Реализация программы воспитания МБУ ДО "Дворец детского творчества"

1
0
Материал опубликован 22 May

Реализация программы воспитания и социализации

в МБУ ДО «Дворец детского творчества»

В редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», утвержденной в 2020 году даётся очень точное определение понятию воспитание. Как отмечено в Программе развития воспитания в Ярославской области на 2021-2025 годы, «мировые социальные процессы, такие как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения Российской Федерации, деформировали традиционные моральные нормы, нравственные установки, оказывают отрицательное влияние на социальное развитие, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших институтов воспитания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для нашего муниципального района.

В данных условиях очевидна неотложность решения острейшей проблемы совершенствования системы воспитания подрастающего поколения.

В современных условиях все больше требований предъявляется к качеству и разнообразию услуг, предоставляемых учреждением дополнительного образования, т.к. именно здесь дети могут удовлетворить свои индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в обществе. Открытость и доступность учреждений дополнительного образования дает возможность посещать их детям из разных слоев общества, с разным материальным достатком, с разным интеллектуальным уровнем. Учреждения дополнительного образования оказывают широкий спектр образовательных, досуговых, воспитательных, социальных, оздоровительных услуг.

Дворец детского творчества является открытой социально-педагогической системой, позволяющей обеспечить условия для выявления творческого потенциала ребёнка в раннем возрасте, создание условий для его развития, формирования индивидуальности и лидерских качеств, социальных компетенций, выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей.


Свою деятельность Дворец детского творчества строит в соответствии с социальным заказом государства и жителей города и района. Со стороны родителей и детей социальный заказ ориентирован на качественные образовательные услуги, культурно-досуговую деятельность, на оказание помощи в воспитании ребёнка, его социализацию.


Образовательная программа Учреждения ориентирована на осуществление комплексного подхода к организации образовательного процесса в обучении, воспитании и развитии обучающегося


В числе приоритетных направлений деятельности Учреждения:

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

создание необходимых условий для интеллектуального, нравственного и творческого развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, самореализации и социализации различных категорий детей и подростков.

В рамках интеграции дополнительного образования в единое образовательное пространство социальными партнёрами Дворца являются образовательные учреждения города и района: дошкольные, общеобразовательные, коррекционные, профессиональные; учреждения культуры, спорта, молодёжи, занимающиеся проблемами детей; промышленные предприятия и организации социальной сферы.

Формы сотрудничества самые разные: образовательная деятельность, культурно-досуговые мероприятия: праздники, конкурсы, фестивали, выставки, ярмарки, игровые программы, тематические вечера, молодёжные акции, семинары, круглые столы, стажёрские площадки, мастер-классы, конференции, профилактическая работа.



В Учреждении успешно реализуется программа профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетни, которая включает планы мероприятий по здоровьесбережению, работе с детьми «группы риска», профилактике употребления ПАВ, семейного неблагополучия, экстремизма. Дворец является активным участником и организатором ежегодных районных профилактических акций «Я выбираю жизнь!», «Наша жизнь в наших руках», «Безопасное движение – это жизнь, «Тебе решать», «Безопасные сети», «Детский телефон доверия» и т.п.


Большое значение в деятельности Учреждения придаётся экологическому воспитанию подрастающего поколения. В системе общего образовательного пространства муниципального района Дворцу отведена роль опорного образовательного учреждения, осуществляющего взаимодействие образовательных учреждений в организации экологической работы

Дворец является организатором муниципальных этапов региональных и Всероссийских экологических конкурсов. Обучающиеся Дворца принимают участие в мероприятиях Дней защиты от экологической опасности. Для воспитанников детских садов и обучающихся начальных классов во Дворце организуются беседы, викторины, игровые программы. Уже на протяжении нескольких лет реализуется дистанционная программа естественно-научной направленности для учащихся начальной школы, итогами которой стала интеллектуальная игра.

С 2022 года начала свою работу муниципальная экостанция «Эколидер», целью которой является создание современной практико-ориентированной, мотивирующей

образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и

коллективных потребностей, обучающихся в интеллектуальном и духовно-

нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной

грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и

перспективных профессий в области естественных наук с учетом муниципального

запроса.


Во Дворце существуют давние традиции культурно-массовой работы, включающие проведение торжественных и праздничных программ, фестивалей, выставок, игровых, конкурсных и развлекательных программ, тематических вечеров, профилактических мероприятий и акций.

С целью сплочения детско-взрослого коллектива Учреждения ежегодно организуются игровые программы, в которых принимают участие все детские коллективы Дворца («Да здравствует Масленица!», «Каша дружбы», «Жаркие игры», танцевальные флешмобы); профилактические мероприятия «Может каждый человек», «Безопасное движение – это жизнь», «Телефон доверия» и др.


Ежегодно во Дворце проводится более 100 культурно-массовых мероприятий, общая численность детей-участников которых составляет более 8000 человек.

Продолжая сохранять многолетние традиции во Дворце ежегодно проводятся новогодние елки с массовкой и показом новогоднего спектакля, день танца и день театра, празднуются дни рождения коллективов.


Дворец является представителем Российского Союза Молодёжи по Ярославской области. Обучающиеся творческого объединения старшеклассников «Молодёжь. RU» принимают активное участие в волонтёрском молодёжном движении, в работе молодёжного совета муниципального района, в молодёжных акциях и форумах, участвуют в областных конкурсах «Дорогою добра», «А если подумать?», «Историю Ярославии знаю», «Мы - лидеры», «Вектор в будущее» и др., неоднократно награждались Дипломами победителей.

В системе работы Учреждения большое внимание уделяется реализации программ каникулярного отдыха. В течение двух летних месяцев, в весенние и осенние каникулы на базе Дворца ежегодно организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Работа лагеря осуществляется согласно специально разработанным развивающим программам, организуется работа детских творческих объединений, проводятся разнообразные массовые мероприятия, игровые и интерактивные программы, экскурсии.



Важными приоритетами в воспитании детей и молодёжи в ДДТ являются:

Гражданско – правовое воспитание

Серьезное внимание уделяется формированию собственной гражданской позиции учащегося. Именно практическая деятельность в масштабах Учреждения, города, района, стимулирует гражданскую активность, позволяет подростку перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова и чувства. В рамках реализации данного направления используются следующие формы работы:

проведение бесед с представителями полиции на тему «Права детей и подростков»;

организация мероприятий, посвящённых «Дню России», «Дню российского флага», «Дню народного единства»;

проведение конкурсных интеллектуальных игр гражданско-правовой тематики.



Военно – патриотическое воспитание

проведение вечеров памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов;

участие творческих коллективов Дворца в ежегодных мероприятиях, посвящённых Дню Победы (театрализованное представление на Советской площади города, участие в шествии «Бессмертный полк», всероссийская акция «Окна Победы»);, «Великие люди великих народов», «Она спасает мир»,

проведение линейки памяти, посвящённой началу Великой Отечественной войны;

организация концертов для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, общества «Дети войны»;

организация и проведение ежегодных конкурсов рисунков и фотографий, посвящённых ВОВ.



Особая роль отводится изучению истории родного края, народных обычаев и праздников, народных традиций и ремёсел. В рамках реализации данного направления используются следующие формы работы:

реализация дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности: «Занимательная этнография», «Мир путешествий»;

проведение мастер-классов, посвященных народным художественным промыслам и ремёслам, изготовлению сувениров;

организация экскурсий детей в местные музеи: музей Ямщика, музей Локалова, краеведческий музей на базе центральной библиотеки, в музей народных ремёсел «Марьюшка»;

участие в праздновании Дня города (проведение мастер-классов и представление работ детей и педагогов на выставке народного творчества «Город мастеров»);

участие в подготовке и проведении фестиваля ямщицкой дорожной песни (проведение песенно-танцевального флешмоба, выставок и мастер-классов, игровых программ);

организация и проведение муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество», обеспечение участия учащихся муниципального района в областном этапе конкурса.



Еще одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Работа в данном направлении способствуют возрождению культуры, духовности, нравственности. В рамках реализации данного направления подпрограммы используются следующие формы работы:

реализация культурологического проекта «Мои Родники», реализуемого в рамках сетевого взаимодействия на базе средней школы №3;

проведение игровых программ «Масленица» для учащихся дошкольных и общеобразовательных учреждений города и района;

проведение благотворительных концертов и акций милосердия.

Кроме того, идет активное вовлечение родителей и общественности в воспитательно-образовательный процесс. Это и открытые занятия, концертные программы для родителей, праздники, посвященные Дню матери, 8 марта, 23 февраля, конкурсно-развлекательные программы: «Каша дружбы», «Снегофест».

Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования призвана решать задачу формирования личности будущего работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Педагогами ДДТ в данном направлении используются следующие формы работы:

реализация совместно с ЯГТУ дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Цифровое и быстрое прототипирование», сотрудничество с ОАО ГМЗ «Агат»;

реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, дающих представление о различных видах профессий: «Страна Техноландия», «Юный электроник», «Авиамоделист», «Мир под микроскопом», «Мир путешествий», «Юный блогер» и др.;

предоставление педагогами дополнительного образования для обучающихся возможности профессиональных проб в различных видах деятельности (театр, прикладное и техническое творчество, досуговая и естественнонаучная деятельность, туризм);

посещение музеев, театров, выставок, объектов территориального производственного окружения (экскурсии на машиностроительный завод «Агат», предприятие «Сады Аурики», в библиотеку, местные музеи и т.д.);


Анализируя деятельность Дворца можно с уверенностью сказать, что в учреждении сложилась атмосфера сотрудничества педагогического коллектива, обучающихся и их родителей с образовательными учреждениями муниципального района и учреждениями культуры, социальными структурами города. А результатом такой работы – положительная динамика не только в отношении обучения, но и в части воспитания и социализации.



Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/d/u4Iln2vcM41L1A

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.