12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ямбулатова Надежда Петровна37
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
0

Воспитательные возможности в реализации учебно-воспитательного процесса с детьми с УО (интеллектуальными нарушениями)

Доклад «Воспитательные возможности в реализации учебно-воспитательного процесса с детьми с УО (интеллектуальными нарушениями)»

Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С.


В соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами для детей с УО ( интеллектуальными нарушениями) в нашей школе разработана и реализуется Программа воспитания, которая  направлена на развитие всесторонней личности обучающегося.   

Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе-интернате.

Программа воспитания составлена с учётом особенностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), потребностей, ведущего вида деятельности и спецификой работы школы - интерната. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле:

Ключевые общешкольные дела

Классное руководство

Школьный урок

Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования

Самоуправление

Организация предметно-эстетической среды»

Работа с родителями

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.

На внешкольном уровне:

Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям (всероссийский конкурс детского прикладного творчества «Живые ремесла», Межрегиональный конкурс детского рисунка «Морозные кружева», акция «Бессмертный полк»)

На школьном уровне:

общешкольные праздники и коллективные творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами по школьному календарю событий и в которых участвуют все классы школы: концерты классов к праздникам «День Знаний», «Новый год», «День Защитника Отечества», «День учителя», «День Великой Победы», и др.

участие в акциях;

церемонии награждения (по итогам года) школьников, педагогов, родителей за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

Также мероприятия проводятся на уровне классов и на индивидуальном уровне

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классные руководители и воспитатели организуют работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися; работу с учителями, педагогом-психологом, педагогом-библиотекарем, медсестрой; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Воспитательная работа в классах построена на основе реализации программы воспитательной работы классных руководителей «Мы вместе». Классные руководители еженедельно проводят классные часы, игры и тренинги.

В каждом классе воспитателями на учебный год составляется рабочая программа воспитательной работы по следующим направлениям:

Нравственное развитие

Спортивно – оздоровительное развитие

Социальное развитие

3.1.Основы жизнеобеспечения и экономического просвещения

3.2.Профориентация и трудовое воспитание

3.3.Основы правового и гражданско - патриотического воспитания

Общекультурное развитие

4.1.Экологическое воспитание

4.2.Художественно – эстетическое воспитание

Также педагогами проводится индивидуальная работа с учащимися:

изучение особенностей личностного развития каждого ребенка.

коррекция поведения ребенка через беседы с ним, его родителями или законными представителями.

Работа с педагогами, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями, преподающими в классе и воспитателями, педагогом - психологом, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

проведение малых педагогических советов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение педагогов к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной обстановке;

привлечение учителей и воспитателей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Цель внеурочной деятельности: социальная интеграция обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для творческого, физического развития ребенка;

В нашей школе реализуется 4 направления внеурочной деятельности:

Духовно нравственное направление. «Знай и люби свой край»

Общекультурное направление «Этика: азбука добра»

Социальное направление. « Азбука безопасности»

Спортивно – оздоровительное направление «Поиграйка»

В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения мероприятий.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Проведенные мероприятия записываются в журналах группы продленного дня и журналах учёта внеурочной деятельности в образовательной организации.

Модуль «Школьный урок»

На каждом уроке с детьми с умственной отсталостью педагоги включают в содержания урока воспитательные моменты. Это прежде всего:

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; беседы, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок коррекционно - игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Так как у нас дети до 13 лет то, самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне классов:

через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров: командира класса, его заместителя, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой классного руководителя. Ребята выступают на классных собраниях, помогают в подготовке к общешкольным мероприятиям, помогают организовать конкурсы, игры и участвуют в качестве жюри.

На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классах, спальных комнатах.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно - эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (учебных кабинетов, спальных комнат, актового зала и т.п.);

оформление выставки регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий.

Модуль «Работа с родителями»

Большая работа проводится с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом через группы классов в социальных сетях;

помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками педагогами;

привлечение родителей к участию в родительском всеобуче;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Информирование родителей через уголок «Для Вас родители», где систематически размещаются консультации, советы для родителей о вопросам обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Наши дети принимают активное участие в школьных праздниках, концертах, в конкурсах разного уровня, спортивных соревнованиях.

В каждой четверти проводится уровень воспитанности каждого ученика,  класса (по методике диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой ).

Литература:

1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. М. : ФГБНУ «ИСРО PAO», 2020. 119 с. (Серия: Примерная программа воспитания).

2. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. - 271 с.

3. Романова И.А. Социально-педагогические условия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: учеб. пособие / И.А. Романова; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. - 71 с


Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.