Рекомендации педагогу по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на этапе адаптации
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ
ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЯТИКЛАССНИКОВ
НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ.
Ф.И.О. ПЕДАГОГА----------------------------
Предмет | Эмоциональный дискомфорт |
--------------------- | 1.Ф.И.О. уч-ся 2. 3. 4. 5. |
Негативные чувства | Потребность на самовыражение и самоутверждение | Тревожность: - переживание социального стресса, - фрустрация потребности в достижении успеха, - проблемы в отношениях с учителями, - самовыражения, - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, - ситуации проверки знаний |
1.Ф.И.О.уч-ся 2. 3. 4. 5. | 1.Ф.И.О.уч-ся 2. 3. 4. 5. | 1.Ф.И.О.уч-ся 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В ЗНАЧИМОЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА
- Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.
- Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.
- Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
- Повышать самооценку ребёнка, выражая уверенность в его успехе. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Чаще вовлекать детей в разнообразные виды самостоятельной работы, дающей им возможность проявить свою взрослость.
- Способствовать созданию различных форм сотрудничества учащихся в совместной учебной работе.
- Воспитывать самокритичность, объективные оценки своих действий и поступков.
- Предоставлять детям большую самостоятельность там, где это возможно, уважать их личность, но это все делать при разумном и обоснованном контроле, чтобы не подавить в личности формирующуюся самостоятельность.
- Действуйте твердо, будьте требовательными, но одновременно доброжелательными и тактичными.
- Нельзя стремиться к тому, чтобы переупрямить и тем сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому, грубому давлению.
- Добиться эффекта можно только при условии ненавязчивого и деликатного совета.
- Помочь детям выполнять порученное дело до конца.
- Недопустимо сравнивать ребёнка с кем-либо, лучше сравнивать достижения с его же результатами.
- Желательно не ставить ребёнка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется проводить какие-либо виды учебных работ, учитывающие скорость, занизить требования к быстроте и правильности выполнения задания.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребёнку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т. д.
- Развитие самостоятельности и уверенности в себе. Необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребёнок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
- Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Обращаясь к ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глазами.
- Снизить объём нагрузок.
- Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей.
- Незаконченную работу в классе нельзя отсылать домой, не допустить развитие чувства несправедливости.
- Трудно даются контрольные задания на время: растягивать или не учитывать время, или снизить объём задания.
- По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка, переходящие в агрессию и поощрять хорошее поведение.
- Позитивное поведение, деятельность нельзя хвалить и поощрять намного позже.
- Слабым местом тревожных детей является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, учитель спросит такого ученика не в начале и не в конце урока, а в середине.
- Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки».
- Просить о помощи учителю: раздать тетради, стереть с доски и т. д.
- Если ученик с недисциплинированным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай, разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
- Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
- Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
- Будьте с детьми вежливыми.
- Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
- Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
- Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
- Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
- Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
- Помните, что с переходом на среднюю ступень обучения у детей начинается кризис 13 лет (с 12 до 14 дет). Необходимо это учитывать при воспитании и обучении.
Особенности кризиса:
Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;
Переход от конкретного к абстрактному мышлению;
Проявляется взросление ребенка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству).