12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5557
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЯТИКЛАССНИКОВ

НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ.

Ф.И.О. ПЕДАГОГА----------------------------

Предмет

Эмоциональный дискомфорт


---------------------

1.Ф.И.О. уч-ся

2.

3.

4.

5.



Негативные чувства


Потребность на самовыражение и самоутверждение

Тревожность:

- переживание социального стресса,

- фрустрация потребности в достижении успеха,

- проблемы в отношениях с учителями,

- самовыражения,

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,

- ситуации проверки знаний

1.Ф.И.О.уч-ся

2.

3.

4.

5.

1.Ф.И.О.уч-ся

2.

3.

4.

5.

1.Ф.И.О.уч-ся

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В ЗНАЧИМОЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА

  • Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.
  • Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.
  • Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

  • Повышать самооценку ребёнка, выражая уверенность в его успехе. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  • Чаще вовлекать детей в разнообразные виды самостоятельной работы, дающей им возможность проявить свою взрослость.
  • Способствовать созданию различных форм сотрудничества учащихся в совместной учебной работе.
  • Воспитывать самокритичность, объективные оценки своих действий и поступков.
  • Предоставлять детям большую самостоятельность там, где это возможно, уважать их личность, но это все делать при разумном и обоснованном контроле, чтобы не подавить в личности формирующуюся самостоятельность.
  • Действуйте твердо, будьте требовательными, но одновременно доброжелательными и тактичными.
  • Нельзя стремиться к тому, чтобы переупрямить и тем сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому, грубому давлению.
  • Добиться эффекта можно только при условии ненавязчивого и деликатного совета.
  • Помочь детям выполнять порученное дело до конца.
  • Недопустимо сравнивать ребёнка с кем-либо, лучше сравнивать достижения с его же результатами.
  • Желательно не ставить ребёнка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется проводить какие-либо виды учебных работ, учитывающие скорость, занизить требования к быстроте и правильности выполнения задания.
  • Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребёнку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т. д.
  • Развитие самостоятельности и уверенности в себе. Необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребёнок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
  • Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Обращаясь к ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глазами.
  • Снизить объём нагрузок.
  • Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей.
  • Незаконченную работу в классе нельзя отсылать домой, не допустить развитие чувства несправедливости.
  • Трудно даются контрольные задания на время: растягивать или не учитывать время, или снизить объём задания.
  • По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка, переходящие в агрессию и поощрять хорошее поведение.
  • Позитивное поведение, деятельность нельзя хвалить и поощрять намного позже.
  • Слабым местом тревожных детей является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, учитель спросит такого ученика не в начале и не в конце урока, а в середине.
  • Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки».
  • Просить о помощи учителю: раздать тетради, стереть с доски и т. д.
  • Если ученик с недисциплинированным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай, разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.
Обмениваться информацией с родителями.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
  • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
  • Будьте с детьми вежливыми.
  • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
  • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
  • Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
  • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
  • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
  • Помните, что с переходом на среднюю ступень обучения у детей начинается кризис 13 лет (с 12 до 14 дет). Необходимо это учитывать при воспитании и обучении.

Особенности кризиса:

Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;

Переход от конкретного к абстрактному мышлению;

Проявляется взросление ребенка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству).


Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.