Рекомендации по руководству проектом по финансовой грамотности учеников 5–6 класса учителем обществознания
Рекомендации по руководству проектом по финансовой грамотности учеников 5-6 класса школы учителем обществознания
Автор: Лось Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МКОУ ООШ п. Кривцы Пудожского муниципального района Республики Карелия
Проектная деятельность является приоритетным направлением в реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Методы и инструменты проектной деятельности помогают наиболее эффективно реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Проектная деятельность создает условия для адресной работы с каждым учеником, позволяет приобрести позитивный социальный опыт в разновозрастной группе, формировать активную гражданскую позицию.
Финансовая система России постоянно совершенствуется, а финансовая грамотность населения пока находится на низком уровне [1]. Школа осуществляет запрос государства на формирование соответствующих компетенций у подрастающего поколения.
Учителю нужно найти место проекту по финансовой грамотности в учебном процессе. В ней ребенок овладеет методами проектирования и получит опыт элементарной финансовой деятельности. Рабочая программа к учебнику «Обществознание» для 5 и 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. дает возможность учителю организовать урок-проект или начать проект, который подростки завершат дома при поддержке семьи.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся [4].
Начало проектной деятельности – постановка проблемы и выбор темы. Финансовые проблемы часто возникают у подростков, так как еще очень мал опыт финансовой самостоятельной деятельности, нет собственных средств [1]. Необходимо начать наводящую беседу, в которой возникает финансовая проблема: «Я не знаю, сколько стоит то, что я люблю есть». Проблема личная, но оказывается, что многие не знают цену любимого блюда, это сближает. Начинается совместное обсуждение. Определяем тему проекта: «Сколько стоит мое любимое блюдо?»
Следующий этап – постановка цели и определение задач. Как решить проблему? Цель – отглагольное существительное, которое определяет образ результата. Здесь можно представить и проговорить варианты вида результата проекта, например презентация с картинками или фото, видео интервью или приготовления блюда с описанием, меню- распечатка и другие. Задачи – это действия, определенные в глагольную форму. Задачи всегда конкретны. Педагогу необходимо записать все предлагаемые варианты на доске и при обсуждении отсечь повторяющиеся, уточнить неточности, систематизировать по порядку выполнения. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами, с проектирования самого проекта, в частности, с определения вида продукта и формы презентации. На этом этапе происходит анализ проблемы, постановка методических задач перед педагогами, являющимися участниками проекта, согласование форм, методов работы и проводимых исследований, выбор формы организации деятельности, критериев оценивания работ, учебных задач перед учениками, источников информации, с которой будут работать ученики [2].
На этапе планирования деятельности по задачам, педагогу нужно прослушать каждого ученика, выступить в роли индивидуального консультанта или консультанта группы (если сформировалась группа). Наш проект начался на уроке обществознания и завершался самостоятельной деятельностью учеников дома сбором информации от семейных помощников. У нас помощниками были мамы подростков. Могут быть и другие члены семьи. И оформление проекта для последующего представления перед всем классом.
Важный этап проектной деятельности - это его представление. Критерии оценки проекта были обсуждены ранее и при презентации каждого проекта нужно, чтобы «эксперты» (в малочисленном классе - это каждый ученик) выразили свое мнение о проекте по карточке-плану. Важно для ребенка подросткового возраста - получить оценку своего поиска и творчества сверстниками. Известно, что самооценка подростков в этом возрасте не всегда адекватна: бывает заниженная или завышенная. Этот этап проекта поможет корректировать и самооценку, и умение корректно оценивать работы сверстников.
Информационная карта проекта
Участники: ученики 6 б класса
Образовательная организация: МКОУ ООШ п. Кривцы Пудожского района Республики Карелия
Направление: обществознание /экономика
Руководитель проекта: Лось Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания
Тема: Сколько стоит мое любимое блюдо?
Цель: формирование финансовой грамотности подростков ( для учителя)
Определение стоимости любимого блюда (для детей)
Обсуждение проекта:
Что нужно узнать сначала, что потом? Предложите план действий.
Мы оформим эти потребности в задачи (запись на доске)
Задачи:
Познакомиться с ценами на продукты, необходимые для приготовления любимого блюда, составить список.
Изучить способы приготовления блюда в беседе с мамой.
Сделать расчет продуктов на 1 порцию
Оформить проект в любой творческой форме
Беседа: Кто вам сможет помочь? (Называют помощника) Как и когда вы к помощнику сможете обратиться за помощью? Как вы попросите помощь? Как проект будет выглядеть? Как будет он представлен? Что мы будем оценивать в проекте?
Задание для обучающихся:
1. Обратиться к помощнику, записать рецепт блюда:
________________________________________________________________
(наименование блюда)
рецепт | ||
Ингредиенты | Количество гр/штук | Цена |
| | |
| | |
| | |
| | |
2. записать способ приготовления,
3. рассчитать стоимость 1 порции,
4. оформить работу на листах формата А4 (или альбомных листах),
5. подготовить представление своей работы устно с показом рецептов, фото блюда, рисунков.
Срок выполнения: 1 неделя
Результаты проекта: проект вызвал интерес. Были проведены беседы с мамами. Были подготовлены описания и устные рассказы. Работы были представлены в классе и получили обоснованные оценки сверстниками.
Таким образом, руководство проектом является важным и сложным видом деятельности учителя, который необходимо осуществлять. Не каждый проект - научная работа, но каждый проект является результатом обретения учащимися бесценного опыта овладения основами научной деятельности [3]. Ученики начальных классов уже выполняли проекты, но необходимо продолжать обучающую работу и в основной школе. В ходе работы над этим проектом выявились трудности в незнании цен на продукты, были выявлены ошибки в расчетах цены 1 порции, потому что план беседы с мамами был выполнен не полностью. Ребята проявили свои творческие способности и создали продукт проекта (3 меню с ценой). Пока проект выполняется на уровне начальных классов. Необходима планомерная работа по формированию финансовой грамотности, и развитию навыков проектной деятельности. Финансовая культура – это рациональное применение на практике своих знаний в финансовой деятельности [1]. Данный проект позволяет формировать правильное отношение к деньгам и бережное отношение к бюджету семьи. Безусловно, проекты по формированию финансовой грамотности нужная часть работы учителя обществознания.
Источники:
1. Винникова А.С.. Кузнецова Е.А., Дружинина К.Е.Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении финансовой грамотности.
2. Маковей Н.Н. Проектная деятельность как метод развития познавательных
интересов у младших школьников. https://raduga-yalta.edusite.ru/p102aa1.html
3. Шмакова Г.И. Руководство проектом, как особая форма деятельности учителя http://lib.teacher.msu.ru/pub/2073
4. Из Методических рекомендаций Московского департамента образования по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php)
Горбачёва Марина Юрьевна
Светлана Евгеньевна Лось