Рекомендации педагогу по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников на этапе адаптации
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
I п/г 20----г.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД | ЛИЧНОСТНЫЕ УУД | АДАПТАЦИЯ | |||||||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | ||||||||||
№ | Ф.И. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД | РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД | КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД | ЛИЧНОСТНЫЕ УУД (ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ) | УРОВЕНЬ | ||||
Н | СР | НСР | НСР | Н | ВДА | |||||
Н | СР | НСР | НСР | НСР | ВДА | |||||
Н | СР | НСР | НСР | НСР | ВДА | |||||
СР | СР | СР | СР | СР | А | |||||
Н | НСР | Н | Н | Н | ДА | |||||
СР | СР | СР | СР | СР | А | |||||
Н | НСР | Н | Н | Н | ДА | |||||
Н | СР | НСР | НСР | НСР | ВДА | |||||
В | СР | СР | СР | СР | А | |||||
Н | НСР | Н | Н | Н | ДА |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
№ | Ф.И.О. | ПЕДАГОГ: --------------------------------- |
Ставить перед ребенком простую, понятную и привлекательную для него цель, выполняя которую он непроизвольно выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Применять активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог, проблемные ситуации. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. Учить пересказывать с использованием опорных ключевых слов. Обращаться чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься, у кого внимание неустойчиво. Использовать стремление детей данного возраста разыгрывать разные роли (ролевая игра – эффективный метод обучения на любом уроке) Учить детей элементарно планировать свои действия по решению учебной задачи; обсуждать с ними последовательность учебных операций; пусть каждый раз ученик отвечает на вопрос, что нужно делать сначала, что потом, проговаривает вслух все свои «шаги» (овладение «пошаговой инструкцией» – условие успешной самостоятельной деятельности детей). Уделять внимание повторению материала в начале каждого урока для закрепления изученной информации. По возможности выбирать подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный, устный ответ, подготовленное заранее сообщение т.п.). Придерживаться определенных правил при работе с текстом: анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения, необходимо составить перечень вопросов по содержанию, следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения. Проводить речевые разминки учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить по теме собственный вопрос. Развивать речевое общение (грамматически правильное построение фраз). Обучать анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий). Развивать активный словарный запас, подбирать иллюстрации, синонимы. Обучать установлению причинно-следственных связей при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?». Создавать условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия,соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Формировать пространственные и временные представления на основе программного материала. | ||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
№ | Ф.И.О. | ПЕДАГОГ: -------------------------------- | |
1 | Разбивать урок на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности. Проводить на уроке динамические паузы, используя подвижные игры, мини-соревнования, спортивные упражнения. Динамичными должны быть и перемены. Такая смена вида деятельности помогает снимать утомление, обеспечивает постепенное приспособление к растущим умственным нагрузкам (от состояния и работы мышц тела ребенка во многом зависит его умственная деятельность). Для привлечения непроизвольного внимания активнее применять наглядные средства обучения, технические средства обучения, современные технологии. Учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос; формировать умения и навыки участия в диалоге; учить разыгрывать небольшие сценки. Для развития произвольного внимания использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, чертежи, таблицы, составляя по возможности совместно с учащимся непосредственно на занятии. Предъявлять требования, адекватные возможностям ребенка. Избегать заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. Не сравнивать личные достижения ребенка с успехами окружающими, ориентируйтесь только на его собственные достижения за определенный период (неделю, месяц, четверть). Использовать на уроках визуально-эмоциональную поддержку. Количество замечаний ограничить минимумом, избегать длинных нотаций. Доверять ребенку, быть с ним честным и принимать его таким, какой он есть. Способствовать повышению самооценки ребенка, хвалить его даже за незначительный успех. Чаще обращаться к ребенку по имени. Делая замечания ребенку, избегать присутствия одноклассников, не унижать его. Обговаривать заранее с детьми порядок проведения самостоятельной, проверочной или контрольной работы. Не избегать тактильных контактов: они помогают преодолеть страх ребенку, успокаивают его. Для успешного развития произвольного поведения необходимо использовать игры с правилами. В процессе игр дети легко выполняют требования, подчиняются, принимают ситуацию проигрыша. Обратить внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка); Применять пошаговый учительский контроль, чаще обращать ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Обучать ребенка методам речевого самоконтроля, алгоритму самостоятельного оценивания. | ||
2 | |||
3 | |||
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
№ | Ф.И.О. | ПЕДАГОГ: ---------------------------------- |
1 | Создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижений, инициативы, самостоятельности учащихся. Избегать приказного тона, резких замечаний. Организовывать ситуации для проявления позитивных возможностей учащихся: инициативность, самостоятельность, ответственность, коллективизм. Не оценивать детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных. При взаимодействии учитывать индивидуально-личностные особенности, здоровье, семейные трудности, условия быта каждого ребенка. Способствовать снижению психологической самозащиты ребенка, направить все его усилия на активизацию умственных способностей, постоянную готовность к учебным действиям, освоение знаний и собственное развитие. Помогать ребенку в осознании своих обязанностей и прав как школьника, развивать мотивацию целенаправленного управления собственным поведением. Нести ребенку любовь и спокойную уверенность в хорошем отношении учителя к нему. Использовать педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно регулировать ту или иную ситуацию на уроке. Организовывать учебные диалоги для снятия барьера в общении между «педагог-ученик», готовности к совместному обсуждению и совместной деятельности на решение общего результата. Выстраивать доверительную диалоговую позицию, партнерскую модель деятельности для возможности каждого ребенка высказаться и быть услышанным, его эмоциональной раскрепощенности, развития уверенного поведения, снижения тревожности, формирования опыта творческой деятельности. Стремиться привлекать каждого ребенка к общим классным делам, способствуя возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – созданию единого классного коллектива. Использовать в работе с детьми объединяющие игры, развивающие мышление, творческую активность, деятельный подход (работа в парах, группах). | |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
№ | Ф.И.О. | ПЕДАГОГ: -------------------------------------- |
1 | Создавать психолого-педагогические условия для формирования интереса и устойчивой познавательной активности к учебному процессу и в целом к школьной жизни. Использовать имеющийся у детей опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что...») для развития живого познавательного интереса, его широты и устойчивости. Поддерживать любую инициативу, самостоятельность ребенка, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. Осуществлять «эмоциональную поддержку» для мотивирования к познавательным действиям. Включать учащегося на каждом из этапов усвоения в определенную структуру мотивационного взаимодействия и взаимоотношений в учебной деятельности. Хвалить позитивные поступки подвижного ребенка для закрепления нового стиля поведения. Детям с трудностями в адаптации оказывать постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности, хвалить даже за самое скромное выполнение задания. Давать оптимистическую оценку деятельности и поведения детей: «У тебя обязательно получится»; «Попробуй еще раз»; «Я тебе помогу»; «Давай сделаем вместе» и т.п. Подчеркивать любые, даже незначительные, успехи детей, особенно тех, у которых не все сразу получается (повышается интерес детей к своим одноклассникам, их авторитет, самооценка неуспешных учеников). Создавать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, формируя у ребенка чувства спокойствия и уверенности среди сверстников. Стремиться привлекать каждого ребенка к общим классным делам, способствуя возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – созданию единого классного коллектива. Использовать в работе с детьми объединяющие игры, развивающие мышление, творческую активность, деятельный подход (работа в парах, группах). | |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
Пролубщикова Наталья Владимировна
Рагулина Любовь Давыдовна
Тищенко Светлана Владимировна
Рагулина Любовь Давыдовна
Тищенко Светлана Владимировна