 классе при изучении морфологических тем с использованием дидактических игр.

Существуют определенные условия организации дидактической игры на уроке. Прежде всего, условия игры должны быть изложены кратко, понятно и лаконично. С целью привлечения детей в игру может создаваться ситуация ожидания, загадочности. Успех проведения дидактической игры тесным образом связан с организацией самой игры. В игре, которая содержит несколько правил, целесообразно выделять составные части и реализовывать ее поэтапно. В большинство игр целесообразно включать элементы соревнования, поскольку это значительно повышает активность детей в процессе обучения.

Дидактическая игра может использоваться на различных этапах урока для достижения поставленных учителем целей. Исследователь В.И. Минскин считает, что слабых и пассивных учеников начальных классов в игре привлекает именно загадочность и необычность. Поэтому при работе с такими школьниками целесообразно использовать дидактическую игру, потому что именно она помогает им мобилизовать волевые усилия для самостоятельной интеллектуальной работы и позволяет развить и укрепить интерес к какому-либо предмету учения. На основе этого впоследствии осуществляется переход в развитии познавательных интересов учащихся от более ранней стадии просто ориентировки к ситуативной активности на стадию устойчивого познавательного отношения [2].

А.А. Смоленцева подчеркивает, что во многом ценность использования дидактических игр в учебном процессе определяется тем, насколько игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучаемому учебному материалу и обеспечивает прочное и сознательное его усвоение. Наибольший интерес у детей в дидактической игре вызывает само игровое действие, именно оно помогает стимулировать активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, которая представлена в игровой форме, решается ребенком более успешно, потому что внимание направлено на развитие игрового действия и выполнение правил игры, что позволяет, не напрягаясь, без особых усилий выполнить дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают учение более занимательным, способствуют развитию произвольного внимания детей, способствуют развитию речи [3].

А.А. Смоленцева выделила факторы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников:

во-первых, игровая деятельность, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, не успевает утратить своего значения в первой половине младшего школьного возраста, и поэтому опора на игровую деятельность является наиболее оптимальным путем включения детей в учебную деятельность;

во-вторых, формирование учебной деятельности происходит медленно;

в-третьих, возрастные особенности детей, проявляющиеся в недостаточной устойчивости произвольности внимания, преобладании наглядно-образного типа мышления, обуславливают необходимость применения дидактических игр, потому что они способствуют развитию психических процессов;

в-четвертых, у детей недостаточно сформирована познавательная мотивация, это проявляется в том, что мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, а дидактическая игра позволяет преодолевать указанные трудности [4].

Как указывает Н.Б. Аникеева, дидактическая игра оказывает особое влияние на развитие познавательной деятельности. Этот вид игр имеет большое значение в формировании познавательного интереса как основы для развития познавательной деятельности в целом, и логических универсальных учебных действий, в частности. Развитие познавательных действий в основе своей опирается на познавательный интерес, который в свою очередь стимулирует познавательную активность и подводит к познавательной деятельности, в процессе которой все познавательные действия формируются.

В дидактической игре усвоение школьниками знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и непроизвольной памяти. Данное условие является основой систематического усвоения знаний и их прочности [1]. Содержание дидактической игры создает условия для развития познавательных действий, так как для достижения результата в игре необходимо анализировать, сравнивать, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что игра может выступать эффективным средством развития речи в младшем школьном возрасте. Этому способствует реализация следующих условий: подбор комплекса дидактических игр и систематическое их проведение на уроках русского языка; отбор содержания игр и четкое следование этапам проведения игры; использование в обучении игр, направленных на развитие познавательных учебных действий учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников

[Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010 -

21 c.

2. Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В. Б. Лебединцев // МЦФЭР.-2012. - № 4. – С. 33-47.

3. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010 - 206 с.

4. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012 - 105 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.